Конспект занятия по региональному компоненту «Роспись осетинского кувшина»

марина лунина
Конспект занятия по региональному компоненту «Роспись осетинского кувшина»

Цели:

1. Приобщение детей к традиционному декоративно - прикладному искусству, народным промыслам Осетии.

2. Развитие чувства композиции, творческих способностей детей.

Задачи:

Образовательные:

-Знакомить с декоративно- прикладным искусством осетинского народа.

-Познакомить детей с понятием "культура народа".

- Совершенствовать творческие способности детей посредством художественно- изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники.

Развивающие:

- Развивать связную речь, обогащать словарный запас.

- Развивать память, внимание, сообразительность, логическое мышление.

-Развивать творчество, самостоятельно выбирая элементы узора, подбирать цвет.

Воспитательные:

- Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

-Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.

Методы и приёмы: Беседа, художественное слово, рассматривание иллюстраций, вопросы, сюрпризный момент, ТСО, ИКТ, поощрение, анализ.

Активизация словаря: нана, орнамент, зигзаг, завитки.

Материал и оборудование: макеты кувшинов (тонированные, гуашь желтого, красного, зеленого цвета, тампоны, баночки с водой, салфетки, интерактивная доска, проектор, презентация. Ремёсла (кувшин, тарелка, шапочка, пояс, кинжал.) , книга осетинских сказок, пособие к дидактической игре.

Предварительная работа: рассматривание альбома " Культура и быт Северной Осетии". " Мотивы росписи посуды осетин". Организовать небольшую выставку изделий осетинских мастеров.

Ход НОД:

1. Воспитатель читает строки из стихотворения:

"Посмотри какое небо голубое над тобой

Это горы, это реки, это все наш край родной.

Мы в Осетии живем, песни звонкие поем.

Говорим мы, раисом хорж,лучше края не найдешь. "(слайд 1)

В: -Ребята,как вы думаете, о каком родном крае эти стихи?

Дети: - Об Осетии.

В: -А в какой республике мы живем?

Дети: - Северная Осетия- Алания.

В: -Столица нашей республики? (слайд 2)

Дети: - Владикавказ.

В: - Чем столица отличается от других городов республики?

Дети: - Здесь работают президент и правительство республики.

В: Ребята назовите государственные символы нашей республики.

Дети: - флаг, герб, гимн.

В: -Назовите цвета флага нашей республики. (слайд 3)

Дети: -белый, красный, жёлтый.

В: - Что символизируют эти цвета?

Дети: -Белый цвет – цвет мудрости,

Красный цвет – цвет мужества,

Желтый цвет – цвет милосердия.

В: - Для чего нам нужен флаг?

Дети: - Флаг нужен, чтобы объединять людей.

В: - Для чего нам нужен герб? (слайд 4)

Дети: - чтобы служить отличительным знаком.

В:- А сейчас поиграем в дидактическую игру " Собери правильно"

- Найдите среди этих гербов - герб республики Северная Осетия Алания. (на доске размещаются гербы России, республики Северной Осетии Алании, герб Моздока.)

В: - А еще ребята, у каждой республики есть свой гимн.

Мы с вами его послушаем. (слайд 5)

(Слушают в записи гимн Северной Осетии – Алании.)

В: -Скажите ребята, как вы думаете как звучит наш гимн? Какой он?

Дети: -торжественно, величественно.

В: - Ребята, мы знаем что наша республика многонациональна.

(слайд 6)

-У каждого народа свой язык, своя культура.

-И, заметим, что на такой маленькой земле все они живут дружно.

-Дружба между народами -самое большое богатство Осетии.

-А это богатство держится на культуре Осетии. Она очень богата.

-Скажите, люди каких национальностей живут в Северной Осетии

Дети: - Осетины, русские, армяне, грузины, кабардинцы.

В: - Правильно. Они живут в нашей республике, любят ее и почитают наши традиции, обычаи и культуру осетинского народа.

В: - А вы знаете что такое культура народа?

- Культура - это все что создал человек: орудие труда, обычаи, образ жизни. И культура постоянно совершенствуется.

Например: древние люди вытаскивали коренья простой палочкой, потом изобрели лопату, потом комбайн.

Другой пример: Древний человек рисовал цветной глиной, а мы рисуем карандашами, красками.

В: -Ребята, а что такое ремесло? (слайд 7)

Дети: -Это профессия с помощью которой человек создает предметы быта, произведения искусств.

- В старину ремеслами люди занимались для того, чтобы заработать себе на хлеб.

-Подойдите пожалуйста к столу (к доске, перед вами разные изделия сделанные руками человека.

2.(Рассматривание репродукции работ ручной работы).

-Вот все эти изделия перед вами.

-Посмотрите, какие они красивые, какие у нас люди талантливые, сколько сил, труда, любви вложено в эти работы.

-Когда на них смотришь, сердце переполняет чувством гордости за свой народ.

3. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ:

Входит гостья –Нана (девочка одетая в нац. одежду).

- Дети, к нам пришла в гости Нана. Здравствуйте уважаемая Нана.

(дети здороваются).

-Нана, что случилось, почему ты такая грустная?

НАНА:

-Я готовилась к приходу гостей, хотела напоить гостей молоком,

но мой любимый кувшин разбился. (слайд 8)

-Кувшины у меня есть, но они не расписаны.

- Я пришла к вам, чтобы вы мне помогли.

В: -Поможем украсить кувшины?

Дети: - Да.

В: -С древних времен осетины расписывали предметы одежды, мебели, посуды, жилища национальным для своего народа узором.

(слайд 9)

-Эти повторяющиеся узоры называют орнаментом. (слайд 10)

В: - Посмотрите на доску, я покажу вам, какими орнаментами украшали осетины посуду.

-Осетины жили в горах, охотились на горных туров, содержали овец и подсмотрели узоры орнамента у природы.

-И поэтому в орнаментах они используют:

-зиг-заг- это вершины снежных гор.

-завитки- это рога горного тура,барана.

-волнистая линия- это горные реки.

-Люди верили, что изображения элементов растительности и животного мира поможет им уберечься от злых духов.

-Цвета они использовали в основном красные, зеленые, желтые.

осетин красный цвет означает тепло и радость, зеленый цвет-цвет вечной зелени, желтый -цвет солнца.

-Эти краски мы и будем использовать. Для этого пройдем за столы:

В:- Дети, а чем мы обычно рисуем?

Дети: - карандашами, кистью.

В: -А вы заметили, что на столах нет кисточек?

-Потому что сегодня мы работать будем новым методом рисования, который называется тампонирование трафаретом.

-Краску мы будем наносить не кисточками, а губками.

-Для этого я приготовила для вас трафареты.

- Вы их будете прикладывать к кувшину и аккуратно примакивать вырезанную часть.

-Чтобы орнамент получился красивым, с не размазанным краем, трафарет нужно придерживать.

-Краски нужно брать немного, а то она будет растекаться.

-Посмотрите, как это делаю я. (Показ воспитателя)

-Видите, получился узор? Вы тоже можете создать свои узоры.

-Перед тем как приступить к работе, сделаем зарядку для наших пальчиков:

4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:

Нана за водой ходила, (пальчики ходят)

Полные ведра набрала

И домой их принесла. (сделать ладошками чашу)

Всю посуду перемыла, (моют)

Кашу внукам наварила, (мешают кашу)

Пол в избе подмела, (подметают)

И присела у окна. (сели на корточки)

Было время потрудиться (сжимают-разжимают)

Нам пора повеселиться.

Вот нана и в пляс пошла.

Нас с тобою позвала. (пляшут)

Выполнение работы детьми:

(Во время работы звучит осетинская мелодия).

На шаблон в виде кувшина (чаши) кладут трафареты орнамента, берут кусочек губки, опускают губку в краску и прикладывают ее к трафарету. Методом примакивания заполняют всю поверхность трафарета. И так повторяют несколько раз, пока не заполнят цветами весь узор.

В: -Дети, пока наши работы сохнут, пригласим Нана поиграть с нами.

5. ИГРА: «ЧЕПЕНА». (СЛАЙД 11)

Описание игры.

Игроки стоят по кругу. Считалкой выбирается Чепена.

"Завтра с неба прилетит

Тетерев кавказский

Если веришь - стой и жди,

А не веришь, выходи. "

Он становится в круг и начинает игру словами:

- Левой ногой Чепена (подпрыгивает левой ногой влево)

- Гой, гой Чепена. (отзываются дети, повторяют движения)

- Правой ногой, Чепена (подпрыгивают правой ногой вправо)

- Гой, гой Чепена (дети повторяют тоже)

- Пойдем вперед Чепена (идет вперед, подняв руки вверх маленькими шагами)

- Пой, гой Чепена (повторяют движения)

- Пойдем назад Чепена (опустив руки вниз идет назад маленькими шагами)

- Пой, гой Чепена (повторяют тоже самое)

- Все мы спляшем Чепена Начинается танец.

- Кругом, кругом, Чепена!

Дети начинают круговой танец.

Подходят к своим работам, показывают Нана.

В: -Молодцы. Ну вот и мы постарались вложить кусочек своего сердца в свою работу и расписали кувшины осетинским орнаментом.

В: - А теперь ребята давайте покажем Нана наши кувшины.

Нана:

-Спасибо вам большое, дети!

-Теперь у меня столько красивых кувшинов!

- За то, что вы мне помогли, вот вам от меня подарок. (дарит книгу осетинских сказок)

Под осетинскую мелодию Нана прощается и уходит …

(СЛАЙД 12)

6. Рефлексия.

В: - Ребята вы большие молодцы, хорошо потрудились.

-Чем мы сегодня занимались?

-Чем мы украшали кувшин?

-А что вам сегодня понравилось больше всего?

Мне очень понравилось как вы сегодня занимались. Молодцы.

Публикации по теме:

Рисование осетинского орнамента «Роспись кувшина»Рисование осетинского орнамента «Роспись кувшина» В средней группе, воспитатель ставит и реализует ряд задач по изобразительной деятельности. Среди них есть две, на мой взгляд, важных.

Картотека дидактических игр по мордовскому региональному компоненту В рамках работы городского центра национальных культур г. о. Саранск, функционирующего на базе нашей ДОО, мной совместно с творческой группой.

Мастер-класс для педагогов «Роспись кувшина»Мастер-класс для педагогов «Роспись кувшина» Хохломская роспись – одна из самых популярных из всех видов русской народной росписи, возникших издавна и сохранившихся до наших дней. Это.

Открытое занятие по региональному компоненту «В аул к горянке» Открытое занятие по региональному компоненту «В аул к горянке» Программное содержание: продолжать знакомить детей с малыми формами дагестанского.

Перспективное планирование работы по региональному компоненту МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №8 «ЗВЕЗДОЧКА» Перспективное планирование работы по региональному.

Презентация по региональному компоненту «Воспитание в казачьих семьях» Презентация по региональному компоненту "Воспитание в казачьих семьях". ПРОЕКТ «Духовно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Конспект занятия по региональному компоненту «Петровский район» для детей подготовительной группы Тема: «Знакомство с геральдикой Петровского района» для детей подготовительной группы автор: воспитатель Токарева Елена Владимировна.

Презентация по региональному компоненту «Удмуртские сказки» Презентация «Удмуртские сказки» (региональный компонент)[/b] В наш увлекательный образовательный и воспитательный процесс ДОУ введен региональный.

Библиотека изображений:
  • Посуда
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект занятия по региональному компоненту «Роспись осетинского кувшина»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 23:28
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке «Ёжики» в средней группе
Занятие по лепке "Ёжик" Цель: обучение детей лепке предмета из куска пластилина, передавая характерные особенности ( вытянутый нос, лапы, иголки. Задачи: -...
Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью...
Статья «Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия «Модель времени» Автор...
Художественно-эстетическое образование дошкольников «Принцип постепенности погружения...
О принципах обуславливающих развитие художественно-творческих проявлений и способностей детей дошкольного возраста мы уже говорили: принцип ИНТЕГРАЦИИ и...
Фотоочерк «Как мы открыли Крым»
Крым - это сказка! Давно хотела побывать в Крыму, да всё как-то не складывалось. И вот в этом году - купили билеты, собрали чемодан с дочей и вперёд...
НОД по математическому развитию в старшей группе «Как мы были на цирковом представлении»
Цель: Закрепить: -цвета, ориентировку в пространстве, понятие «выше-ниже», счет от 0-10; Учить решать логические задачи; Познакомить с обозначением вишневой...