Папки-передвижки

Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Развиваем речь детей (дидактические пособия)»

Репина Вера
Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Развиваем речь детей (дидактические пособия)»

На этапах раннего детства задачи речевого развития успешно решаются в предметной деятельности. Нетрудно предположить, что речевая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов в сочетании с игровыми приемами.

Наглядные средства (игрушки, картинки, пособия) дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Достоинства же игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Публикация «Консультация для воспитателей групп раннего возраста „Развиваем речь детей (дидактические пособия)“» размещена в разделах

Также не стоит забывать, что у детей данного возраста наглядно-действенное мышление. В работе с этими детьми, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать —необходимо показать.

При этом необходимо соблюдать требования к наглядному материалу:

- он должен быть оформлен эстетически;

- вызывать конкретные образы;

- будить мысль.

Мы не будем сейчас говорить о картинках, играх и пособиях, которые можно приобрести в магазине, а расскажем о тех пособиях, которые можно сделать своими руками.

Фланелеграф. Он наиболее прост в изготовлении и показе. Сначала нужно сделать доску фланелеграфа. На прямоугольную доску (размером 60х90) из фанеры, толстого картона или тонкого теса натягивают голубую, или светло-серую фланель ворсом наружу. Заменять доску рамой нежелательно, так как фланель на раме вдавливается и картинки будут падать.

Начинать работу с фланелеграфом нужно с выбора литературного произведения. Специфика фланелеграфа такова, что в нем можно показывать не всякое произведение, так как картинки в нем статичны и только иллюстрируют рассказ воспитателя. Например, нельзя достаточно убедительно показать сказку «Теремок», так как герои ее не могут ни входить в теремок, ни выглядывать из него.

Мы предлагаем ряд инсценировок по рассказам «Лесенка» Е. Шабад, «Под грибком» В. Сутеева, произведения А. Барто «Игрушки», потешки «Наши уточки с утра…», «Вот и люди спят…» и др.

Важным моментом в подготовке фланелеграфа является подбор картинок. При этом нужно помнить, что рисунки должны быть выразительны, красочны, исполнены в одной манере. Поэтому хорошо, когда комплекты картинок составляются к каждому произведению, а не собираются из разных книг.

Небольшие сценки можно разыгрывать и показывать детям, используя обыкновенные игрушки и картинки-декорации на картоне. Например, читая детям потешку «Пошел котик на торжок».

Театр масок. Как сделать маски из плотной бумаги я описывать не буду. В театре масок можно показать очень много сказок в виде игр-инсценировок и даже настоящие спектакли.

Теневой театр представляет собой экран, на котором плоские картонные фигурки, прикасаясь к его обратной стороне, оставляют тени. На раму натягивается калька. Рама ставится на ножки. Экран ставится так, чтобы он находился между источником света и детьми. Если часть фигуры должна двигаться (рука, нога, голова, то она вырезается отдельно и прикрепляется проволокой. К движущейся части привязывается толстая нитка, с помощью которой эта часть фигуры приводится в движение. К центру фигуры с тыльной стороны приклеивается палочка.

В картонажном театре участвуют плоские и объемные фигурки-куклы. Рекомендуем универсальную конструкцию, которая будет пригодна для всех видов фигурок. При такой конструкции сцены декорации располагаются на картонном круге. Круг этот вращается и помогает мгновенно менять декорации, а в некоторых сценах показать и движущиеся декорации.

Для развития словаря особое значение имеет еще предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (одежда, обувь, постель, мебель, посуда, орудия труда, которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях.

Можно изготовить такую куклу с одеждой для различных сезонов или для игры «Кому что нужно для работы», где решается задача активизации в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер).

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков (пособие к потешке «Огуречик,огуречик!»)

Занятие может быть построено на игровых приемах русской народной игры «Догонялки» с персонажами потешки-песенки—огуречиком и мышкой. С целью развития воображения вводится во вступительную часть занятия элемент сказки, распределив роли следующим образом: «огурец»- папа, «огурчик»- мама, «огуречик»-сынок. Потешка подается в форме наставления старших младшим. И если фигурки огуречной семьи стилизованы, то мышке придаются реалистические черты.

Лэпбук развивает творческое мышление, мелкую моторику, речь; помогает детям лучше понять и запомнить информацию. Важным моментом при создании лэпбука является выбор темы, так как не все они подходят для детей раннего возраста ввиду своей сложности.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Сказки». А можно взять какую-нибудь конкретную сказку и в лэпбуке дать подробную информацию о ней.

При создании лепбука необходимо учесть:

• эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)

• долговечность (помните, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)

• минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)

• приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»

Отдельно хочется напомнить о пальчиковых играх. На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость—по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Электрофизиологические исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Этот факт должен учитываться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.

С помощью таких кукол ваши руки и ручки ваших воспитанников превратятся в смешных человечков или зверушек, которые могут разыгрывать забавные сценки, танцевать.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают шнуровка, расстегивание и застегивание пуговиц и т. п.

Результатом использования данных пособий является :

• Объединение детей, родителей и педагогов, то есть социальная направленность.

Развивается творческое мышление, любознательность, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.

• Расширение представлений детей об окружающем мире.

Публикации по теме:

Дидактические игры и пособия своими руками во второй группе раннего возрастаДидактические игры и пособия своими руками во второй группе раннего возраста Хочу поделиться с вами идеями изготовления игр своими руками. Большое значение для развития ребёнка играет окружающая среда. В детском саду.

Презентация «Игровые пособия, дидактические игры в период адаптации детей раннего возраста» Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка,.

Конспект мероприятия с родителями «С пальчиками играем — речь развиваем» в группе раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 33 «Дельфин» Конспект мероприятия с родителями по развитию мелкой.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего возраста» «Развиваем речь детей раннего возраста» Речь ребенка является одним из наиважнейших параметров оценки развития его высшей нервной активности.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка старшего дошкольного возраста» Речь играет особую и исключительную роль в жизни человека. Она является главным средством общения людей, словесным выражением наших мыслей.

Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Первые шаги в детском саду» Возраст ребенка с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому первые шаги.

Материал для воспитателей групп раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее.

Проект по развитию речи в группе раннего возраста «Играем — речь развиваем» Тема проекта: «Играем — речь развиваем» В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) «Речевое развитие» выделена как основная.

Семинар — практикум для воспитателей «Развиваем речь детей» Цель: Расширять знания и умения педагогов для обеспечения высоких результатов в усвоении дошкольной образовательной программы параллельно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Развиваем речь детей (дидактические пособия)»
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 13:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД