Елена Арбузова
Консультация для родителей «Организация воспитательно-образовательной деятельности ребенка во время карантина»
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас у нас наступила тяжелая пора, и вынужденный карантин заставил взрослых со своими детьми находиться в своих домах круглосуточно. Закрыты все общеобразовательные и дошкольные учреждения. И многие из вас задумывались, как организовать досуг и совместное времяпрепровождение. Как распланировать день, чтобы дети имели возможность общаться, развлекаться, и развиваться?
Публикация «Консультация для родителей „Организация воспитательно-образовательной деятельности ребенка во время карантина“» размещена в разделах
Постарайтесь максимально приблизить домашний режим с режимом в ДОУ. Продолжайте во время карантина заниматься с ребенком. Уважаемые родители, вам нужно понимать, что деятельность ребенка должна и впредь быть такой, как и была, или немного изменена. Ведь карантин закончится, и дети вернутся к привычной размеренной жизни в детском саду. И лучше, чтобы ребенку не пришлось заново к нему привыкать. Соблюдайте режимные моменты - своевременный дневной и ночной сон, так как он является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека, он очень важен как для взрослого, так и для ребенка. Однако для детей не менее важным считается дневной сон, присутствие которого существенно влияет на физическое и эмоциональное развитие. Почему так важен дневной сон для ребенка, вы узнаете, пройдя по ссылке: https://dou-sun.kup.edu54.ru/DswMedia/znacheniednevnogosna.pdf
Советую составить подробный распорядок дня и повесить его так, чтобы ребенок постоянно его мог видеть, для старших дошкольников и школьников, распорядок дня можно написать на листе бумаги или на стикерах. Для дошкольников, которые не умеют читать, можно составить распорядок в виде картинок либо мнемотаблиц. Важно, чтобы у ребенка были четкие ожидания по поводу того, что будет происходить в течение дня — когда будет время для игр, чтения и отдыха. Не стоит забывать и про то, что день также должен начинаться с гигиенических процедур, утренней гимнастики, завтрака.
В течение дня вы, или другие взрослые, которые будут находиться с вашим ребенком дома, должны организовать учебную, игровую, самостоятельную деятельность ребенка. Также не стоит забывать, что ребенку дошкольного возраста нужно помочь организовать свою деятельность, в отличие от школьника.
Поиграйте с ребенком. Не забывайте о том, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Она способствует развитию у ребенка навыков, умений, необходимых для самообслуживания и оказания помощи взрослым, привлекайте ребенка к работе по дому. В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит и моделирует уборку, стирку, прием пищи, одевание и раздевание на примере куклы или другой игрушки. Таким образом, у ребенка появится желание самостоятельно выполнять некоторые трудовые поручения — мыть посуду, накрывать на стол, убирать, подметать. Ребенку следует давать посильные трудовые поручения. Которые будут способствовать становлению его личности, формированию объективной самооценки и самоутверждению. Детские психологи утверждают, что дети старше трех лет получают пользу от того, что помогают родителям по дому. Чем младше ребенок, тем больше ему нравится помогать родителям в разных домашних делах. Данная ссылка вам поможет сориентироваться, какие дела и обязанности можно поручить вашему ребенку :
https://zen.yandex.ru/media/detidoma/spisok-sootvetstvuiuscih-vozrastu-domashnih-del-i-obiazannostei-5da88f273f548700ae021455?utm_source=serp
Важно организовать ребенку пребывание на свежем воздухе, в условиях карантина это возможно на лоджии, балконе, обязательно частое проветривайте помещение, в котором ребенок проводит время. Контролируйте пребывание ребенка перед компьютером или планшетом, ребенку будет полезнее послушать сказку, рассказ, выучить стихотворение, пересказать прочитанное произведение. Это можно сделать с помощью вопросов, рисунков. После прочтения задайте ребенку вопросы : «Чему учит сказка?», «О чем сказка?» и т. д. Весь перечень сказок по возрастам вы можете найти здесь: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/04/07/rekomendatsii-dlya-roditeley-po-chteniyu-detyam-vo Интересная форма работы – это составление сказки, возможно ее героями будут нереальные фантастические создания и пусть ребенок дает волю своим фантазиям, запишите сказку, предложите создать свою собственную книгу со сказками, возможно это войдет в добрую традицию в вашей семье, и у вас появится коллекция собственных произведений.
Для того чтобы ребенок научился читать и писать, нужно его учить быть внимательным. Рекомендую вам интересные упражнения для развития внимания:
- согните руки в локтях, ладони вовнутрь, пальцы согнуты. В любом порядке раскрывайте и закрывайте ладони: левую – раскрыть, правую – раскрыть, левую – закрыть, правую – закрыть, обе – раскрыть, левую – закрыть, правую – закрыть, левую – раскрыть одновременно, правую – раскрыть, обе – закрыть и т. д. Ребенок сидит напротив вас и раскрывает и закрывает ладошки в зеркальном отражении, то есть, если у вас правая, то у ребенка – левая. Он старается сначала медленно, а потом все быстрее раскрывать и закрывать нужную ладошку;
- если ребенок знает буквы (или несколько букв, предложите ему следующую игру. В книжке (журнале, газете) с крупным шрифтом нужно в течение, трех минут во всех словах подчеркивать (карандашом) букву «а». Через три минут вместе проверьте, нет ли пропущенных букв. Объясните ребенку, что быть внимательным – это значит, например, не пропускать буквы. Сравнивая количество прочитанных строчек и пропущенных букв, вы сможете следить за успехами ребенка. Выберите другую букву и выполните упражнение снова;
-усложните задание. Букву «о», например, нужно обвести кружком, а букву «п» – взять в квадрат и т. д. Над страницей нарисуйте образец. Далее 3 буквы можно обводить кружком, квадратиком, треугольником, подчеркивать, зачеркивать и т. д;
- составьте список существительных, которые доступны пониманию ребенка. Например: скажите ребенку слово «кот». Он повторяет: «кот». Вы добавляете слово «лист» – он повторяет: «кот», «лист». Вы предлагаете еще одно слово «груша», и ребенок вспоминает – «кот», «лист», «груша» и т. д. Постарайтесь запомнить максимальное количество слов. Ежедневно выполняйте это упражнение 2–3 раза. Старайтесь, чтобы ребенок запомнил максимальное количество слов;
- возьмите знакомую ребенку книгу. Прочитайте одно предложение и попросите ребенка «своими словами» пересказать прочитанное. Вы читаете второе предложение, а ребенок снова кратко пересказывает первое предложение и второе. Вы читаете третье предложение, а ребенок снова пересказывает все три и т. д., и так до конца абзаца. Точно так же прочитайте и перескажите второй абзац, затем первый и второй абзац вместе. Прибавьте третий и т. д. (10–15 мин). Работа памяти во многом зависит от способности припоминать уже известную информацию. Для развития этого процесса нужно не только формально повторять материал, но, самое главное, припоминать быстро. Этот метод называется методом скоростного воспроизведения. Больше общайтесь со своим ребенком. Описывайте все, что происходит, все что вы видите. Это поможет развить речь ребенка. Также можно поиграть с ребенком в пальчиковые игры, что тоже способствует развитие речи. Для этого не требуется специального оборудования либо дополнительных навыков. Используйте предметы и материалы, которые у вас под рукой. Переберите пуговицы, крупы, фасоли, бусинок. Сортировка предметов это интересное и полезное занятие для детей. Пуговицы, камушки, ракушки, каштаны, шишки, открытки ребенок под вашим присмотром раскладывает по кучкам. Предложите ребенку помочь в чистке овощей, при готовке салата, переливание жидкости, пересыпание сыпучих продуктов, сматывание ниток в клубок.
Еще одним не менее интересным занятием для ребенка будет исследовательская деятельность. Ведь экспериментирование - это, наряду с игрой - ведущая деятельность дошкольника. Дети очень любят учиться чему-то новому, экспериментировать и проводить опыты с новыми вещами, знакомиться со свойствами некоторых материалов. Несомненно, такие занятия очень полезны для детского развития в любом возрасте! Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Вы можете организовать дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми можно будет проводить опыты и эксперименты. Главное соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Опыты и эксперименты вы найдете, пройдя по ссылке: https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-organizacija-detskogo-yeksperimentirovanija-v-domashnih-uslovijah.html
Организуйте тематические домашние вечеринки, подготовить сценарий, костюмы, декорации, конкурсы, призы. Устройте семейный просмотр любимых мультиков, фильмов, домашнего видео, а перед этим изготовьте билеты, запаситесь соком и попкорном. Чем вам не домашний кинотеатр!
Не стоит забывать о том, что для ребенка важную роль играет взаимодействие со сверстниками – детский сад, игры во дворе, дни рождения друзей и т. д. Но во время карантина родители должны держать их в изоляции – ради их же здоровья. Как же развлечь ребенка в ситуации, когда вы не можете позволить ему гулять на улице и общаться с друзьями? Не изолируйте ребенка от общества. Поддерживайте контакт с друзьями и близкими. Обеспечьте ребенку возможность общаться с друзьями и родственниками в соцсетях, через скайп, телефон. К счастью, в сегодняшнее время, существует много различных способов это сделать.
Придумайте веселый способ научить ребенка правильным привычкам, чтобы дать ему чувство контроля. Например, вы можете превратить мытье рук в игру. Скажите ему: «Вокруг вирусы, поэтому нам нужно быть осторожными. Нам нужно вымыть руки, а затем я расскажу тебе, как еще мы сможем перехитрить вирусы». В формировании культурно-гигиенических навыков с использованием потешек, вам поможет https://mydocx.ru/12-15420.html
Делайте с ребенком поделки. Поделки – хороший способ развлечь ребенка и дать ему возможность проявить свои творческие способности. Художественно-продуктивная деятельность : рисование, лепка, аппликация, конструирование — это то, что, ребенку нравится делать больше всего после игры. В этих видах художественно-продуктивной деятельности ребенок имеет возможность воплотить свои замыслы и реализовать творческие способности, независимо от взрослого. Интересные идеи вы можете найти здесь https://semeynaya-kuchka.ru/podelki-dlya-detej-4-let-55-idej-dlya-detskogo-sada/
Сейчас есть много интересных настольных игр, которые развивают логическое мышление, память, внимание — и это тоже будет интересным времяпрепровождением, для вас и ваших детей. Настольные игры весело и красочно разнообразят досуг каждой семьи. Не спешите покупать игры в магазинах, а попробуйте сделать их своими руками, это поможет Вам сблизиться с детьми и создать особый стиль игры, а данная ссылка поможет вам в разработке настольных игр своими руками:
https://svoimirukamy.com/nastolnye-igry-svoimi-rukami.html
Дети очень любят играть с предметами быта, такие игры не только интересны, но еще и развивают ребенка и позволят вам заняться своими делами:
- Игры с прищепками: для игры понадобятся прищепки разных цветов и размеров и плоскостные картонные фигуры. Ребенок прицепляет прищепку к фигурам и создает разные образы;
- Игры с фольгой и пищевой пленкой: ребенок заворачивает в фольгу или пищевую пленку разные предметы (это могут быть как различные предметы, так и овощи, фрукты и т. п.). Затем ребенок должен, не разворачивая фольги, угадать предмет. Либо сразу предлагаются завернутые в фольгу предметы;
- Игра «Входит – не входит» : для игры понадобится пластиковая бутылка, невысокая, с широким донышком для устойчивости, предметы разного размера. Ребенок должен поместить предметы в бутылку. Игра поможет ребенку научится соотносить предметы разного размера;
- Игры с крупой: наполните большой контейнер любой крупой, дайте ребенку маленькую лопатку, ведерко и разные емкости для пересыпания крупы. Ребенок сможет там играть как в песочнице. Можно предварительно спрятать мелкие игрушки (киндер) в крупе и попросить ребенка отыскать их;
- Найди предмет: возьмите два бумажных пакета и положите в каждый из них по нескольку одинаковых парных предметов. Это могут быть шарики из ваты, квадратики шелковой материи, кусочки шерстяной пряжи, пуговицы разной формы, губка, разрезанная на разной величины мелкие части. Не глядя, ребенок должен вынуть сначала какой-нибудь предмет из одного пакета, а затем найти такой же в другом. Понаблюдайте, сколько времени это будет занимать у него каждый раз.
Не забывайте о динамических паузах. Ребенок не может долго концентрироваться на одном деле, поэтому такие паузы будут вам отличными помощниками для снятия усталости, а также помогут избежать нагрузки. Это могут быть игры на подражание, он может подражать вашим действиям или изображать что-либо. Изображать можно все что угодно: игрушки, животных, посуду, транспорт и т. д. Вы можете показывать движения, а ребенок за вами повторяет, либо ребенок вытягивает карточку с изображением или написанным словом и сам придумывает как можно показать. Можно просто включить музыку и двигаться так как хочется, а можно включить песни в которых необходимо выполнять заданные движения. Комплекс физминуток вы можете найти на сайте https://pochemu4ka.ru/publ/108-1-0-1151 Песни-игры, подвижные игры, идеи для занятий можно найти на сайте https://jili-blog.ru/muzykalnye-pesni-igry-zheleznovoj-po-vozrastam-skachat.html
Ну и наконец, кто из родителей не мечтает о том, чтобы хотя бы некоторую часть времени дети играли в самостоятельные игры, не привлекая вас к этому занятию? Рекомендую Вам 40 самостоятельных занятий и игр для детей https: //dvoye-detey.ru/dosug/samostoyatelnyye-igry-ili-40-sposobov-razvlech-detey.html
Уважаемые родители!
Убедительная просьба соблюдать режим карантина! В целях недопущения распространения короновирусной инфекции призываем вас ограничить пребывание в общественных местах, рекомендуем быть дома всей семьёй. Ну, а всем родителям остается пожелать терпения и спокойствия. Помните, что карантин — это временная ситуация, так что постарайтесь сохранять оптимизм. Здоровья Вам и вашим детям!