Екатерина Новикова
Консультация для родителей «Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. В сенсорном воспитании детей раннего и дошкольного возраста дидактические игры и игрушки являются ведущими средствами обучения. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, уметь пользоваться этими эталонами для анализа и выделения свойств самых различных предметов. Усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единицы измерения» при оценке свойств предметов. Особое место в усвоении сенсорных эталонов отводится дидактическим игрушкам.
Публикация «Консультация для родителей „Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста“» размещена в разделах
Игры с малышом на формирование представлений о форме предметов.
С целью ознакомления детей раннего возраста с формой предмета можно использовать коробку с отверстиями круглой и квадратной формы, шарик и кубик, которые соответствуют по величине этим отверстиям. Взрослый показывает ребенку коробку, обращая внимание на отверстие, объясняет, что есть «вот такое - круглое окошко», обводит пальцем окошко, предлагает ребенку обвести отверстие, затем показывает «еще одно окошко – квадратное», обводит отверстие и предлагает ребенку сделать так же. Затем обращает внимание на шарик и кубик, говорит о том, то шарик можно опустить в окошко – вот так (опускает шарик в круглое окошко, а кубик можно опустить в квадратное окошко – вот так (опускает кубик в квадратное окошко). Далее ребенку предлагается опустить шарик и кубик в подходящее окошко. Действия ребенка можно сопровождать словами – «это круглое окошко», «это квадратное окошко». Если ребенок пытается опустить шарик или кубик не в то отверстие, объясните ему «Это не то окошко, посмотри, где другое окошко». Постепенно ребенок научится предварительно примеривать каждый конкретный предмет к отверстию, а в дальнейшем только на глаз определять идентичность формы предмета и отверстия. После того, как ребенок научится выполнять данные действия, задание можно усложнить, добавив отверстия треугольной и прямоугольной формы. Данное пособие можно изготовить самостоятельно или приобрести рамки – вкладыши на деревянной основе, которые помогают освоить форму предметов. С целью ознакомления ребенка с формой предмета можно использовать деревянные бусы и шнурок для нанизывания бусин. Процесс обучения можно и обыграть с ребенком, например, предложить сделать бусы для куклы. Вначале обращаем внимание ребенка, что бусы разные по форме – шарики и кубики. Взрослый берет шнурок и нанизывает шарик – это шарик, затем берет другую бусину, нанизывает и говорит, что это шарик. Чередуя бусины по форме взрослый нанизывает бусины на шнурок, затем предлагает ребенку выполнить действия в заданном порядке. В процессе действий ребенка взрослый приговаривает «Шарик, кубик, шарик, кубик». Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает, помогает малышу сделать задание правильно. По мере освоения ребенком формы предметов, можно перейти к следующему этапу работы, познакомив его с умением группировать предметы по форме и находить одинаковые предметы. С этой целью необходимо подготовить предметы круглой, овальной и квадратной формы. Обучающее задание можно обыграть и сказать ребенку, что кукла перепутала все игрушки. Давай поможем ей навести порядок и уберем игрушки по местам. Вначале взрослый предлагает малышу собрать «вот такие игрушки – круглые» и вместе с ребенком выбирают предметы круглой формы. Затем предлагает собрать «овальные игрушки – вот такие», затем «вот такие - квадратные». Если ребенок затрудняется в поиске предмета нужной формы, то можно взять руку ребенка своей рукой и подвести к поиску необходимой игрушки.
Игры с малышом на формирование представлений о цвете предметов.
Важное место в усвоении ребенком сенсорных эталонов занимает ознакомление с цветом предмета. На начальных этапах работы необходимо познакомить ребенка с цветовым рядом. Для этого можно взять ведерко и комплект мелких предметов красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белых цветов. Взрослый предлагает посмотреть, что лежит в ведерке. Ребенок достает по одному предмету и с помощью взрослого раскладывает предметы на столе так, чтобы они все лежали в поле зрения и не закрывали друг друга. По мере того, как ребенок достает предметы следует отметить, какой красивый предмет и назвать его цвет: «Какой красивый мячик. Мячик красный». Затем предложите ребенку собрать все предметы в ведерко, еще раз называя предмет и его цвет. В следующий раз можно предложить малышу назвать предмет и его цвет. С целью закрепления представлений о цвете можно использовать словесные указания «Принеси мне желтый кубик», «Положи синий мяч в коробку». Закреплять представления о цвете можно и с помощью деревянных бусин разного цвета. Вначале взрослый нанизывает бусины на шнурок и называет их цвет, затем предлагает ребенку собрать бусины на шнурок. Действия ребенка сопровождаем словесным указанием: «Беру синюю бусину, потом красную, потом желтую…». Если ребенок взял бусину не того цвета, то взрослый снимает ее, берет нужную и помогает ребенку нанизать на шнурок. По аналогии можно организовать игры с пирамидкой. Покажите ребенку пирамидку, предложите ему снять колечки, обратите внимание, что колечки разного цвета. «Это колечко красное, это синее, это зеленое, это колечко желтое». Затем предложите ребенку собрать пирамидку. Сначала возьмем красное колечко, ребенок берет красное колечко и надевает его на стержень. Теперь синее колечко- ребенок надевает синее колечко и т. д. В том случае, если ребенок берет не то кольцо, взрослый снимает его и говорит, что это не синее кольцо – вот синее колечко и предлагает его ребенку. По мере того, как ребенок будет осваивать представления о цвете предметов, обучающее задание можно усложнить. Для этого необходимо подготовить палочки разных цветов. Скажите малышу, что палочки разного цвета, назовите цвета. Затем предложите разложить палочки. Палочку такого цвета (красную палочку) я положу вот здесь, палочку такого цвета (синюю) – вот здесь. Взрослый предлагает малышу разложить оставшиеся палочки к соответствующей группе. В процессе игры будет закрепляться представление о цвете, формироваться умение группировать предметы по цвету и устанавливать сходство. Постепенно задание можно усложнять путем добавления палочек другого цвета. Для ознакомления ребенка с цветовой гаммой можно использовать крупную мозаику. В совместных играх с ребенком взрослый каждый раз обращает внимание на цвет грибочка. Можно предложить собрать вначале только красные грибочки – это красные грибочки. В том случае, если ребенок допускает ошибку и берет грибочек не того цвета, взрослый убирает его и говорит, «это не такой грибочек, вот красный грибочек». Можно использовать игровую ситуацию «Домик и флажки». Для этого понадобятся элементы мозаики белого цвета, взрослый сообщает ребенку, «вот такого цвета будут домики, они белые»; показывает элемент мозаики зеленого цвета, говорит, «вот такого цвета будут флажки, они зеленые». Вначале взрослый выкладывает на панели домик, он белый, а затем флажок над домиком, он зеленый. Потом предлагает ребенку поставить домик, а над домиком флажок. Если ребенок испытывает трудности, то взрослый берет своей рукой руку ребенка и помогает ему.
Игры с малышом на формирование представлений о величине предметов.
Манипулируя предметами, необходимо продолжать знакомить детей со свойствами предметов – величиной. Начинать можно с использования пирамидки. Для начала обратите внимание малыша на пирамидку, сообщите ему, «какая она красивая, вот какая». Снимите кольца с пирамидки, а затем вместе с малышом соберите ее, начиная с самого большого. Это большое кольцо – «вот какое большое колечко». Затем обратите внимание на кольца, которые остались лежать на столе. «Как много колечек, вот самое большое колечко» и выберите из оставшихся на столе самое большое кольцо, пусть малыш наденет его на стержень. «Смотри, на столе еще есть колечки. Вот самое большое колечко», укажите рукой на кольцо, пусть ребенок наденет его на стержень. Когда на столе останется одно кольцо, обратите внимание ребенка на последнее кольцо «Это маленькое колечко», предложите надеть его на стрежень. Потом предложите ребенку самостоятельно собрать пирамидка, а первая будет служить для него образцом. В случае затруднения, снимите кольцо, укажите рукой на правильное кольцо, сообщите ему «вот большое колечко». С целью формирования представления о величине предметов можно использовать такую игру «Большие и маленькие». Для этой игры необходимо подобрать предметы контрастной величины – большие и маленькие, например бусины. Скажите ребенку, «вот какая бусинка, большая» и покажите большую бусину. «Вот какая бусина, маленькая» и покажите маленькую бусину. Предложите ребенку показать большую бусинку. Потом маленькую. Возьмите две коробки, в одну положите большую бусинку, «здесь вот такая бусинка, большая». Предложите ребенку собрать большие бусинки. «Здесь вот такая бусинка, маленькая», пусть соберет все маленькие бусины. Закрепить представление о величине предметов можно, предложив ребенку нанизать бусины на шнурок: все большие «вот такие бусинки, большие» или все маленькие «вот такие бусинки, маленькие». Чтобы процесс обучения был для ребенка интересным, следует включать игровые моменты. Например, пришла большая кукла «Вот какая кукла, большая» и маленькая кукла «Вот какая кукла, маленькая. Предложите ребенку собрать бусы для куклы: большой кукле – большие бусы, для маленькой - маленькие бусы. Ребенок собирает бусы, нанизывая на шнурок вначале большие бусины, а потом маленькие. С этой целью можно использовать и кубики контрастных размеров: большие кубики собираем в большую коробку, а маленькие - в маленькую коробку. Для ознакомления малыша с величиной предмета можно использовать трехместную матрешку. Покажите матрешку и потрясите ее. В ней что – то гремит. Открываем матрешку и достаем вкладыш. Это матрешка большая, «вот большая матрешка», это маленькая матрешка – «вот маленькая матрешка. Встряхните маленькую матрешку, в ней тоже что – то есть. Достав еще одну матрешку, поставьте три матрешки в ряд. «Вот большая матрешка, вот средняя, вот маленькая матрешка». Предложите малышу показать большую матрешку, маленькую, среднюю. Не следует требовать от ребенка названий величины, важна только практическая ориентировка в размерах. Затем начните собирать матрешку: в среднюю матрешку спрячьте маленькую – «Где большая матрешка? Где маленькая матрешка?», затем спрячьте среднюю матрешку в большую, подчеркните - осталась большая матрешка. Затем можно дать ребенку самостоятельно сложить матрешку.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста – важное и необходимое условие для развития органов чувств ребенка, для нормального физического и психического развития. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться от него запоминания и употребления названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Помните, что совместные игры – занятия с малышом составляют 5 – 8 минут, а закрепление полученных знаний проходит в самостоятельной деятельности, для которой используется тот же дидактический материал. Во время самостоятельной игровой деятельности не забывайте давать ребенку словесные указания или оказывать непосредственную помощь в случае затруднения, так как на первых порах освоения сенсорных эталонов важна правильность выполнения задания.