Евгения Геращенко
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании любознательности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитывает всё : вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
А. С. Макаренко.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в воспитании любознательности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Семья – первый социальный институт, в котором ребенок получает свой жизненный опыт. Именно семья удовлетворяет первые фундаментальные потребности ребенка: общение, знания и безопасность.
Каждый ребенок любопытен. У дошкольников любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, ответы на которые родители стимулируют познавательный интерес ребенка. У детей школьного возраста, уже научившихся читать, следует развивать любознательность с помощью книг. Сказки, стихи, совместное чтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развить познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями. Всесторонне развитый человек, независимо от того, 5 ему или 50 лет, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные постановки для юных зрителей. Участие в подобных мероприятиях прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка.
Когнитивное развитие начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители : улыбка матери новорожденному ребенку; забота о нем; ответы на небольшие вопросы «почему»; совместное чтение книг; просмотр образовательных телевизионных программ; даже обычное общение учит ребенка. Эти простые занятия знакомят детей с жизнью в семье и большим миром за ее пределами. Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда отношения с родителями оказываются травмирующими и спустя годы вспоминаются взрослому как своего рода печальный опыт.
Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимым условием его развития являются ориентировочные реакции, вызванные новизной, необычностью предмета и его несоответствием имеющимся у ребенка представлениям.
Истоки любознательности и познавательных интересов лежат в окружающей действительности, но решающее значение для их возникновения имеет процесс образования и обучения.
Любопытство и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его самостоятельно расширять и углублять свои знания в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов у ребенка развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства, а его интеллектуальные способности находят выражение в осмысленной деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом для развития таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость и стремление довести до конца деятельность.
Устойчивый познавательный интерес является признаком готовности ребенка к школе. Это основа всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Особенно важно это учитывать в настоящее время, когда начался переход на школьное обучение детей с 6 лет.
В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования любознательности и познавательных интересов у детей. Однако эффективных результатов в воспитании этих ценных качеств личности у дошкольников можно добиться только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья имеет большие возможности для последовательного развития интереса ребенка к учебе. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут влиять на его чувства, закладывают основу позитивного отношения к определенным сторонам действительности. Дошкольники, как известно, подражательны, поэтому легко «заражаются» интересами, свойственными их родителям. Таким образом, рассказы членов семьи о своей профессии часто служат поводом для того, чтобы дети заинтересовались ею и захотели продолжить дело старших. В беседах с детьми воспитатели детского сада слышат следующие высказывания: «Я хочу быть врачом, как моя мама», «Я буду учителем, как моя бабушка», «Я пойду на завод, как мой старший». брат. "
Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно ярко проявляются в общении: он делится своими сомнениями со взрослыми, просит их рассказать, прочитать, объяснить и ответить на возникающий вопрос. Родители должны уметь соблазнить ребенка и создать в нем потребность в общении.
Современные семьи имеют все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания и впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка появился интерес к птицам. Родители привлекают его к кормлению птиц, обращают внимание на особенности их внешности и повадок, предлагают рассказывать о результатах наблюдений и рисовать по ним рисунки.
На развитие любознательности и познавательных интересов особое влияние оказывают совместные занятия родителей и детей, которые может организовать каждая семья. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют старания ребенка, оказывают поддержку и быструю помощь в случае возникновения трудностей, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это усиливает познавательные интересы и любознательность дошкольника.
Учитывая роль семьи в этом вопросе, детский сад обеспечивает психолого-педагогическое образование родителей. Он включает в себя следующие вопросы: характеристика познавательных интересов детей; особенности их развития в дошкольном возрасте; условия и методы развития любознательности и познавательных интересов в семье и детском саду. Эта работа проводится в детском саду в форме родительских собраний, консультаций, бесед. Родителям в детском саду целесообразно наблюдать за каким-либо занятием или игрой детей, чтобы на конкретном примере продемонстрировать методические приемы воспитания познавательных интересов. Планируемая к просмотру деятельность может быть разной по содержанию: конструирование по заданным условиям, ознакомление с природой с помощью проблемных вопросов и т. д.
Заключение
Семейное воспитание играет очень важную роль в формировании личности и всестороннем развитии ребенка. Семья, несомненно, доминирует в воспитании подрастающего поколения, но детские сады, школы и гимназии выполняют также важные воспитательные функции.