Приложение МААМ

Консультация для родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

Людмила Калинина
Консультация для родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Что и как читать ребенку»

Художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира.

Публикация «Консультация для родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

По словам известного литературоведа Ю. М. Лотмана, художественные тексты содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт.

Что приобретает ребенок, когда родители ему читают?

Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества.

Во-первых, пока вы ему читаете, ваше чадо фантазирует, создает зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии есть важнейшая ступень на пути становления

творческой личности.

Если у вас не получается читать часто, то хорошим подспорьем вам могут стать кассеты с аудиозаписями сказок, рассказов, пьес.

Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.

В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.

В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, он начинает хорошо запоминать со слуха.

Гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной. Тогда чтение становится желанным и ожидаемым. В течение дня это счастливое время: всегда найдется 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребенку. В режиме необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Формируя круг чтения на каждый период развития ребенка, выбирайте книги, которые наполнят его рост открытиями и радостными переживаниями.

В круг чтения должны входить произведения разных видов и жанров: стихи, сказки, рассказы и юмористические произведения. В старшем дошкольном возрасте приоритетными должны быть познавательные книги.

Выбирая книги для своего ребенка, исходите из его развития, помня, что все индивидуально.

Дошкольник не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемому громкому чтению. Воспитывайте у детей вдумчивое отношение к книге, а что это значит – хорошо видно из слов великого К. Ушинского: «Необходимо приучать детей… слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное.»

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Читайте детям неторопливо, старайтесь передать музыку ритмической речи.

Помните – ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Рекомендуется читать с детьми большие литературные формы — авторские сказочные и реалистические повести, а также циклы рассказов с единым персонажем. Большие повествования обычно почти не используются в детском саду.

Однако именно большие повествовательные тексты создают возможные миры с целостной цепью событий, происходящих с персонажами, временно-при чинными связями, зависимостью поведения персонажей от изменяющейся обстановки и внутренних психологических мотивов. Такого рода сложные повествовательные последовательности позволяют ребенку открывать для себя широкий спектр возможных моде лей поведения и переживания в различных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе.

Интересы старших дошкольников концентрируются как раз вокруг этих продолжающихся историй персонажей, то есть художественных текстов больших форм. Именно они становятся привлекательны ми для ребенка с его возрастающими способностями понимания мира, связывания отдельных представлений о нем в целостную картину.

Практикуйте такие чтения, когда ребенок уже может, полюбив героев, войти в их мир.

Читайте детям вслух не только все дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться.

Рекомендательный список для чтения детям 5 - 6 лет

Художественные тексты для длительного чтения:

А. Пушкин. Сказка о царе Салтане… ; Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

П. Ершов. Конек-горбунок.

С. Аксаков. Аленький цветочек.

В. Гауф. Маленький Мук. Карлик Нос.

Г. Х. Андерсен. Снежная королева.

Русские богатыри: былины (обработка для детей И. Карнауховой)

А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.

А. Милн. Винни-Пух и все-все-все.

Т. Янссон. Шляпа волшебника. Волшебная зима.

Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей.

Дж. Родари. Приключения Чиполлино.

К. Чуковский (по X. Лофтингу). Доктор Айболит.

Ю. Дружков. Приключения Карандаша и Самоделкина.

Э. Успенский. Дядя Федор, пес и кот. Крокодил Гена и его друзья. Гарантийные человечки.

А. Волков. Волшебник Изумрудного города.

Г. Остер. Остров Эскадо.

А. Линдгрен. Малыш и Карлсон.

П. Трэверс. Мэри Поппинс.

Дж. Родари. Путешествие Голубой стрелы.

В. Бианки. Мышонок Пик. Синичкин календарь.

А. Секора. Муравьи не сдаются.

В. Бонзелъс. Пчела Майя и ее приключения.

Р. Киплинг. РикКи-Тикки-Тави.

А. Чехов. Каштанка.

Д. Биссет. Забытый день рождения (сказки в пе ресказе Н. Шерешевской) .

Г. Остер. Сказочные рассказы: Привет мартышке. Зарядка для хвоста. Великое закрытие. И др. (Цикл рассказов о мартышке, слоненке, удаве и попугае.)

И. Токмакова. Аля, Кляксич и буква

А. Ю. Дружков. Волшебная школа.

Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена: Часть 1 (Конь на крыше. Удивительная охота. Куропатки на шомполе. Бешеная шуба. Восьминогий заяц. И другие истории.)

Б. Житков. Что я видел.

Н. Забила. Катруся уже большая.

Н. Носов. Дружок. Фантазеры. Мишкина каша. Огородники. Автомобиль.

В. Драгунский. Денискины рассказы: «Он живой и светится.». Красный шарик в синем небе. Друг детства. Шляпа гроссмейстера. Тайное становится явным. Что любит Мишка. Что я люблю. И др. Б. Емельянов. Дед Макабка. Рассказы о маме.

С. Баруздин. Рави и Шаши.

Ю. Коваль. Алый.

А. Гайдар. Чук и Гек.

М. Зощенко. Леля и Минька (цикл рассказов) .

А. Линдгрен. Приключения Эмиля из Лённеберги.

С. Маршак. Веселое путешествие от «А» до «Я».

Художественные тексты для непродолжительного чтения

Сказки разных народов (по выбору, в том числе:

Русские сказки (в обработке русских писателей) : Иван-царевич и Серый волк. Царевна-лягушка. По щучьему веленью. Финист - ясный сокол. Поди туда - не знаю куда, принеси то — не знаю что. Морской царь и Василиса Премудрая. Сказка о молодильных яблоках и живой воде. Марья-Моревна. Сивка-бурка. Никита-Кожемяка. Иван-крестьянский сын и чудо-юдо.

Немецкие сказки (в обработке братьев Гримм) : Бременские музыканты. Снегурочка. Сказка о рыбаке и его жене. Король-Дроздовик. Госпожа Метелица. Храбрый портняжка. Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка. Юный великан. Белоснежка и Алоцветик. Верные звери.

Г. Х. Андерсен. Новое платье короля. Стойкий оловянный солдатик. Свинопас. Елка. Старый уличный фонарь. История года.

Ш. Перро. Кот в сапогах. Спящая красавица.

Р. Киплинг. Кошка, которая гуляла сама по себе. Как было написано первое письмо. Как была придумана азбука (Как появился алфавит.) Откуда взялись броненосцы. Краб, который играл с морем. Сказка о Старике Кенгуру.

В. Одоевский. Городок в табакерке.

Д. Нагишкин. Айога.

П. Бажов. Серебряное копытце. Огневушка-поскакушка.

С. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Гайдар. Сказка о военной тайне» о Мальчише- Кибальчише и его твердом слове.

К. Паустовский. Теплый хлеб.

И. Соколов-Микитов. Листопадничек.

В. Бианки. Сказки: Сова. Чей нос лучше. Как Муравьишка домой спешил. Мастера без топора. Хвосты. Терентий-Тетерев.

Н. Павлова. Находка. В живой комнате. Как облачко. Травка Пупавка. Желтый, белый, лиловый. Под кустом.

Дж. Родари. Почему? Отчего? Зачем?

К. Ушинский. Дети в роще.

Л. Толстой. Птичка. Корова. Филипок. Пожар. Котенок. Лев и собачка. Черепаха.

К. Паустовский. Квакша. Кот-ворюга. Растрепанный воробей.

А. Гайдар. Поход. Совесть.

Н. Носов. На горке. Ступеньки. Живая шляпа. Карасик. Про репку. Огурцы. Про Гену. Саша. И я помогаю. Шурик у дедушки.

Л. Письменная. Верный. Веснушка.

В. Бианки. Плавунчик. Снежная книга. Снегирушка-милушка. Музыкальная канарейка.

М. Пришвин. Лисичкин хлеб. «Изобретатель». Ребята и утята. Ярик. Предательская колбаса. Первая стойка. Пиковая Дама. Лесной доктор. Этажи леса. Зверь бурундук. Лесной хозяин. Как поссорились кошка с собакой.

Г. Снегирев. Бобровая хатка. Бобровый сторож. Бобренок. Верблюжья варежка. Морская свинка. Маленькое чудовище. Осьминог. Обитаемый остров. Рачок-мореход. Как воробей на Камчатке побывал.

Е. Чарушин. Хитрая мама Свинья. Страшный рассказ. Захочешь есть - говорить научишься. Птичье озеро.

Б. Емельянов. Сапоги-собаки. Кот-пожарный. Кот и собака. Васька.

Г. Скребицкий. В зимнюю стужу.

Н. Сладкое. Птенцы-хитрецы.

Э. Сетон-Томпсон. Чинк.

Считалки, скороговорки, загадки, прибаутки и небылицы (из сборников русского и зарубежно го фольклора) .

Сказки в стихах (по фольклорным мотивам) :

В. Жуковский. Кот в сапогах. Спящая царевна.

А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. И др.

Тематические подборки стихов для детей : (о природных стихийных силах и их использо вании человеком, о разных животных и расте ниях, о сезонах и ландшафтах, о рукотворных вещах и их истории, об этапах взросления и профессиях человека, о разнообразных коллизи ях детской жизни, о качествах человека, про являющихся в обыденных и чрезвычайных об стоятельствах, и т. п.)

К. Чуковский, С. Маршак, Б. Заходер, А. Барто, Г, Сапгир, С. Михалков, Я. Аким, Л. Квит ко, И. Токмакова, С. Баруздин, Г. Остер, В. Маяковский, Саша Черный, Ю. Тувим, Дж. Родари и др. (авторские и тематические сборники) .

Стихи-перевертыши:

Э. Лир, Д. Хармс, Н. Заболоцкий, Ю. Влади миров, А. Введенский, Э. Успенский, Г. Остер,

Я. Бжехва и др.

Лирические стихи

В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тют чев, А. Фет, А. Плещеев, А. Майков, Н. Некра сов, А. Блок, С. Есенин, И. Бунин и др. (автор ские и тематические сборники).

Публикации по теме:

Интегрированная НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Африку» Тема. Путешествие в Африку. Цель: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, углублять представление.

Конспект дополнительного занятия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Ангелы с нами» План занятия 1. Введение. 2. Рассматривание внешнего вида фигур Ангелов. Беседа с детьми о значении Ангела-Хранителя в жизни каждого человека.

Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию «Цветок Души» Занятие по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Цветок Души» Программное содержание: - социально-коммуникативное.

Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях» Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы Возрастная группа : подготовительная.

Конспект ООД по социально-нравственному воспитанию «Доброта наших сердец» Цель: расширение представлений детей о понятиях «доброта», «добрый поступок», «доброе слово». Задачи: Образовательные: расширить и закрепить.

Консультация для родителей, по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.Консультация для родителей, по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. оспитание есть цель непрерывных все усложняющихся упражнений в разнообразных видах труда. Тот кто лишает ребенка постельного для него.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Семья — опора счастья» .

Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственному воспитанию В настоящее время наше общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Материальные ценности доминируют над духовными. С экранов.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Добру откроем мы сердца» Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество,.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Сотворение мира» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Машенька» Занятие по духовно-нравственному воспитанию для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 апреля 2017 в 19:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Калинина (УИ 931976) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД