Ирина Костерина
Консультация для родителей «Обучаем и развиваем ребёнка с помощью игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Ирина Костерина
«Обучаем и развиваем ребёнка с помощью игр»
Игра – это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и
радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей
для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе своего
развития. Правильно развивающийся ребенок – это, без сомнения, играющий
ребенок. Игра – определённое отношение мира к ребенку и ребенка к миру,
ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника
к нему.
Игра и игровое общение с ребёнком в семье – это забота о его развитии,
Публикация «Консультация для родителей „Обучаем и развиваем ребёнка с помощью игр“» размещена в разделах
психологическом и эмоциональном здоровье. Создание благоприятной
игровой среды дома, позволяют ребенку передавать впечатления и знания об
окружающей действительности, полученные вне дома. Очень важно, чтобы
взрослый в семье принимал участие в игре с ребенком, показывая малышу
игровые способы, понимал важность игры для малыша. Играя, ребенок легче устанавливает связь с окружающим миром.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические игры– это обучающие игры. Они направлены на закрепление определенных знаний и представлений детей. Например, на закрепление названий предметов и явлений, узнавание их по отдельным частям, классификацию предметов.
Дидактические игры могут помочь:
- активизировать умственную работу на занятии, повысить активность и
инициативу дошкольников;
- дать ощущение свободы и уверенности, особенно нервным, слабым и
неуверенным в себе детям;
- улучшить взаимоотношения взрослого с ребенком;
- укрепить дружеские отношения в коллективе.
Дидактические игры можно разделить на три основных вида.
Игры с предметами – основаны на непосредственном восприятии детей,
соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами
знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать,
устанавливать сходство и различия предметов. Значение этих игр в том, что с
их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
При ознакомлении детей с природой в дидактических играх используют
природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные
цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты) и это вызывает у детей
интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись»,
«Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно-печатные игры – это интересное занятие для детей при
ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений,
явлениями живой и неживой природы.
Настольно-печатные игры. Они способствуют развитию наглядно-действенного мышления.
Их цель:
- закрепление знаний о предметах и их назначении;
- классификация, обобщение предметов по существенным признакам;
- установление взаимосвязи между предметами;
- составление целого из частей. ]Они разнообразны по видам: «Лото»,
«Домино», «Парные картинки». С помощью настольно- печатных игр можно
успешно развивать речь, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать, принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
При подборе игр важно учитывать:
- соответствие содержания игры возрасту детей;
- разнообразие игр;
- эмоциональность и выразительная речь взрослого при проведении игры.
Для детей 3- 4 лет проводятся игры на различение объектов и предметов
по форме, цвету, величине, виду, вкусу. В основном это – предметные игры.
Для детей 4-5 лет происходят усложнения: добавляются игры на различение объектов и предметов по запаху и на ощупь.
Для детей 5-6 лет усложняются ещё больше: игры на классификацию
объектов и предметов, их сравнение, формирование обобщений, узнавание
по отдельным частям.
Одни и те же дидактические игры можно повторять, но при повторении усложнять дидактическую задачу.
Условия проведения дидактических игр:
До начала игры педагог планирует эту деятельность, ставит образовательные, обучающие и воспитательные задачи.
Во время всего процесса взрослый остается руководителем. Он начинает игру, понятно объясняет правила, следит за развертыванием сюжета и подводит итог.
Педагог принимает активное участие: эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям.
Он учитывает индивидуальные особенности детей, изменяя ход или правила, если это нужно. Контролирует сменяемость игровых ролей после окончания каждого цикла игры.
Игры в детстве, в том числе дидактические, являются ведущим видом деятельности человека и имеют для него огромное значение. Педагоги и родители, грамотно внедряя их, способны помочь детям развиваться и обучаться незаметно и естественно для своего возраста.