Консультация для воспитателей «Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников»

Надежда Кирсанова
Консультация для воспитателей «Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников»

В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности. Решить эту проблему я предлагаю путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью. Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников, на мой взгляд, являются дидактические игры.

О важности дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников писали А. И.  Грехова, В. А.  Дрязгунов, Г. В.  Кирикэ, Л. П.  Молодова, С. Н.  Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша. А. В.  Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединять их».Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательства человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.

Анализ специальной литературы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста и собственная практика позволили мне обратиться к данной проблеме. Условиями возникновения и становления моего опыта по формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний посредством дидактическихигр явились следующие компоненты:1.Мотивационный:- желание привить детям любовь к природе,- стремление обогатить знания детей по экологии,- стремление совершенствовать свои профессиональные умения и навыки. 2.Теоретический:- анализ знаний по ознакомлению с окружающим,- анализ программных задач в каждой возрастной группе,- творческое использование знаний и результатов диагностики,- изучение новых образовательных технологий. 3.Практический:- дифференцированный подход в обучении дошкольников,- разработка практического материала по теме.

Планируя свою работу,я руководствуюсь следующими педагогическими идеями:- идея сотрудничества (ДЕТИ – ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛИ);- идея гуманности обучения (ненасильственная методика, построенная на игре);- идея опережающего развития;- идея дифференцированного подхода в экологическом воспитании детей;- идея личностно – ориентированного взаимодействия с дошкольниками.

При проведении дидактическихигр опираюсь на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

В своей работе использую разнообразные методы и приемы, такие как,создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки и так далее,активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом. Работая по данной теме,определила для себя задачи:- учить детей осознавать себя частью природы;- воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы вне зависимости от личных симпатий и антипатий;- учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе;- воспитывать у детей активную жизненную позицию;- формировать у дошкольников азы экологической безопасности;- формировать умение рационально использовать природные богатства;- формировать у детей эмоционально – положительное отношение к окружающему миру;- подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологическойкультуры я выделила следующие направления в своей деятельности: создание развивающей игровой среды, работа с детьми, работа с семьей. В группе создана развивающая игровая среда: имеется уголок природы, экологические игры, мини-лаборатория, коллекция семян, игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов. В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры путешествия, игры с игрушками аналогами, игры с литературными персонажами, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения. Эти игрыинтенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции. В своей практике использую самые различные игры. Например, «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы,а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что.», «Птицы могут летать, потому что.», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что.».Или: «Лимон желтый, а огурец.», «Ромашка белая, а василек.», «Весной листья на деревьях растут, а осенью.», «Летом бывает дождь, а зимой.».

Интересными являются игры в загадки-описания - они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Отгадайте загадку, - говорит воспитатель для начала.- Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве». А потом педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты. Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент. Подбирая дидактические игры экологического содержания, я обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям. Дидактическимиграм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т. д

Дидактические игры использую не только в свободной деятельности воспитанников,но включаю в занятия:- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей,- по математики (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания,- по ознакомлению с окружающим,- по логике и так далее и на других занятиях. Во время занятий осуществляю прямое обучение, с использованием дидактических игр. Познавательные задачи объединяю с игровыми моментами (определение свойств, качеств предмета, классификация различных групп предметов).Дидактические игры экологического содержания использую во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.

Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью я помещаю информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья» и другие, провожу консультации на темы «Зачем детям знания экологии, «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Лекарственные растения» и так далее, провожу индивидуальные беседы с родителями по проблеме. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы. Повышают уровень экологической культуры совместное участие в экологических выставках поделок и рисунков («Осенний букет», «Закружила осень золотая», «Зимнее чудо», создавали предметно-развивающую среду. Тем самым выстраивала систему работы с родителями на основе сотрудничества, единства требований.

Работа, проводимая в течение года позволяет сделать вывод, что выбранные мной методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Таким образом, использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений и навыков.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры с блоками Дьенеша» Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников. Способности - это индивидуальные психологические.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 24 января 2021 в 18:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 марта. День экономии электричества

Очередной тематический день посвящен экономии электроэнергии. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать ребенку об электричестве и о необходимости экономно...

5 марта. День весенней капели на МААМ

Капель – один из самых первых и самых верных признаков наступления весны. Крыши домов украсились ледяными сосульками. Этому красивому, но опасному явлению природы мы и посвящаем наш очередной тематический...

Коллективная работа по аппликации в технике оригами «Поляна с подснежниками» в...
Цель: создание объёмной аппликации в технике оригами «Поляна с подснежниками». Задачи: - развивать умение складывать из бумажных листов цветов и...
Поздравление коллег с Международным женским Днём
Ведущая: Здравствуйте, наши дорогие гостьи! Снова наступает удивительный праздник, когда солнце светит ярче, и улыбок больше, и капель звонче. Мы рады...
Фотоотчет выставки детских рисунков к 8 марта «Для самых милых и любимых»!
Приближается всеми любимый нами праздник 8 Марта. Сегодня почти вся планета отмечает 8 Марта как день поклонения настоящей женщине, ее красоте, мудрости и...