Оксана Исаева
Консультация для воспитателей «Формирование патриотических чувств и основ краеведения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он еще не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине. Родина - это все: и прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителем, а главное труд, творческий, сознательный труд, труд во имя своей страны, своего народа».
(Виктор Петрович Астафьев)
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование патриотических чувств и основ краеведения у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Патриотизм - явление естественное и необходимое для полноценного существования, как Отечества, так и каждого гражданина. Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Маленький ребенок еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной.
Начиная работу по воспитанию патриотических чувств, по воспитанию любви к родному краю, нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- здесь, как и повсюду в стране, люди трудятся. Они трудятся для блага и счастья всех, всегда готовы помочь друг другу; их труд, как и труд всех советских людей, почетен; результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдаются трудовые и боевые традиции: празднование знаменательных дат, почтение памяти погибших героев, проводы новобранцев на службу в армию, традиционное чествование героев труда, празднование дня урожая и т. д.
- в родном краю могут жить люди разных национальностей; их совместный труд, дружба, взаимопомощь становятся иллюстрацией к тому, что в нашей стране, как в единой семье, живут люди разных национальностей;
- здесь, как и по всей нашей стране, берегут и охраняют природу.
Патриотическое воспитание подразумевает следующие задачи:
- формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
- формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- воспитывать чувство патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где родился и живет: к родному дому (семье, улице, городу, краю;
- формировать бережное отношение к природе и ко всему живому;
- развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;
- воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей их традициям;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Работу по воспитанию патриотических чувств у дошкольников целесообразно разделить на четыре блока.
«Семья и ближайшее окружение»
«Детский сад – мой второй дом»
«Родной свой край люби и знай!»
«Россия – Родина моя»
«Семья и ближайшее окружение»
Образ «Я», мир ребенка начинается с его семьи, где он впервые осознает себя членом человеческого общества.
В младшем возрасте необходимо помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознание своей индивидуальности, особенность, неповторимость. Через совместную деятельность научить узнавать дом, квартиру, где живет ребенок, знать имена членов своей семьи, воспитывать у детей отзывчивость на состояние близких, доброе отношение к папе, маме, себе. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
«Детский сад – мой второй дом»
Вид из окна, панорама родного села, детский сад, родная природа – все это Родина. Через игры, экскурсии, прогулки, занятия научить ориентироваться в помещениях детского сада, для этого можно использовать дидактическую игру «Где мы были – мы расскажем».
Воспитывать желание здороваться с педагогами и детьми, прощаться, учить бережному отношению с игрушками и книгами, поддерживать порядок в группе, соблюдать правила уличного движения и безопасность на улице. Продолжать знакомить детей с природой участка детского сада, проводить целевые прогулки в разные времена года, рассматривать деревья, закреплять их название.
«Родной свой край люби и знай»
Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.
Краеведческие сведения о природе родного края целесообразно давать через рассматривание фотоальбомов, картинок животных лесов своего края, дидактические игры.
Познакомить детей с многообразием животного и растительного мира России можно через устный рассказ педагога, чтение художественной литературы. Закреплять и расширять знания о жизни животных. Познакомить детей с «Красной книгой». Провести беседу «Как растения лечат», конкурс загадок о растительном и животном мире, составить гербарии лекарственных растений. Важно чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и ко всему живому. Главное, что должны понимать дети – миром движет любовь. Любить надо все, что создано на Земле и относится ко всему бережно.
«Россия – Родина моя»
В совместной деятельности дать сведения о том, что, что каждая страна имеет свой флаг, рассмотреть иллюстрации государственного флага и герба, а затем закрепить полученные знания через дидактические игры. Познакомить детей с защитниками родины. Рассмотреть альбомы, иллюстрации воинов различных родов войск. Прочитать былины о русских богатырях. Отдельные темы приурочить к конкретным событиям и праздникам. Например: «День защиты детей», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День Победы» и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки.
Заключение
Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю. Чем больше дети будут узнавать интересного о родном крае, тем глубже и сильнее они проникнутся любовью к своей малой Родине и ко всей Отчизне.
Список литературы
1. Данилин Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М. :АРКТИ, 2005
2. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006
3. Дрешина Е. И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. №5. С. 19-22
4. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. – М. : Просвещение, 1990
5. Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005
6. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6. С. 8-9
7. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М. :АРКТИ, 2005