Луценко Анна
Консультация для родителей о звуковой культуре речи «Правильно ли говорит ваш ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей о звуковой культуре речи «Правильно ли говорит ваш ребёнок?»
Цель: просвещение родителей по вопросу развития звуковой культуры речи.
Ход:
Вводная часть
Публикация «Консультация для родителей о звуковой культуре речи „Правильно ли говорит ваш ребёнок“» размещена в разделах
Здравствуйте, дорогие родители, на данный момент тема о звуковой культуре речи является очень важной. Поэтому хочется рассказать вам, как развивается речь ребенка, что необходимо делать для ее развития. С момента рождения, до поступления в школу, ребенку предстоит научиться правильно произносить все звуки родного языка, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, т. е. правильно объединять слова в предложения, овладеть связанной речью. Ребенок учится говорить на примере речи близких ему людей — родителей, бабушек и дедушек, старших сестер и братьев, товарищей.
Основная часть
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Звуковая культура речи закладывается в тот период, когда ребенок учится разговаривать. В возрасте от трех до семи лет дети осваивают произношение, интенсивно наполняют лексический запас, открывают для себя грамматический строй устной речи, научаются связно высказываться. У каждого ребенка эти процессы сопровождаются неодинаковой успешностью. Если речевые нарушения не устранить в детстве, то в последующие годы преодолеть их гораздо труднее.
Речь – сложная функция, которая задействует многие части организма. Это не только непосредственное «говорение» и осмысление того, что произносится. Каким будет звукоизвлечение и произношение, зависит от того, насколько развит речевой аппарат, как работают дыхательные мышцы.
В 2 года. Употребляет около 200 слов, строит короткие предложения. Появляются прилагательные (хороший, плохой, большой, маленький, красивый, простые предлоги. Может употреблять слова во множественном числе (мои игрушки). Искажает, пропускает многие звуки в словах.
Трехлетнему ребенку читают книжки. В основном это книжки, состоящие из картинок с короткими текстами. Взрослые поясняют ребенку иллюстрации, просят его показать, например, где машина, где колеса, где большой дом, а где маленький и т. п. В 3 года появляются звуки : й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки : с, з, ц. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.
К четырем годам малыш начинает уже понимать недостатки своей речи. В это время важно поправлять его, если он произнес слово или звук неправильно. Полезно в таких случаях направить внимание ребенка на неверно произнесенный звук и сравнить его с правильным произношением. К 4.5-5 годам появляются шипящие звуки : ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком «л» : «лека» - «река», «лыба» - «рыба» или иногда звуком «й» : «устай» - «устал».
В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.
Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. Для того, чтобы помочь вашему ребенку во время овладеть звуками, правильно их произносить, мы советуем вам провести данные игры:
Дид. игра с мячом «Назови слова со звуком [з]»
Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком, дифференцировать звуки [з] и [з’] в словах.
Ход: Дети стоят в кругу. Передавая мяч друг другу по кругу, они должны назвать слово со звуком [з]. Воспитатель спрашивает. Какой звук в этом слове [з] или [з’].
Дид. игра «Чижик»
Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [ч’].
Ход: Группа детей – чижики. Они сидят в клетке. Кошка (один из детей) затаилась в углу. Дети: Чижик в клетке сидел, Чижик громко в клетке пел; Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу. Появляется кошка. С криком «Мяу!» она ловит «чижиков», а те разбегаются.
Дид. игра «В кругу с мячом»
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.
Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно. Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.
Игра «Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
Игра «Угощаю»
Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в
«кислые», «соленые», «горькие» слова.
Игра «Подружи слова»
Листья падают – листопад. Снег падает – снегопад. Вода падает – водопад. Сам летает – самолет. Пыль сосет – пылесос
Заключительная часть
Так же в заключении хочу сказать, что вам стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т. д., сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка, частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.
Все сказанное поможет не только развить правильную, полноценную речь вашего ребенка, но и избежать появления у него многих дефектов речи голоса, и он сможет в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.