Мария Кузьминова
Консультация для родителей «Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Цвет, как объект изучения, всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.
Всестороннее развитие личности ребенка, всех его способностей и дарований - важнейшая социально-педагогическая задача современного общества. Одним из основных условий решения этой задачи является осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе обучения и воспитания, опирающегося на знания их возрастных и индивидуальных различий, в том числе особенностей интеллектуального развития.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
Проблема развития познавательного интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей детей по-прежнему остается одной из основных проблем обучения изобразительному искусству в современных дошкольных учреждениях.
Многие дети боятся экспериментировать с красками для получения новых цветов и оттенков, что влияет на формирование у них понятий о многообразии оттенков в природе. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитии ребенка в целом. Недостаточное владение знаниями основ «Цветоведения» педагогом, несовершенное личностное восприятие и различение цвета, являются одним из факторов угасания интереса ребенка к цветовому восприятию и пониманию цветовой гаммы.
Теоретические подходы к проблеме развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Психолого-педагогические исследования развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста.
Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений является цвет. В научной литературе накоплена определенная информация, позволяющая более глубоко изучить проблему формирования цветовосприятия у дошкольников.
В нашей стране проблеме восприятия детьми цвета большое внимание уделяли такие известные педагоги и психологи, как Л. А. Венгер, И. Д. Венев, Г. Г. Григорьева, З. М. Истомина, В. С. Мухина, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Сакулина и другие. Они пришли к выводу, что использование на занятиях изобразительной деятельности цветовых и "сенсорных эталонов" имеет огромное значение не только для развития цветоразличительных способностей детей, но и для формирования абстрактно - образного мышления.
О факте воздействия цвета на эмоциональное состояние свидетельствуют реакции ребенка дошкольного возраста на объекты различных цветов. Так научные данные, полученные в исследованиях последних десятилетий (Л. А. Венгер, И. Д. Венев, З. М. Истомина, Э. Г. Пилюгина, А. М. Фонарев и др.) показали, что дети уже с первых недель и месяцев жизни способны различать предметы разного цвета. Уже в четыре года дети воспринимают цвет в книжной иллюстрации и в своем рисунке как средство украшения.
В начале XVII в. Я. А. Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что в проведении этой работы значительная роль принадлежит изобразительной
деятельности. Создавая изображение, дети учатся замечать цвета и наслаждаться ими.
Я. А. Коменский считал, что формирование у детей интереса к цвету должно осуществляться постепенно и строиться с учетом возрастных особенностей. Он рекомендовал давать детям что-нибудь раскрашенное и цветное уже в два — три года, а на четвертом году призывал еще более расширять область цветового зрения, основываясь на том, "… что доставляет удовольствие глазу".[5]
По мнению Я. А. Коменского, цвет имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета. Поэтому отношение детей к цвету может строиться на основе их отношения к данному предмету (ребенку понравился по вкусу ярко - красный, сочный помидор, и на основе этого он положительно относится к красному цвету).
Взгляды Я. А. Коменского полностью разделял Ф. Фребель. Он считал, что в процессе изобразительной деятельности дети учатся различать и использовать различные цвета и оттенки. Особое значение Ф. Фребель предавал качеству изобразительных материалов, отбору цветов и оттенков для работы с детьми. Он рекомендовал использовать те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребенка. Ф. Фребель считал, что при формировании у детей представлений о цвете педагог должен учитывать их интересы, эмоциональные отношения к тому или иному цвету. Поэтому он считал необходимым предоставлять детям возможность самим выбирать тот цвет краски, который им приятнее и ближе других. Если дети испытывают затруднения в цветовом решении, то следует предложить им повторно рассмотреть предмет и с помощью наводящих вопросов помочь отобрать соответствующий цвет для его изображения. [7]
Для обучения детей восприятию различных цветов и оттенков Ф. Фребель предлагал специальные методы и приемы. Во-первых, он рекомендовал рассматривать цвет самостоятельно, несмотря на форму предмета. По мнению Ф. Фребеля, цвет следует изобразить ради него самого. Во-вторых, Ф. Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов. Прежде всего, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т. д.). Затем называются цвета по их внутренней силе (темный, светлый и т. п., и в конце - отдельные цвета по их видам смешивания.
Такое же большое значение воспитанию чувства цвета придавала М. Монтессори. Она считала, что формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются специальные усилия педагога.
В работе по ознакомлению детей с цветом М. Монтессори следовала четырем этапам:
Активные действия самого ребенка, направленные на получение сенсорного опыта;
Ассоциация сенсорного восприятия с названием цвета педагогом;
Распознавание ребенком цвета по называнию;
Запоминание и самостоятельное называние цвета ребенком.
М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей умения различать, называть и использовать различные цвета и оттенки, возможна только при наличии специальных дидактических средств.
Впервые в истории педагогики М. Монтессори были разработаны наглядно-дидактические материалы для работы с детьми. Она утверждала, что постоянное общение ребенка с этими материалами способствует приобретению знаний о цвете даже малолетними детьми. [10]
Бесспорно, что вопросами специального формирования у детей дошкольного возраста представления о цвете Я. А. Коменский, Ф. Фребель и М. Монтессори уделяли большое внимание. Они считали, что умение
различать, называть и использовать различные цвета и оттенки имеет большое значение как для развития личности будущего человека в целом, так и для владения ими изобразительной деятельностью.
Особое место в теории и практике формирования у детей дошкольного возраста представлений о цвете занимают работы Н. П. Сакулиной. В результате проведения специальных исследований она установила, что цвет имеет большое значение в детском рисовании. Он нередко используется с целью украшения: ведь раскрашенный рисунок делается более живым, радостным, привлекательным. Несоответствие выбранных цветов реальной окраске изображаемых предметов не смущает ребенка. Он не считает для себя обязательным такое соответствие. Это связано с особенностями детского восприятия. При этом отношение малыша к цвету, как к украшению, создает богатые возможности для эстетического воспитания детей. [11]
В своих исследованиях Э. Г. Пилюгина приводит данные, которые свидетельствуют о возможности выработки у детей первых дней и месяцев жизни тонких дифференцировок предметов разных цветовых тонов и оттенков. Предпочтение при этом отдается не предмету конкретного цвета, а общему сочетанию цветового окружения. В солнечные, ясные дни дети охотнее следят за перемещением зеленых, синих предметов. В пасмурные дни более успешно прослеживают при перемещении желтые, оранжевые предметы.
Э. Г. Пилюгина считает, что основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов — это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. [9]
Большую работу по сенсорному воспитанию и формированию чувства цвета у детей провела Т. С. Комарова. Было определено, что малыши не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут весь рисунок нарисовать одним цветом. Т. С. Комарова объясняет это тем, что ребенка привлекает в первую очередь форма предмета, но не цвет.
Т. С. Комарова также отмечает, что большое значение при восприятии красоты окружающей действительности имеет не только созерцание цвета, но и практическая деятельность самого ребенка. Педагог в работе с детьми должен идти от наблюдения, прежде чем заниматься изобразительной деятельностью.
Задачи сенсорного воспитания, в том числе развития чувства цвета включены в программное содержание системы занятий, разработанных Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др. Занятия основаны на расширении у детей представлений о сенсорных цветовых эталонах с целью формирования достаточно сложной системы понятий о цветах и оттенках. [11]
Ученые педагоги и психологи считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета, а также подчеркивать важность проведения специальных наблюдений, занятий, игр и т. д.
Особенности работы с детьми дошкольного возраста по развитию цветовосприятия в процессе создания рисунка
Дошкольники, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должны овладеть определенными эталонами цвета, т. е. научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видят, и то, с чем они действуют. [8]
Образовательный стандарт дошкольного образования по изобразительной деятельности в детском саду предусматривает решение следующих задач: воспитывать интерес к художественной деятельности, развивать восприятие, формировать образные представления, развивать воображение, творческие способности.
Одной из главных задач изобразительной деятельности является развитие у детей эстетического отношения к цвету, краскам, их гармонии. Поэтому самостоятельное составление, смешивание красок детьми может быть одним из действенных методов развития чувства цвета на занятиях. [2]
Дети дошкольного возраста не могут в полной мере овладеть способами создания реалистического изображения действительности. Нельзя не учитывать тех трудностей, которые возникают перед ними в решении изобразительных задач, в частности в соблюдении правильных пропорций, передаче окраски предмета и пр. Однако ребенок непрерывно растет и развивается, его способности формируются под воздействием воспитания и обучения.
Начиная со второй младшей группы, в программе ставится задача учить детей передавать цвет как признак предмета. В первую очередь это цвет природных предметов и явлений, имеющих относительное постоянство. Так, рисуя елочку, дети 3 лет используют зеленую краску. Цвет характеризует елку, отличает ее от всех лиственных деревьев зимой.
На занятиях рисования начинают постепенно развиваться чувства цвета, формы, ритма, так как в процессе наблюдения предметов, их восприятия, анализа и последующего изображения воспитатель обращает внимание детей на эти эстетические качества.
У детей формируется умение выбирать цвета, которые им больше нравятся, привлекают их внимание. Наряду с этим совершенствуется восприятие реальной окраски предметов. [6]
Дети четырех лет, которые приходят в среднюю группу из младшей, знакомы с различными видами изобразительной деятельности, поэтому, как правило, у них развит интерес к рисованию. Воспитатель учит детей передавать основной цвет предмета, называть, различать и узнавать шесть цветов : красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый- и три нейтральных: черный, серый, белый, также воспитатель формирует у детей потребность выбирать цвет для рисования по своему желанию или согласно окраске, присущей предмету, а не брать случайно попавшийся.
Детей пяти лет воспитатель знакомит с цветами спектра в их последовательности, учит получать светлый оттенок путем добавления белого цвета. Из нейтральных цветов, кроме черного и белого, дети узнают серый: темный и светлый. Они приобретают возможность сознательно искать и создавать красивые и нужные цветосочетания.
Дети старшего дошкольного возраста хорошо ориентируются в цветах : могут свободно называть восемь-одиннадцать тонов. Это преимущественно яркие, контрастные цвета теплой части спектра. Среди любимых цветов дети называют : красный, розовый, желтый, сиреневый, голубой, зеленый, синий, фиолетовый и очень редко называют коричневый, черный, серый, т. е. темные цвета, которые обычно соотносятся с отрицательным персонажем сказки. [6]
Большинство детей любят яркие цвета и предпочитают их «тусклыми». Это одна из интересных особенностей восприятия и отношения детей к цвету. Однако это совершенно не означает, что подобные тона остаются без внимания. Ознакомление детей с ними значительно обогащает их цветовую палитру, расширяет представления о многообразии цветов, их оттенков в окружающем мире.
Как правило, работа по развитию чувства цвета сводится к выработке у детей умения различать цвета и правильно называть их, но этого недостаточно, чтобы осуществлять художественное развитие детей в области цвета. Важно эмоциональное и художественное восприятие детей, которое формируется, когда дети самостоятельно создают различные цвета и их оттенки при смешивании красок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Алиева, Н. З. Физика цвета и психология зрительного восприятия [Текст] : учебное пособие для студ. высших учеб. Заведений / Н. З. Алиева. -М. : Издательский центр «Академия», 2008—208 с
2Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. -М. : Издательский центр «Академия», 1997. – 240 с.
3Григорьева,Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников[Текста] : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ Г. Г. Григорьева-М. : Издательский центр «Академия», 2000.-344 с.
4Ильина О. В. Цветоведение и колористика[Текст] : учеб. пособие/ГОУ ВПО СПбГТУРП. СПб/ О. В Ильина, Бондарева К. Ю. -Редакционно-издательский совет университета, 2008.-120с.
5 КаменскийЯ. А. Педагогическое наследие[Текст] :Я. А. Каменский,И. Г. Песталоцци, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо. — М. : Просвещение, 1987. — 496с.
6Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с
7Комарова Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников [Текст :] учеб. пособие/Т. С Комарова. ,Т. А. Куликова– М. : Педагогическое общество России, 2005. – 144с.
8Козлова С. А. Дошкольная педагогика[Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М. : Издательский центр "Академия", 2001. - 416 с.
9Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. — М. : Просвещение, 1983. – 210с.
10Преганов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. – 1989. - №10. - С. 19 – 27.
11Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания) / Под ред. Н. П. Сакулиной Н. Н. Поддьякова. - М. : Просвещение, 1969 г. – 242с.
12 https://natural-colours.livejournal.com/4361.html (17.03.2016)