Лагунова Наталья Алексеевна
Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что дети дошкольного возраста по своей природе исследователи. Любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения – важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка. Ребенок настроен на познание мира, он хочет познать его. Открыть, изучить – значит сделать шаг в неизвестное и неопознанное.
Публикация «Консультация для родителей „Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В исследовательской деятельности проявляются творческие способности ребенка. Они успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.
Перед собой ставила задачи:
научить ребенка самостоятельно удовлетворять любознательность ( помочь ребенку ответить на вопросы: почему, зачем);
научить детей устанавливать причинно-следственные связи;
научить детей работать единой командой.
Распределяя исследовательские задания, исхожу из потребностей детей, чтобы каждый ребенок имел возможность для проявления своих творческих способностей, смог раскрыться с той стороны, где он наиболее силен.
В ходе исследовательской деятельности следует соблюдать ряд правил:
проект – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить;
детская проектная деятельность свободна от обязательств.
При выполнении исследовательского проекта роль воспитателя является ведущей. Воспитатель участвует в эксперименте равноправным партнером, руководит экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
Подготовка к проведению эксперимента начинается с определения дидактических задач, затем выбирается объект. Воспитатель знакомится с ним заранее, одновременно он осваивает технику экспериментирования, если ему она незнакома. Продолжительность эксперимента определяется особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, состоянием детей. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель и задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание, а затем привлекает детей к обсуждению.
Нежелательно предсказывать конечный результат. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины. В процессе работы воспитатель поощряет детей, и в то же время не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно.
Заключительным этапом является подведение итогов и формулирование выводов – при которых необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся вопросов, требующих от детей развернутого ответа. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место.
При правильной организации работы у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответ. Теперь инициатива переходит в руки детей.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь, так как ребенку необходимо давать отчет об увиденном, происходит накопление фонда умственных приемов и операций, развивается эмоциональная сфера, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Исследовательская деятельность претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование.
Чем разнообразнее и интереснее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.