Получи документы

Консультация для родителей «Развивайте речь ребенка»

Сивоплясова Ирина
Консультация для родителей «Развивайте речь ребенка»

Консультация для родителей

Наши дети растут в двуязычной среде и овладевают двумя языками: башкирским и русским. Большинство детей с билингвизмом испытывают те или иные трудности при усвоении второго языка, когда идет смешение двух языковых систем.

Какие же трудности испытывают дети, при овладении вторым не родным (русским) языком. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, словарный запас отстает от возрастной нормы, недостаточно сформирован грамматический строй речи, связная речь не развита.

Особенно трудно ребенку усвоить лексико – грамматические категории неродного языка.

Публикация «Консультация для родителей „Развивайте речь ребенка“» размещена в разделах

В лексиконе детей мало слов, характеризующие качества, признаки, состояние предметов и действий. У детей недостаточно сформированы грамматические формы языка – ошибки в падежных окончаниях, смешении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Недостаточно владеют способами словообразования. Большое количество ошибок дети допускают в использовании простых предлогов (в, на, под, с). В активной речи используются преимущественно простые предложения.

Но к школьному возрасту ребенок должен овладеть всей сложной системой грамматических закономерностей русского языка. Иначе процесс обучения в школе для ребенка будет трудным и непосильным.

Поэтому педагогам и родителям нужно больше уделять внимание на развитее речи на русском языке, и в частности на развитие словаря и развития грамматической стороны речи.

С этой целью, предлагаю вам игры, которые помогут ребенку овладеть грамматикой русского языка и подготовить ребенка к школе.

Старайтесь играть в игры каждый день, чтобы закрепить эти грамматические категории в речи. Для проведения таких дидактических игр не требуется много времени. Можно играть в игры, гуляя с ребенком на улице, работая на кухне, вечером, в часы отдыха. Следите за речью ребенка, тактично исправляйте, если он допустит грамматические ошибки в речи.

Помните, что какие грамматические ошибки допускает ребенок в устной речи, такие же ошибки он будет делать в письменной речи, обучаясь в школе.

1. Игра «Назови одним словом».

Назвать одним словом, серию картинок. Например:

Корова, свинья, кот, собака, овца - это …. (домашние животные);

Диван, кровать, стол, кресло, шкаф, стул - это …. (мебель) и т. д.

Когда ребенок освоит все обобщающие понятия, можно играть в эту игру с мячом. Перечисляете предметы одной группы слов и бросаете мяч, ребенок называет обобщающее слово – возвращает мяч.

Бабочка, жук, паук, стрекоза, муравей – это….(насекомые);

Молоток, пила, топор, рубанок – это (инструменты);

И наоборот, Вы называете обобщающее слово - ребенок перечисляет слова, которые соответствуют этой группе предметов.

- «Назови предметы одежды» - …;

- «Назови домашних птиц» - …. и т. д. ;

2. Игра «Назови части».

Возможны два варианта – по картинке и по представлению.

Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет и назвать его части. Например: «кот» -(тело, голова, лапы, хвост; нос, когти, уши, глаза, усы, шерсть).

Чайник - ….(крышка, донышко, ручка, носик);

Велосипед - ….(руль, сиденье, два колеса, цепь) и т. д. ;

3. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.

Одеть - …. (раздеть);

Поднять -….(опустить);

Бросить - ….(поймать);

Спрятать - ….(найти);

Дать - ….(взять);

Купить - ….(продать);

Налить - ….(вылить);

4. Игра с мячом. Выбрать из трех слов слова-«приятели».

Дом, улица, здание

Веселый, крепкий, прочный

Большой, красивый, огромный

Взять, схватить, идти

Торопиться, спешить, ползти

Смелый, сильный, храбрый

5. Игра «Кто как передвигается?»

На картинках изображены животные, взрослый предлагает назвать и определить, как они передвигаются.

Лошадь - …скачет, змея - …. ползает, птица - …. летает, рыба - …. плавает, лягушка - ….прыгает.

6. Игра с мячом. «Кто, какой голос подает?»

Голубь - (воркует); свинья - (хрюкает);

ворона - (каркает); петух - (кукарекает);

кошка - (мяукает); гусь - (гогочет);

корова - (мычит); курица - (кудахчет);

воробей - (чирикает); лягушка - (квакает);

сорока - (стрекочет); сова - (ухает);

7. Игра с мячом «Большой - маленький»

Взрослый называет большой предмет, а ребенок – маленький.

Дом - (домик);

Нос - (носик);

Хвост - (хвостик);

Карандаш - (карандашик);

Забор - (заборчик);

Шкаф - (шкафчик);

Стакан - … (стаканчик);

Блин - (блинчик);

Рукав - (рукавчик);

Лапа - … (лапка);

Шуба - (шубка);

8. Игра «Что для чего?»

Вы можете поиграть в эту игру на кухне, когда вы готовите обед, сервируете стол. Ребенку предлагается назвать предметы и сказать где хранятся эти предметы.

Хлеб -(в хлебнице);

Сахар - (в сахарнице,

Конфеты - (в конфетнице,

Молоко - (в молочнике);

Соль - (в солонке);

Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница);

Как называется посуд, в которую кладут селедку? (селедочница);

Как называется посуда, в которую наливают соус? (соусница) и т. д.

9. Игра с мячом «Назови детенышей животных».

У коровы - (теленок);

У волчицы - (волчонок);

У лошади - (жеребенок);

У ежа – (ежонок);

У собаки - (щенок);

У лисицы - (лисенок);

У кошки - (котенок);

У медведицы -….(медвежонок);

У свиньи - (поросенок);

У белки - … (бельчонок);

У овцы - … (ягненок);

У слонихи - (слоненок);

У козы - … (козленок);

У мыши - (мышонок);

10. Игра «Правильно назови листья»

Гуляя с ребенком в парке, лесу, саду, соберите красивые листья, рассмотрите их и назовите. Рассмотрите картинки с изображением этих листьев и поиграйте в игру.

Лист дуба -(дубовый);

Лист осины -… (осиновый);

Березы -… (березовый);

Клена -… (кленовый);

Липы -… (липовый);

Рябины -… (рябиновый);

Шишка ели -… (еловая шишка);

Шишка сосны -… (сосновая шишка);

Сережка березы -… (березовые сережки);

11. Игра с мячом «Сварим компот»

Взрослый называет из какого фрукта (ягоды) сварим компот и бросает ребенку мяч, ребенок отвечает и возвращает мяч.

Сок из вишни -(вишневый сок);

Варенье из сливы - (сливовое варенье);

Повидло из яблок - (яблочное повидло);

Компот из апельсинов - (апельсиновый компот);

Сок из огурца - (огуречный сок);

Котлеты из моркови - (морковные котлеты);

Салат из свеклы - (свекольный салат);

12. Игра с мячом «Закончи предложение»

Обогащаем речь ребенка, обозначающие моральные качества людей.

Человек, который никогда не обманывает - (честный человек);

Человек, который часто лжет - (лживый человек);

Человек, который стремится к достижению цели - (целеустремленный);

Человек, который любит трудиться - (трудолюбивый человек);

Человек, который не любит трудиться - (ленивый человек);

13. Игра «Кто, где живет?»

Рассмотреть картинки с изображением жилища животных. Ребенок отвечают на вопрос «Кто, где живет?» Можно поиграть в эту игру с мячом.

Собака живет в ….(конуре).

Белка живет в (дупле).

Лиса живет в … (норе).

Медведь зимует в … (берлоге).

Мышка живет в … (норе).

Лошади живут в … (конюшне).

Корова живет в (коровнике).

Свиньи живут в … (свинарнике).

14. Игра с мячом «Добавь слово»

Взрослый называет часть предложения и бросает мяч ребенку. Ребенок должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

Стол стоит…

Полочка с книгами висит…

Мишка сидит…

Пирамидка стоит…

Кукла лежит…

Лампа висит…

Дверь находится…;

15. Игра с мячом «Два – пять»

Взрослый бросает мяч ребенку и произносит словосочетание из существительного с числительным два, ребенок произносит словосочетание существительного с числительным пять и возвращает мяч.

Две вилки - (пять вилок); два носка - (пять носок);

Две чашки - (пять чашек); два дивана - (пять диванов);

Две ложки - (пять ложек); два шкафа - (пять шкафов);

Две шапки - (пять шапок); два чайника - (пять чайников);

Два ведра - (пять ведер);

Два окна - (пять окон);

Два дерева - (пять деревьев);

Не забывайте, что основной вид деятельности дошкольника ИГРА.

Старайтесь, чтобы игры проходили весело, непринужденно и доставляли ребенку удовольствие. Успехов Вам!

Публикации по теме:

Закономерности формирования языковой системы при нормальном и нарушенном развитии речи Закономерности формирования языковой системы при нормальном и нарушенном развитии речи. Будучи средством выражения мыслей людей в процессе.

Билингвизм в семье Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение города Набережные Челны республики Татарстан «Детский сад № 65 «Машенька» Консультация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развивайте речь ребенка»
Опубликовано: 1 марта 2015 в 19:40
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД