Получи документы

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Светлана Глухова
Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и лёгкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребёнку возможность быстрее справиться с письмом. В исследования психопатологов большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребёнка следствием естественного созревания соответствующих структур или же это результат обучения? Было выяснено, что и созревание и обучение – факторы, в равной степени необходимые для формирования моторики пальцев рук. Кроме того, известна тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и развитием речи. Исследования профессора М. М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 мес., она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев, поэтому тренировать их надо уже с 6- месячного возраста ребёнка.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Возрастные особенности развития графомоторного навыка.

1,5 – 2 года

Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он ещё не пытается изобразить что- то определённое, просто получает радость от самого процесса.

2 -3 года

Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения ещё спонтанные, почти не ограничиваются.

3 – 3,5 года

Линии становятся более определёнными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.

3,5 – 4 года

Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно- пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельными.

5 лет

Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, чёткими, правильно удерживая карандаш или ручку.

Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.

6 – 7 лет

Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции.

Штрихи становятся более чёткими и ровными, овалы завершёнными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.

Сформированность мелкой моторики ребёнка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным.

Следует обратить внимание на такие ошибки:

- невозможность пересчитать пальцы (пропуск то одного, то другого пальца);

- лишние движения на другой руке (ноге) – синкинезии;

- при пересчёте пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски пальцев, возвраты;

- медленное выполнение отстукивания ритмов;

- при выполнении проб – повышенный мышечный тонус, резкость движений;

- в пробах на имитацию – отсутствие плавности движений, точности выполнения.

Основным содержанием занятий по подготовки руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застёгивание пуговиц.

К сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий, трудности и неудачи в овладении ими вынуждает ребёнка избегать сложных действий.

Поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками», вязать, лепить, конструировать «неинтересно, не хочется».

Существуют специальные игры для развития пальцев(«Гребешок», «Царапка», «Лесенка», пальчиковые (имитация животных, людей, предметов, театр теней. Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, - сложное, инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребёнок может управлять ими. В возрасте 6-7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребёнок может достичь хороших результатов в развитии моторики руки.

Для развития графического навыка следует использовать:

- графический диктант;

- рисование линий: прямые и фигурные дорожки;

- рисование по точкам, контурам, клеточкам;

- штриховки с различными направлениями движения руки, силуэтные штриховки.

Развитию мелкой моторики рук помогают:

- пальчиковая гимнастика;

- упражнения на освоение предметных действий.

Выполняя различные виды заданий. Ребёнок приобретает опыт графических движений. Важно сразу обучать ребёнка правильным приё мам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

В 6-7 лет ребё нок должен выполнять следующие виды штриховки:

Прямые вертикальные (сверху вниз);

Горизонтальные (слева направо);

Наклонные;

«клубочками» (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити);

Полукругами (чешуя у рыбы, черепица у крыши);

Крупными петельками;

Особое внимание нужно уделить выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 минут. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребёнком обеспечат правильное и красивое письмо

Публикации по теме:

«Подготовка руки к письму; развитие графомоторных навыков у детей с ДЦП». Проблема социализации и социальной адаптации детей с нарушениями психофизического развития является одной из актуальных и значимых в теории.

Конспект ОД по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Путешествие в сказку. Цель: Развитие графомоторных навыков через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику.

Консультация для родителей «Формирование гигиенических навыков и привычек у детей дошкольного возраста» Развитие культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста – одна из наиболее актуальных проблем. Педагогической наукой доказана.

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста» Уважаемые родители, не.

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать,.

Консультация для родителей «Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Игра-это право ребенка, спутница детства. Игра-это ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Она важна для своевременного и полноценного.

Консультация для родителей «Развитие речевых навыков детей раннего возраста» Нормы речевого развития дошкольников Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Работая с дошкольниками, я наблюдаю с какими трудностями сталкиваются.

Особенности обучения грамоте, развитие графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом Иванищева Светлана Владимировна учитель-дефектолог МДОУ детский сад комбинированного вида № 79 г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край.

Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Правильное развитие речи является важным фактором подготовки детей к школе. Поэтому многие родители, начиная с рождения малыша, задают себе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 декабря 2017 в 21:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД