Консультация для воспитателей «Влияние подвижных игр на здоровье детей»

Беленова Елена Викторовна
Консультация для воспитателей «Влияние подвижных игр на здоровье детей»

«Влияние подвижных игр на здоровье детей».

Здоровье - это дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Сохранять и укреплять здоровье детей, основная задача педагогов. Здоровый ребенок легче обучается, у него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития воли, природных способностей. Нельзя не согласиться со словами Сухомлинского,который сказал: «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

В том, что подвижные игры оказывают огромное влияние на физическое и психическое развитие ребенка, сходятся мнения педагогов, психологов и врачей. Под подвижными играми подразумевают небольшие игровые упражнения, позволяющие всем участникам в полной мере проявить ловкость и координацию, быстроту и глазомер.

При этом не требуется какого-то особого инвентаря, большого пространства. Но при всей своей простоте подвижные игры выполняют оздоровительную функцию, ведь основным компонентом таких игр являются различные виды многих жизненно важных движений, которые выполняются при разных условиях.

При организации и проведении подвижныхигр следует придерживаться такой методики: назвать игру; объяснить основное содержание игры; подать основные правила игры в соответствии с возрастом детей; распределить роли; раздать игрушки и атрибуты; выбрать ведущих ; в процессе игры руководствоваться ее действиями, направлять игроков на творческую инициативу; следить за эмоциональностью, языком, мимикой, жестами, правилами, добиваться от игроков сознательной дисциплины; регулировать психические и физические нагрузки в течение игры; следить за пульсом игроков; организовано закончить игру; проанализировать игру в соответствии с возрастом группы; объявить выводы и предложения; раскрыть конкретные требования к каждому компоненту (проектировочный компонент, конструктивный, коммуникативный, гностический).

Оздоровительный компонент достигается за счет того, что при выполнении большого количества движений в организме происходят химические процессы. Они активизируют обмен веществ, дыхание, кровообращение, а эти процессы способствуют тому, что развиваются кости, мышцы и соединительные ткани, а кроме этого повышается подвижность суставов и позвонков. Благодаря этому в клетки, в том числе костей и мышц, доставляется больше «строительного материала», и кости больше увеличиваются как в длину, так и в ширину, более интенсивно нарастают связки и мышцы. В результате занятий подвижными играми и физическими упражнениями увеличиваются и развиваются также все внутренние органы.

Все органы и системы организма тесно связаны между собой, поэтому активизация одного из них влечет за собой усиленную работу других, поэтому даже самые простые подвижные игры позволяют значительно укрепить здоровье, закалить организм ребенка.

Каждое движение вызывает затрату мускульной энергии.  Исследования показывают, что под влиянием физических упражнений и подвижных игр дети быстрее и краше растут.  Это объясняется тем, что физическая активность способствует усилению обмена веществ, кровообращения и дыхания.

Влияние подвижных игр на функцию дыхания также весьма благотворительно, особенно если занятия физической культурой проводятся на свежем воздухе.  Организм при физических нагрузках требует повышенного количества кислорода, ребенок начинает дышать чаще и более глубоко, что способствует увеличению размеров грудной клетки и легких, а также повышает силу дыхательных мышц (межреберных, диафрагмы). Дыхание, учащающееся во время подвижной игры, заставляет сердце биться чаще и усиливать кровообращение, в результате которого ткани гораздо больше, чем обычно насыщаются кислородом и быстрее происходит обмен веществ, выводятся токсины, шлаки, которые могли накопиться в организме.

При этом следует придерживаться правильного (наиболее эффективного) стереотипа дыхания, который заключается в том, что продолжительность вдоха должна быть меньше длительности выдоха.  Дети, да и взрослые люди, ведущие малоподвижный образ жизни, почти никогда не дышат полной грудью, воздух успевает восполнять лишь среднюю часть легких и сразу же выдыхается. Верхушки легких при этом работают недостаточно и могут возникать застойные явления, наихудшими последствиями чего (при определенных условиях) могут стать не только объемно-функциональные недостатки,а и разнообразные легочные заболевания: воспаление легких, хронические бронхиты, плевриты, туберкулез.

Сердце ребенка за период роста увеличивается в 8-10 раз, и для стимуляции этого процесса очень полезны умеренные физические нагрузки, иначе поверхность сердца может обрасти жиром, а миокард (мышцы сердца) становится дряблым, не способным к сильным сокращениям.  Это, в свою очередь, ухудшает снабжение тканей, особенно периферийных органов, кислородом.  Регулярные занятия физическими упражнениями и подвижными играми укрепляют не только скелетные мышцы человека, а и сердечную мышцу.  Сердечная мышца натренированного человека с каждым сокращением посылает в кровеносные сосуды (артерии) значительно больше крови, чем у лиц, физически мало тренированных.  В промежутке между сильными сокращениями натренированное сердце дольше отдыхает и благодаря этому уменьшается частота сердечных сокращений.  т. е. сердце начинает работать более экономно, меньше устает, становится выносливым.  Натренированное сердце хорошо справляется с долговременным тяжким трудом, и, наоборот, сердце человека, который мало тренированный и ведет малоподвижный образ жизни, хуже справляется со своей насосной функцией и, как результат, недостаточно обеспечивает периферические органы, особенно ткани конечностей, кровью.  Человек, который с детских лет вёл малоподвижный образ жизни, имеет всегда ослабленную сердечнососудистую систему и поэтому тяжело переносит физические нагрузки. Кроме того, повышенная деятельность сердечной мышцы и легких улучшает координационные движения, реакцию нервных центров и, как бы это ни было удивительно, оказывают немалое влияние на быстроту и качество психических процессов, уравновешиваются процессы торможения и возбуждения.

Подвижные игры также положительно влияюти на функцию пищеварения и обмена веществ: активизируются процессы всасывания и применение организмом продуктов переваривания белков, жиров и углеводов, уменьшаются запасы жировых отложений, более интенсивно проходит обмен минеральных веществ в костях, межклеточной жидкости.

Подвижные игры хорошо действуют и на нервную систему.  За счет усиленного кровообращения нервные клетки получают больше потребительских веществ, кислорода, лучше развиваются и энергичнее работают.  Способность нервной системы точно управлять работой определенных групп мышц, что обусловливает координацией (согласованию) движений, наиболее совершенно развивается именно подвижными играми и физическими упражнениями.  Человек, который хорошо владеет координацией движений, быстрее усваивает новые сложные элементы физической работы, выполняет их шустрее, чем физически неподготовленный человек.

Систематические занятия подвижными играми вырабатывают у детей чувство ритма, то есть умение выполнять ряд движений в один промежуток времени, а также развивают выдержку, необходимую в как в спорте, так и в любой трудовой деятельности.

Публикации по теме:

Влияние подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников Содержание Введение…. Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств дошкольников с помощью.

Картотека подвижных игр для воспитателей и родителей Игры с бегом Подвижная игра «Совушка» Правила игры; С помощью считалки выбирается водящий-«совушка». Остальные дети изображают птичек.

Консультация для воспитателей «Формирование волевых качеств личности у дошкольников в процессе организации подвижных игр» На тему: «Формирование волевых качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр». В дошкольном детстве.

Консультация для родителей «Роль подвижных игр для детей раннего возраста» Роль подвижных игр для детей раннего возрастаЦель: Повысить интерес родителей к подвижной игре, как одно из условий всестороннего развития.

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в воспитании детей» Подвижная игра влияет на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это тот период, когда ребенок усиленно.

Консультация для воспитателей «Планирование и организация подвижных игр с воспитанниками в режимных моментах в течение дня» Консультация для воспитателей «Планирование и организация подвижных игр с воспитанниками в режимных моментах в течение дня». Автор Базарова.

Консультация для воспитателей «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольников» Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В этом возрастном периоде закладываются основы здоровья,.

Консультация для воспитателей «Руководство ходом подвижных игр» Знаменитый педагог, анатом и врач Петр Францевич Лестгафт (1837-1909) любил повторять выражение «Детская игра – это не забава», так как.

Консультация «Влияние подвижных игр на здоровый образ жизни» Влияние подвижных игр на формирование культуры З0Ж у дошкольников Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание.

Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр на прогулке» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему вниманию доклад, посвященный моему опыту работы в области организации подвижных.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Транспорт
  • Этикет
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Влияние подвижных игр на здоровье детей»
Опубликовано: 6 апреля 2018 в 21:33
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Конспект НОД по художественному творчеству для детей старшего дошкольного возраста...
Цель : Продолжать формировать умение создавать выразительный образ зайца при рисовании гуашью. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Мы - гжельские мастера». Цель: вызвать у детей...