Лучший педагог года

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка»

Орлова Людмила
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка»

Консультация для родителей

Светлана Александровна Солощева

воспитатель I мл. группы «Солнышко»

ГБОУ СОШ с. Усинское СП «Детский сад»

Сызранского района Самарской области

«Влияние мелкой моторики на развитие ребенка»

Публикация «Консультация для родителей „Влияние мелкой моторики на развитие ребенка“» размещена в разделах

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой. Ребенок со скованными движениями пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Наоборот, ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность.

Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять. Это является залогом готовности к обучению в школе и формированию почерка. Все движения, которые совершаются нашими пальцами, способствуют развитию важных психических функций – памяти, внимания, мышления.

Заниматься развитием мелкой моторики нужно начинать как можно раньше. У детей часто наблюдаются скованность движений, отсутствие гибкости и плавности в них, нарушение координации и ритма.

Систематическая работа над совершенствованием двигательных навыков приводит к улучшению речевых реакций. Если же занятия по развитию мелкой моторики будут сопровождаться заучиванием и повторением стихов, речь ребенка станет более четкой, ритмичной и эмоционально окрашенной.

Как организовать занятия по развитию мелкой моторики?

Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка : каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт.

Самое главное – занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.

В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.

Пальчиковая гимнастика

• Играми, в которых движения пальцев зависят от сюжета истории. В этом случае важно соблюдать правильную последовательность:

• Покажите малышу упражнение.

• Пусть ребенок 1–2 раза повторит движения пальцев, ладошек, рук.

«Мои пальчики»

• Мои пальчики расскажут,- поворачиваем ручки попеременно

• Все умеют, все покажут. - ладошками вверх и вниз.

• Пять их на моей руке. - сжимаем и разжимаем кулачки.

• Все делать могут,

• Всегда помогут. -попеременно ударяем кулак о кулак,

• Они на дудочке играют и-- ладонь о ладонь.

• Мячик бросают, -имитируем описываемые движения

• Белье стирают, пол подметают,

• Они считают, Щиплют,

• Ласкают. Всё успевают. -открываем ручки ладошками вверх.

«Утречко»

• Утро настало, -потягиваются, разводя руки в стороны

• Солнышко встало. -скрещивают кисти рук, расставив пальцы – «лучики».

• - Эй, братец Федя -ставят на раскрытую ладонь правый кулачок с

• Разбуди соседей -отогнутым большим пальцем.

• Вставай, Большак! -левой рукой дважды легким щелчком касаются

большого пальца правой руки.

• Вставай, Указка! -повторяют действия с указательным пальцем правой

руки, остальные пальцы зажаты в кулак.

• Вставай, Середка! -повторяют действия со средним пальцем правой руки,

• Вставай, Сиротка -повторяют действия с безымянным пальцем,

• И крошка- Митрошка! -повторяют действия с мизинцем, правая ладонь

полностью раскрыта.

• Привет, Ладошка! -левой ладонью хлопают по правой 2 раза.

«Кошка»

• Вот, убрав царапки, -сжать пальцы в кулак,

• Кошка моет лапки. -круговые движения ладонью по лицу.

• Мордочку и ушки -чуть согнутые ладошки движутся за ушами

• На своей макушке. – показываем, как кошка моет ушки.

Игры с мелкими предметами

Это может быть все что угодно – бусы, пуговицы, мелкие игрушки, камешки, счетные палочки. Их можно по одному складывать в коробку и вытаскивать из нее; пытаться нащупать этот предмет в емкости, заполненной крупой; опознавать различные предметы на ощупь с закрытыми глазами и т. д.

«Раз фасоль, два фасоль.»

Игра развивает мелкую моторику, обучает счету

Необходимый инвентарь: сухая фасоль, пластиковая бутылка.

Берите фасолинки по одной и опускайте их в бутылку.

Игры со шнуровками

В процессе этой игры ребенок научится делать различные стежки (простые, крест-накрест, продевать шнурки в дырочки, завязывать бантики, нанизывать мелкие предметы. Не менее важно, что потом ему придется все это расшнуровать, что может оказаться даже более сложным.

«Волшебные шнурки»

Игра помогает изучить форму предметов, совершенствует цветовое восприятие, развивает мелкую моторику и терпение ребенка

Необходимый инвентарь: цветные шнурки различной длины.

• Покажите ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов.

• Создайте с ребенком целую картину на столе или диване.

Работа с бумагой

Такие задания могут включать складывание, вырезание, выполнение аппликаций, оригами.

«Аппликация»

Способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей

Необходимый инвентарь: цветная бумага разной фактуры, клей (клеящий карандаш)

• Научите ребенка делать картинки в технике аппликации.

• Покажите, как нужно намазывать вырезанные фигурки клеем и приклеивать их на бумагу. Давать ножницы в руки ребенку двух лет рановато, поэтому сначала вырезайте фигурки сами.

• Ближе к трем годам уже можно показать ребенку, как вырезать из бумаги, и позволить ему делать это самостоятельно.

Работа с карандашом

Это может быть обычное рисование и с использованием трафаретов, раскрашивание и закрашивание фигур, обведение их по контуру, заполнение штриховкой.

«Лабиринт для карандаша»

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений

Необходимый инвентарь: лист бумаги, ручка.

• Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку.

• Дайте ребенку карандаш и попросите его «пройти» по нарисованной дорожке, оставляя свой след.

• Лист бумаги с дорожкой тоже можно заламинировать, как для предыдущей игры.

Игры с песком

Ребенку можно предложить :

• Рисовать на песке пальчиками.

• Пересыпать из одной ладошки или емкости в другую.

• Рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками.

• Лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.

«Учимся пересыпать»

Необходимый инвентарь: любая крупа, две емкости с широким горлышком.

• Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду.

• Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы.

• Научите его делать движения рукой, как будто он солит.

Лепка

Делать различные поделки можно из обычного пластилина, глины, соленого теста. Для начала это могут быть простые предметы – шарики, колбаски, фрукты, животные и др. Затем можно перейти к сюжетной лепке: ее герои должны быть связаны между собой какой-то историей, явлением, событием.

«Пластилиновые рисунки»

Учим делать пластилиновый фон налепом, развиваем мелкую моторику, творческое воображение.

Необходимый инвентарь: пластилин, горох, рис, пшено, гречка, картон.

Как играем: предложите ребенку нанести ровным слоем пластилин на картон, или на контур рисунка (ваза, птица, дерево и т. п., или на настоящий предмет. Затем путем вдавливания украсьте поделку горохом, рисом и др. А что это будет — решать вам.

Игры с прищепками

Ребенку можно давать различные задания:

• Снять прищепки («жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку.

• Подцеплять с помощью прищепок («птичек») различные предметы («червячков») : нитки для вязания, резинки и т. п.

• Делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.

«Игра с прищепками»

Цель: обогащение сенсорного опыта ребенка, активизация речевых центров.

• Взрослый показывает тучку, вырезанную из картона синего цвета, и предлагает «сделать» дождик. Для этого прищепки необходимо прикрепить к тучке. Можно сопровождать игру тематическим стихотворением:

• Капай, дождик, веселей.

• Нам цветочек ты полей!

Массаж пальчиков рук

Это может быть пассивный массаж, который выполняется взрослым и комментируется потешками («Сорока-белобока» и т. п.) или активный, когда ребенок по очереди разминает подушечки и фаланги пальцев, проговаривая стишки.

Как видите, процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Не забывайте хвалить его даже за небольшие достижения, заниматься систематически – и результаты не заставят себя ждать.

«Пальчиковые игры»

Эти игры очень разнообразны. Они развивают мелкую моторику, а поскольку сопровождаются веселыми стишками и потешками, то способствуют развитию речи и памяти.

Наши пальчики

• Читая стишок, перебирайте пальчики малыша, массируйте их:

Этот пальник хочет кушать.

Этот пальник — сказку слушать.

Этот пальник ляжет спать,

Этот — выйдет погулять.

Ну а этот — в лес пойдет,

Маленький грибок найдет.

Дружная семейка

• Читайте потешку, поочередно двигая пальцами.

• Предложите малышу сделать то же самое.

Один пальник — папочка.

Другой пальник — мамочка.

Третий пальник — дедушка.

А четвертый — бабушка.

Пятый пальник — это я!

Вот такая вот семья!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка»
Опубликовано: 17 марта 2021 в 15:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД