МААМ-картинки

Планирование работы по национально-региональному компоненту в не специально организованных занятиях

Любовь Кулешова
Планирование работы по национально-региональному компоненту в не специально организованных занятиях

МКДОУ «ЦРРДС «Звездный»

Консультация для воспитателей

Тема: «Планирование работы по национально – региональному компоненту в не специально организованных занятиях»

Составила: воспитатель Кулешова Л. И.

КБР

п. Звездный

2017г.

Публикация «Планирование работы по национально-региональному компоненту в не специально организованных занятиях» размещена в разделах

В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества. В настоящее время, принятый ФГОС ДОУ дает возможность на 40 % внедрить национально-региональный компонент в программу дошкольного учреждения

Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России.

Основными целями регионального компонента являются :

создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;

ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;

обеспечение единства образовательного пространства.

Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:

развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;

обновление содержания общего образования;

овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;

воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;

подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;

создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;

организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Национально-региональный компонент в Кабардино – Балкарской республике предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольных учреждений:

приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Кабардино-Балкарскую Республику. Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

изучение русского, кабардинского и балкарского языков в дошкольных образовательных учреждениях в равных объемах;

ознакомление с историей, географией Республики, расширение знаний детей о своем родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности — привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.

Содержательная сторона деятельности педагогов по приобщению детей к национальной культуре, как первое направление реализации национально-регионального компонента отражена в программе Шадовой А. П., Штепы Т. Ф. «Национально – региональный компонент дошкольного образования».

Программа направлена на всестороннее физическое, социально - личностное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучение балкарского, кабардинского, русского языка.

Задачи программы по ознакомлению детей с национальной культурой народов КБР соотносятся с Программой «От рождения до школы». В этой связи воспитатель детского сада может выстроить содержание деятельности с учетом местных условий и общих требований к дошкольным учреждениям.

Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям, бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.

Изучение регионального компонента проходит через четыре основных направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области…

Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах детской деятельности:

игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);

экскурсии в выставочные залы, концерты, театры;

организация выставок изделий национального декоративно- прикладного творчества;

театрализованная деятельность, народные праздники.

Стремление создать для дошкольников условия, в которых они смогут одновременно изучать несколько языков, должно сочетаться с разумной организацией педагогического процесса. Это и является вторым направлением национально-регионального компонента.

Реализация третьего направления национально-регионального компонента основывается на решении следующих задач:

формирование у детей элементарных исторических представлений;

воспитание бережного отношения к семейным традициям; изучая историю своей семьи, прививать любовь к историческому наследию прошлого, к национальным традициям; эстетическое восприятие памятников архитектуры, ознакомление со средствами выразительности, с помощью которых мастера добиваются передачи совершенства форм;

ознакомление с историей возникновения, архитектурными особенностями КБР;

развитие у детей интереса к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с историей республике.

Столица КБР – город Нальчик. Его памятники всегда имели большое значение в духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения. Восхищение памятниками архитектуры, трудовым и нравственным подвигом народов, населяющих республику, воспитывает у детей чувство любви к родным местам, которое с годами крепнет, рас-ширяется и перерастает в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств — любовь к Родине. Великая сила, объединяющая всех людей,— природа. Знакомство с природой родного края, её особенностями, воспитание экологической культуры составляют четвёртое направление национально-регионального компонента.

Природа родного края, Родина для ребёнка начинаются с колыбели, дома, отца и матери, деревьев и цветов в саду. С годами эти понятия расширяются: родной дом, улица, город (деревня, республика, леса, поля и т. д.

У детей дошкольного возраста природные явления, сезонные изменения в природе вызывают неподдельный интерес. Поэтому, по экологическому воспитанию необходимо не только давать детям знания о временах года, о растениях и животных, но и проводить небольшие исследования, мини-эксперименты, опыты.

Реализация системы ЭКС (национально-регионального компонента) требует от педагогов глубоких знаний особенностей природы родного края, культуры, истории, обычаев, традиций народов, населяющих республику. Донести эти знания детям, погрузиться в самобытную атмосферу жизни народов, познакомиться с многонациональной культурой республики поможет специально организованная предметно-развивающая среда, в том числе мини-музей или уголок краеведения в детском саду. Экспонатами могут служить национальная одежда, украшения, изделия народных промыслов, слайды, фотографии деятелей культуры, аудио- и видеозаписи, книги, газеты, журналы и др.

Таковы основные подходы к содержанию национально-регионального компонента в дошкольном образовании.

Использованная литература:

1. Программа «Национально – региональный компонент дошкольного образования» Шадова А. П., Штепа Т. Ф.

2. Алешина Н. В. “Патриотическое воспитание” – М. : ЦГЛ, 2004.

3. ФГОС дошкольного образования, 2014 год

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста в специально организованных играх Игры, формирующие правильное звукопроизношение Лошадка Цель: Обучение отчетливому произношению звука «и». Оборудование: Игрушечная лошадка.

Картотека дидактических игр по мордовскому региональному компоненту В рамках работы городского центра национальных культур г. о. Саранск, функционирующего на базе нашей ДОО, мной совместно с творческой группой.

Конспект НОД по национально-региональному компоненту «Мой город — Пласт» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» г. Пласта 457020, Челябинская обл., г. Пласт, ул. Титова,.

Конспект занятия по региональному компоненту «Воробьишко» ПЛАН - КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по региональному компоненту "Воробьишка". Младший возраст Цели: Формирование.

Конспект занятия по региональному компоненту «Роспись осетинского кувшина» Цели: 1. Приобщение детей к традиционному декоративно - прикладному искусству, народным промыслам Осетии. 2. Развитие чувства композиции,.

Методическая разработка «Перспективное планирование по региональному (башкирскому) компоненту в средней группе» Перспективное планирование по региональному (башкирскому) компоненту в средней группе. Разработал: воспитатель Хафизова Лиза Ирековна Сентябрь.

Открытое занятие по региональному компоненту «В аул к горянке» Открытое занятие по региональному компоненту «В аул к горянке» Программное содержание: продолжать знакомить детей с малыми формами дагестанского.

Перспективный план по национально-региональному компоненту в средней группе .

Перспективный план работы по региональному компоненту Ставропольского края в подготовительной группе «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Презентация по региональному компоненту «Удмуртские сказки» Презентация «Удмуртские сказки» (региональный компонент)[/b] В наш увлекательный образовательный и воспитательный процесс ДОУ введен региональный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование работы по национально-региональному компоненту в не специально организованных занятиях
Опубликовано: 5 июня 2018 в 09:01
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД