МААМ-картинки

Консультация для родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

Людмила Калинина
Консультация для родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

Консультация для родителей

«Что и как читать ребенку»

Художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира.

Публикация «Консультация для родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

По словам известного литературоведа Ю. М. Лотмана, художественные тексты содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт.

Что приобретает ребенок, когда родители ему читают?

Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества.

Во-первых, пока вы ему читаете, ваше чадо фантазирует, создает зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии есть важнейшая ступень на пути становления

творческой личности.

Если у вас не получается читать часто, то хорошим подспорьем вам могут стать кассеты с аудиозаписями сказок, рассказов, пьес.

Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.

В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.

В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, он начинает хорошо запоминать со слуха.

Гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной. Тогда чтение становится желанным и ожидаемым. В течение дня это счастливое время: всегда найдется 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребенку. В режиме необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Формируя круг чтения на каждый период развития ребенка, выбирайте книги, которые наполнят его рост открытиями и радостными переживаниями.

В круг чтения должны входить произведения разных видов и жанров: стихи, сказки, рассказы и юмористические произведения. В старшем дошкольном возрасте приоритетными должны быть познавательные книги.

Выбирая книги для своего ребенка, исходите из его развития, помня, что все индивидуально.

Дошкольник не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемому громкому чтению. Воспитывайте у детей вдумчивое отношение к книге, а что это значит – хорошо видно из слов великого К. Ушинского: «Необходимо приучать детей… слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное.»

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Читайте детям неторопливо, старайтесь передать музыку ритмической речи.

Помните – ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Рекомендуется читать с детьми большие литературные формы — авторские сказочные и реалистические повести, а также циклы рассказов с единым персонажем. Большие повествования обычно почти не используются в детском саду.

Однако именно большие повествовательные тексты создают возможные миры с целостной цепью событий, происходящих с персонажами, временно-при чинными связями, зависимостью поведения персонажей от изменяющейся обстановки и внутренних психологических мотивов. Такого рода сложные повествовательные последовательности позволяют ребенку открывать для себя широкий спектр возможных моде лей поведения и переживания в различных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе.

Интересы старших дошкольников концентрируются как раз вокруг этих продолжающихся историй персонажей, то есть художественных текстов больших форм. Именно они становятся привлекательны ми для ребенка с его возрастающими способностями понимания мира, связывания отдельных представлений о нем в целостную картину.

Практикуйте такие чтения, когда ребенок уже может, полюбив героев, войти в их мир.

Читайте детям вслух не только все дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться.

Рекомендательный список для чтения детям 5 - 6 лет

Художественные тексты для длительного чтения:

А. Пушкин. Сказка о царе Салтане… ; Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

П. Ершов. Конек-горбунок.

С. Аксаков. Аленький цветочек.

В. Гауф. Маленький Мук. Карлик Нос.

Г. Х. Андерсен. Снежная королева.

Русские богатыри: былины (обработка для детей И. Карнауховой)

А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.

А. Милн. Винни-Пух и все-все-все.

Т. Янссон. Шляпа волшебника. Волшебная зима.

Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей.

Дж. Родари. Приключения Чиполлино.

К. Чуковский (по X. Лофтингу). Доктор Айболит.

Ю. Дружков. Приключения Карандаша и Самоделкина.

Э. Успенский. Дядя Федор, пес и кот. Крокодил Гена и его друзья. Гарантийные человечки.

А. Волков. Волшебник Изумрудного города.

Г. Остер. Остров Эскадо.

А. Линдгрен. Малыш и Карлсон.

П. Трэверс. Мэри Поппинс.

Дж. Родари. Путешествие Голубой стрелы.

В. Бианки. Мышонок Пик. Синичкин календарь.

А. Секора. Муравьи не сдаются.

В. Бонзелъс. Пчела Майя и ее приключения.

Р. Киплинг. РикКи-Тикки-Тави.

А. Чехов. Каштанка.

Д. Биссет. Забытый день рождения (сказки в пе ресказе Н. Шерешевской) .

Г. Остер. Сказочные рассказы: Привет мартышке. Зарядка для хвоста. Великое закрытие. И др. (Цикл рассказов о мартышке, слоненке, удаве и попугае.)

И. Токмакова. Аля, Кляксич и буква

А. Ю. Дружков. Волшебная школа.

Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена: Часть 1 (Конь на крыше. Удивительная охота. Куропатки на шомполе. Бешеная шуба. Восьминогий заяц. И другие истории.)

Б. Житков. Что я видел.

Н. Забила. Катруся уже большая.

Н. Носов. Дружок. Фантазеры. Мишкина каша. Огородники. Автомобиль.

В. Драгунский. Денискины рассказы: «Он живой и светится.». Красный шарик в синем небе. Друг детства. Шляпа гроссмейстера. Тайное становится явным. Что любит Мишка. Что я люблю. И др. Б. Емельянов. Дед Макабка. Рассказы о маме.

С. Баруздин. Рави и Шаши.

Ю. Коваль. Алый.

А. Гайдар. Чук и Гек.

М. Зощенко. Леля и Минька (цикл рассказов) .

А. Линдгрен. Приключения Эмиля из Лённеберги.

С. Маршак. Веселое путешествие от «А» до «Я».

Художественные тексты для непродолжительного чтения

Сказки разных народов (по выбору, в том числе:

Русские сказки (в обработке русских писателей) : Иван-царевич и Серый волк. Царевна-лягушка. По щучьему веленью. Финист - ясный сокол. Поди туда - не знаю куда, принеси то — не знаю что. Морской царь и Василиса Премудрая. Сказка о молодильных яблоках и живой воде. Марья-Моревна. Сивка-бурка. Никита-Кожемяка. Иван-крестьянский сын и чудо-юдо.

Немецкие сказки (в обработке братьев Гримм) : Бременские музыканты. Снегурочка. Сказка о рыбаке и его жене. Король-Дроздовик. Госпожа Метелица. Храбрый портняжка. Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка. Юный великан. Белоснежка и Алоцветик. Верные звери.

Г. Х. Андерсен. Новое платье короля. Стойкий оловянный солдатик. Свинопас. Елка. Старый уличный фонарь. История года.

Ш. Перро. Кот в сапогах. Спящая красавица.

Р. Киплинг. Кошка, которая гуляла сама по себе. Как было написано первое письмо. Как была придумана азбука (Как появился алфавит.) Откуда взялись броненосцы. Краб, который играл с морем. Сказка о Старике Кенгуру.

В. Одоевский. Городок в табакерке.

Д. Нагишкин. Айога.

П. Бажов. Серебряное копытце. Огневушка-поскакушка.

С. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Гайдар. Сказка о военной тайне» о Мальчише- Кибальчише и его твердом слове.

К. Паустовский. Теплый хлеб.

И. Соколов-Микитов. Листопадничек.

В. Бианки. Сказки: Сова. Чей нос лучше. Как Муравьишка домой спешил. Мастера без топора. Хвосты. Терентий-Тетерев.

Н. Павлова. Находка. В живой комнате. Как облачко. Травка Пупавка. Желтый, белый, лиловый. Под кустом.

Дж. Родари. Почему? Отчего? Зачем?

К. Ушинский. Дети в роще.

Л. Толстой. Птичка. Корова. Филипок. Пожар. Котенок. Лев и собачка. Черепаха.

К. Паустовский. Квакша. Кот-ворюга. Растрепанный воробей.

А. Гайдар. Поход. Совесть.

Н. Носов. На горке. Ступеньки. Живая шляпа. Карасик. Про репку. Огурцы. Про Гену. Саша. И я помогаю. Шурик у дедушки.

Л. Письменная. Верный. Веснушка.

В. Бианки. Плавунчик. Снежная книга. Снегирушка-милушка. Музыкальная канарейка.

М. Пришвин. Лисичкин хлеб. «Изобретатель». Ребята и утята. Ярик. Предательская колбаса. Первая стойка. Пиковая Дама. Лесной доктор. Этажи леса. Зверь бурундук. Лесной хозяин. Как поссорились кошка с собакой.

Г. Снегирев. Бобровая хатка. Бобровый сторож. Бобренок. Верблюжья варежка. Морская свинка. Маленькое чудовище. Осьминог. Обитаемый остров. Рачок-мореход. Как воробей на Камчатке побывал.

Е. Чарушин. Хитрая мама Свинья. Страшный рассказ. Захочешь есть - говорить научишься. Птичье озеро.

Б. Емельянов. Сапоги-собаки. Кот-пожарный. Кот и собака. Васька.

Г. Скребицкий. В зимнюю стужу.

Н. Сладкое. Птенцы-хитрецы.

Э. Сетон-Томпсон. Чинк.

Считалки, скороговорки, загадки, прибаутки и небылицы (из сборников русского и зарубежно го фольклора) .

Сказки в стихах (по фольклорным мотивам) :

В. Жуковский. Кот в сапогах. Спящая царевна.

А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. И др.

Тематические подборки стихов для детей : (о природных стихийных силах и их использо вании человеком, о разных животных и расте ниях, о сезонах и ландшафтах, о рукотворных вещах и их истории, об этапах взросления и профессиях человека, о разнообразных коллизи ях детской жизни, о качествах человека, про являющихся в обыденных и чрезвычайных об стоятельствах, и т. п.)

К. Чуковский, С. Маршак, Б. Заходер, А. Барто, Г, Сапгир, С. Михалков, Я. Аким, Л. Квит ко, И. Токмакова, С. Баруздин, Г. Остер, В. Маяковский, Саша Черный, Ю. Тувим, Дж. Родари и др. (авторские и тематические сборники) .

Стихи-перевертыши:

Э. Лир, Д. Хармс, Н. Заболоцкий, Ю. Влади миров, А. Введенский, Э. Успенский, Г. Остер,

Я. Бжехва и др.

Лирические стихи

В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тют чев, А. Фет, А. Плещеев, А. Майков, Н. Некра сов, А. Блок, С. Есенин, И. Бунин и др. (автор ские и тематические сборники).

Публикации по теме:

Интегрированная НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Африку» Тема. Путешествие в Африку. Цель: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, углублять представление.

Конспект дополнительного занятия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Ангелы с нами» План занятия 1. Введение. 2. Рассматривание внешнего вида фигур Ангелов. Беседа с детьми о значении Ангела-Хранителя в жизни каждого человека.

Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию «Цветок Души» Занятие по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Цветок Души» Программное содержание: - социально-коммуникативное.

Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях» Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы Возрастная группа : подготовительная.

Конспект ООД по социально-нравственному воспитанию «Доброта наших сердец» Цель: расширение представлений детей о понятиях «доброта», «добрый поступок», «доброе слово». Задачи: Образовательные: расширить и закрепить.

Консультация для родителей, по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.Консультация для родителей, по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. оспитание есть цель непрерывных все усложняющихся упражнений в разнообразных видах труда. Тот кто лишает ребенка постельного для него.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Семья — опора счастья» .

Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственному воспитанию В настоящее время наше общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Материальные ценности доминируют над духовными. С экранов.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Добру откроем мы сердца» Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество,.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Сотворение мира» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Машенька» Занятие по духовно-нравственному воспитанию для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 апреля 2017 в 19:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД