Ольга Моисеева
Консультация для родителей «Ознакомление со звуковым строением слова»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление со звуковым строением слова»
Одной из важнейших задач подготовки к грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Если не ставится задача обучить старших воспитанников зачатием грамоты, то в ознакомлении со звуковым строением слова не входит полный звуковой анализ. «Воспитатель… подводит их к звуковому анализу слов»
Публикация «Консультация для родителей „Ознакомление со звуковым строением слова“» размещена в разделах
Полный звуковой (фонематический) анализ слова включает определение и состава звуков в слове в их количественном своеобразии, и порядка их следования. Необходимо услышать в слове ударение, мягкость и твёрдость согласных звуков, их звонкость и глухость (лиса, лампа, мышка, мишка, зубы, суп, услышать в самом начале слова ёлка не один звук, а два (й о) и многое другое. Звуковой анализ слова обязательно требует установления последовательности звуков. Ведь звучащее слово – это процесс, как и вообще речь. Оно состоит из звуков, следующих один за другим. В слове, как и в предложении, и в связном высказывании проявляются самые общие свойства речи – дискретность, отдаленность составляющих его единиц (звуков) и их линейность, последовательность. Поэтому полный звуковой анализ слова – это установление последовательности звуков с их качественными особенностями (включая и выделение ударного гласного) .
Знакомиться со звуковой стороной слова, усваивать самые простые формы её анализа дети начинают ещё в средней группе на занятиях по звуковой культуре речи : они вслушиваются в потешки, стихи, которые читает воспитатель, подбирает слова с определённым звуком. Позже дети выполняют и более сложные задания, например, подбирают слова, начинающиеся на мягкий согласный звук, на звонкий согласный и т. п. Выполнение подобных заданий совершенствует фонематический слух и звукопроизношения и вместе с тем подготавливает детей к звуковому анализу слова.
При ознакомлении детей со звуковой стороной слова широко используются звукоподражательные слова (шорох, шуршать, шелестеть, кукушка, квакать и т. п.) Благодаря этому дошкольники легче воспринимают звуковой облик слова, обращают внимание на его звучание. Вместе с тем воспитателю нужно помнить, слов, как бы изображающих своим звучанием определённые звуковые явления, в языке немного. Большинство слов любого языка по своему звуковому облику, по звучанию не имеет ничего общего с теми предметами и явлениями, которые ими обозначаются, называются.
Поэтому важно показать детям различия звуковой и смысловой стороны слова. Для этого можно использовать синонимы (врач - доктор, близко - недалёко, вместе – сообща, грустить-унывать, около-возле, лентяй-бездельник и т. п.)
Воспитатель, например, предлагает детям послушать В. Лифимца:
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в воде по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
С помощью педагога дети выясняют, какие 2 интересных слова встретились в стихотворении? Совсем одинаково звучит – ключ, а мы называем этими словами совсем разное. Одним словом мы называем родник, другим – то, что запирают и отпирают замок. Такие задания делаются и в старшей, и в подготовительной группах. Сочетание ознакомления со звуковой стороной слова и ознакомления с его смысловой стороной обогащает представление детей о слове, как единице языка.
В подготовительной к школе группе, воспитатель, подводя детей к звуковому анализу, продолжает знакомить со звучащим словом, с тем, слова состоят из звуков, что звуки произносятся друг за другом, последовательно.
Для сопоставления коротких и длинных слов можно взять, например, такие многосложные слова (автопогрузчик, водопроводчик, радиоприёмник) .
Демонстрируя детям динамику слова, последовательность звуков в нём, воспитатель может использовать линейку, о которой рассказано выше, в разделе об ознакомлении со словесным составом предложения.
На занятиях по звуковой культуре речи и по грамоте детям даются задания определить место звука в слове, не до конца произнесённом воспитателем (до… м, но… с, сказать, какой первый звук в слове (осы, усы, эхо) .
Подводя детей к звуковому анализу слова как установлению последовательности звуков, воспитатель демонстрирует звуковую линейность слова на простых примерах – на звукоподражаниях ау, уа: «Какой первый звук в слове ау? Какой слышится за ним? Сопоставив слова, педагог поясняет, они состоят из одних и тех же двух звуков. А и. У, лишь порядок звуков разный. Можно дать и более сложные примеры (нос – сон и т. д., но звуковой анализ проводит воспитатель: «В слове нос первый звук Н, второй - О, третий – С. В слове сон звуки идут в обратном порядке.»
При обучении звуковому анализу детей формируются умения протяжно произносить звуки слова, последовательно выделяя их один за другим, например (шааар) .Такое произнесение становится средством выявления состава звуков и их последовательности.
Подводя детей к звуковому анализу, воспитатель демонстрирует растянутое произнесение слова. Для этого подбираются слова, звуки которых можно произносить протяжно (шалун, луна, шалаш, сахар и т. д.) Сначала педагог произносит слово сам : шшшааалууун. Затем выбрав более простое слово, говорит: «А сейчас мы так же произнесём все вместе слово луна. Только я буду говорить громко, а вы совсем – совсем тихо, шепотом».
При растянутом, протяжном произнесении всех звуков хорошо выступает динамика слова, следование звуков одного за другим. Оно лучше, чем при обычном произнесении, прослушивается, подобно тому, как лучше, легче прослеживаются особенности движений гимнаста и их последовательность, когда на экране телевизора мы воспринимаем
замедленное воспроизведение видеозаписи.
Эти упражнения дают детям лишь первое представление о произносительном выделении звуков как средство звукового анализа, но они облегчают переход к настоящему звуковому анализу.