МААМ-картинки

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Оздоровительная функция музыки»

Ирина Ремизова
Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Оздоровительная функция музыки»
▼ Скачать + Заказать документы

Новые научные знания о воздействии музыки на физическое и психическое здоровье, на интеллект и эмоции человека позволяют рассматривать музыку как универсальное средство совершенствования его жизнедеятельности.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показал, что за последние десять лет число детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей. Имеющих отклонения в развитии, в 2,6 раза. По данным Всемирной организации здравоохранения, только 30% детей можно признать здоровыми, а остальные имеют отклонения в той или иной степени.

Публикация «Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей „Оздоровительная функция музыки“» размещена в разделах

Социальная ситуация нестабильности, быстрый темп жизни и другие факторы заставляют ребенка реагировать на реальность тревогой и переживаниями, а нарушения в поведении у детей наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Для эмоционально- эстетической сферы современных дошкольников характерны: снижение эмоционального тона, усиление негативных проявлений, спад в развитии эстетических эмоций и чувств.

Возникает необходимость поиска в работе с детьми методов системного характера, влияющих не только на отдельные психические процессы, но и на личностные структуры в целом. Одним из таких методов является музыкотерапия как средство гармонизации и развития психики, оздоровления личности ребенка.

Крупнейшие древнегреческие философы Пифагор, Платон, Аристотель указывали на лечебные свойства музыки, ее способность устанавливать гармонию в состоянии человека. В трудах Пифагора музыка описывается как источник успокаивающих, умиротворяющих эмоциональных состояний. Аристотель подчеркивал, что музыка посредством катарсиса освобождает человека от травмирующих психику переживаний. Музыкотерапия широко применялась в Древнем Китае в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В Древней Индии музыкотерапия основывалась на идее единства Вселенной и законах ритма, воздействующих на духовную сущность человека. В настоящее время в России музыкотерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, в различных направлениях медицины, психологии и педагогике.

Механизм влияния музыки на человека сводится к следующему: музыкальный звук- это акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Воздействуя на клетки живого организма, он изменяет их активность. Звук влияет на электромагнитную проводимость клеточных структур, а также на их электрохимическую активность. Восприятие музыки осуществляется через слух, который изначально служит ориентирующим инструментом, эмоционально настраивает человека по отношению к внешним воздействиям.

Так, в работе С. В. Шушарджана «Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека» показано, что при регулярном использовании вокалотерапии происходит согласование ритмов организма с ритмами окружающей среды, т. е. вокалотерапия становится своеобразным синхронизатором. Работы Н. Н. Захаровой и А. М. Авдеева подтвердили влияние положительных эмоций музыкальных произведений на активность коры головного мозга. Учащение сердечных сокращений и дыхания.

В современных условиях существует острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности дошкольников. Учитывая их возрастные психофизиологические особенности и состояние социума, ведущими становятся развивающая и оздоровительная функции музыки. Оздоровительная функция музыки проявляется во всех видах музыкальной деятельности детей : восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. При восприятии музыки оптимизируется эмоциональное состояние, музыка помогает успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать. Оздоровительный эффект пения проявляется в улучшении психоэмоционального состояния и адаптивных реакций дошкольников, гармоничном развитии физических и эстетических качеств.

Применение тонирования в вокалотерапии приводит к уравновешиванию воли мозга, снижению частоты сердечных сокращений, гармонизации эмоциональной сферы. Дети тонируют на удобной для них ноте. Звук «м-м-м» снижает напряжение, звук «и-и-и» стимулирует и т. д.

Танец, мимика, жест - один из способов выражения чувств и переживаний. Как отмечал И. М. Сеченов, любое переживание заканчивается напряжением какой-либо группы мышц. Это утверждение стало основой биоэнергетической теории телесной терапии Р. Райха и А. Лоуэна. По их мнению, психические травмы находятся в мышечном панцире, препятствующем свободному выражению эмоций. Массируя, упражняя эти зажатые мышцы, можно ослабить мышечную «броню панциря», и зажатые в нем эмоции получат возможность свободного выхода.

Гибкое тело более способно к проявлению различных чувств, отражающих в движениях, мимике. На этой основе построена коррекционная ритмика, широко вошедшая в практику дошкольных учреждений. Известно, что каждое невротическое нарушение сопровождается и нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и вегетативной сфере. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы.

Все вышесказанное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки как очень важную в работе с дошкольниками.

Музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эмфатические чувства.

Занятия музыкой как мы знаем, имеет множество функций : развивающую, познавательную, и т. д.

Но одной из самых значимых, особенно для детского возраста является её оздоровительная функция.

1. Рассмотрим такой термин как МУЗЫКОТЕРАПИЯ.

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты. Её можно использовать для влияния на самочувствие человека.

В основе музыкотерапии лежат несколько видов воздействия:

1. Психо-эстетическое – возникают положительные ассоциации, выстраивается образный ряд.

2. Физиологическое – с помощью музыки отлаживаются отдельные функции организма.

3. Вибрационное – звуки активизируют различные биохимические процессы на клеточном уровне.

Достоинствами музыкотерапии являются :

1. Абсолютная безвредность;

2. Легкость и простота применения;

3. Возможность контроля

4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

Учеными – медиками разработаны следующие муз. программы:

1. снятие стрессов и – облегчение болей у взрослых и детей;

2. повышение резервных особенностей организма;

3. лечение бронхиальной астмы;

4. лечение психосоматических расстройств;

5. для престарелых лиц, нуждающихся в уходе;

6. для детей и взрослых, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии.

Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в мед. Науке древнего Египта, Греции, Рима.

Лечение музыкой набирает свои обороты, и музыкотерапия для нас становится не таким уж странным занятием. Музыка обладает огромным терапевтическим потенциалом, который в настоящее время только начинают изучать.

Ученые пытаются понять каково эмоциональное, физиологическое и биохимическое воздействие музыки на человека. Но достоверно установлено, что классическая музыка композиторов прошлых веков благотворно влияет на живой организм. Даже опыты ученых на растениях и животных подтвердили это.

Музыкотерапия начинается с прослушивания спокойной и приятной музыки – классика.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗВУКА НА ОРГАНИЗМ.

Музыка – явление физическое. Возникающие реакции слуховой адаптации порождают различные эстетические переживания, динамика которых приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям, действует на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, тонус головного мозга и кровообращение.

Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно двумя полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие звука на организм оказывает ритм. Ритмы муз. произведений очень близки к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Воздействие классической музыки замедляет пульс, способствует расширению сосудов и нормализации давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.

Интересно что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. Поэтому обед в муз. сопровождении показан с физиологической точки зрения.

Как показали эксперименты особенно сильное оздоровительное воздействие на психическое и физическое состояние больных оказывает звучание струнных инструментов, прежде всего скрипка, на последнем месте – гитара.

Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. Н. Бехтерев еще в начале ХХ столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но оздоравливает их. Самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных. У детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов в клетке повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше. Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, гимнастикой продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по разному относились к такому совету. Но когда все эти дети прошли обследование в институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную музыкотерапию.

Музыкотерапия противопоказана :

1. Младенцам предрасположенным к судорогам.

2. Тяжелое состояние ребенка, сопровождающееся интоксикацией.

3. Больным отитом.

Но воздействие музыки на человека может быть и пагубным. Громкие звуки убивают клетки, которые передают информацию о звуковых колебаниях в головной мозг. На кафедре акустики МГУ провели недавно исследование наиболее агрессивных образцов рок и поп- музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы. И вот что получилось. Прослушивание такой музыки может вызвать сильное возбуждение вплоть до полной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим, нервные срывы, теряется острота зрения и слуха, начинают дрожать руки, повышается содержание адреналина в крови и других гормонов.

Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в зале слушатели не могли ответить на вопросы: «Как вас зовут?» «Где вы находитесь?»

Вокалотерапия – один из методов музыкотерапии. Обладает высокой терапевтической эффективностью. Это подтверждено лабораторными исследованиями: бронхоскопией. Томографией, клиническими анализами крови поющих.

Методы вокалотерапии активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических так и психических расстройств: неврозов, фобий, депрессии, бронхиальной астмы, головных болей.

Когда человек говорит или поет, то от60 до 85 % звуковых вибраций его голоса идет во внутренние органы и только 15-40 % во внешнюю среду.

ДЫХАНИЕ.

Искусство пения – это, прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов долгой и здоровой жизни.

От того, как мы дышим, во многом зависит состояние нашего здоровья. Физиологическое, т. е. правильное дыхание – нижними ребрами. К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это слишком много энергии. Отсюда – бронхиальная астма, сердечные дисфункции. Пение как раз помогает наладить правильное дыхание. Это хороший тренинг.

Пение очень полезно для беременных и их будущих детей. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Органы слуха малыша получают необходимую тренировку и стимулируют головной мозг.

Во всем мире с помощью хорового пения лечат детей от заикания. Ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом постепенно избавляется от своего недуга. Таким же образом занятия в хоре помогают детям, не выговаривающим некоторые звуки (например «р» и «ш»).

В школе-лицее № 69 Липецка занятия пением практикуются с целью профилактики болезней. По наблюдениям педагогов, те из ребят, которые посещают эти уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться. По утверждению липецких специалистов, для профилактики гриппа особенно хороши протяжные народные пеcни. «Чтобы красиво петь, надо правильно дышать, -объясняют педагоги. - Особые вокальные и специальные дыхательные упражнения мы включили в программу обычных уроков пения. И, кроме оздоравливающего эффекта, открыли еще одно свойство: поющие, танцующие и рисующие дети получают больше «5» и по другим предметам».

Исследования американских ученых, проведенные среди певцов одной оперной труппы, показали, что пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу. Неудивительно, что продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней.

Руководитель научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий С. Шушарджан обнаружил, что правильная постановка дыхания приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человеческого организма. Пение активизирует в человеке энергетические центры, которые в свою очередь, влияют на связанные с ним важные органы и системы: почки, железы внутренней секреции, массирует гортань, сердце. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация.

С помощью специальной аппаратуры мы снимаем её с любого органа, делаем математические раскладки, анализируем. И потом все данные используем для акустического массажа» С помощью муз. звуков можно полностью восстановить кровообращение любого органа.

ПЕНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН.

На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение больных (больного сажали в людской круг и водили вокруг данного человека хороводы).

Или просто усаживались вокруг больного так, чтобы он оказался в центре максимального звукового воздействия.

А также оздоравливающий момент опять же связан с техникой так называемого «цепного» дыхания. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения фольклорных песен, мы создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции. «Цепное» дыхание учит не только непрерывности звука, но и увеличивает длительность выдоха, глубину и полноту вдоха.

Особая роль гласных звуков и некоторых звукосочетаний в вокалотерапии.

С древнейших времен людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Особое значение такой звукотерапевтической практике придавали в Индии и Китае.

С учетом открытий в этой области рекомендации будут такие:

«А» - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь.

«И» - лечит глаза, уши, тонкий кишечник.

«У» - улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, матки и яичников у женщин.

«Э» - улучшает работу головного мозга.

Звукосочетания:

«ОМ» - снижает кровяное давление.

«АЙ», «ПА» - снижают боли в сердце.

«АП», «АМ», «АТ, «ИТ» - исправляют дефекты речи.

«УХ», «ОХ», «АХ» - стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

ДВИЖЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ.

Танец всегда был одним из любимых занятий детей. Он не только развивает, но и доставляет эмоциональное и эстетическое удовольствие ребёнку.

Музыкально-ритмические движения способствуют всестороннему развитию детей. Улучшается координация, ориентировка в пространстве, пластичность, гибкость, внимание, воображение, развивается музыкальный слух, чувство ритма.

Через танец дети познают прекрасное.

Особенно важны муз-ритмические движения под музыку для детей с нарушениями речи. Они помогают наладить координацию, освоить ритм, улучшают реакцию.

Также особое значение для общего оздоровления имеет такой раздел как танцевальное творчество.

Музыкально-двигательная фантазия развивает у ребенка:

1) эмоциональную отзывчивость;

2) двигательную активность, способность к творчеству, воображение;

3) речь, память, мышление;

4) умение ориентироваться в пространстве;

5) пластику.

Свободные движения под музыку содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, гармонизации психоэмоциональных процессов мозга.

Публикации по теме:

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Дети с ОВЗ и музыка» Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Костюмерная детского сада»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Костюмерная детского сада» Все мы знаем,что ни один праздник в ДОУ не обходится без специальных костюмов. Костюмы на утренниках ДОУ одевают как дети,так и взрослые.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни о лете»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни о лете» Детские песенки о лете для дошкольников. Какими они должны быть. Первое - надо,чтобы ребёнку песня понравилась, потому что только тогда.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни Великой Победы»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни Великой Победы» Прошло 75 лет со дня Победы, но песни того далекого и грозного времени звучат и сегодня, потрясая наши сердца. В настоящее время воспитание.

Консультация для музыкальных руководителей «Как выбрать синтезатор» Дорогие коллеги! Сегодня я решила помочь вам разобраться в огромном количестве синтезаторов,которые нам предлагают разные фирмы и магазины. В.

Консультация для музыкальных руководителей «Методика раннего музыкального развития Железновых» Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального.

Консультация для музыкальных руководителей по музыкальному воспитанию детей в ДОУ Консультация для музыкальных руководителей в ДОУ по музыкальному воспитанию детей в дошкольном возрасте. Калачева Л. А. Чтобы воплотить.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет. Звучит фон Что может быть милей бесценного родного края? Когда человек появляется.

Мастер-класс для музыкальных руководителей, воспитателей, специалистов «Пение — путь к здоровью». ПрезентацияМастер-класс для музыкальных руководителей, воспитателей, специалистов «Пение — путь к здоровью». Презентация Музыкальный руководитель. Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю мастер-класс на тему «Пение – путь к здоровью» Слайд № 1 Ни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Оздоровительная функция музыки»
Опубликовано: 9 октября 2022 в 16:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Оздоровительная функция музыки»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ремизова (УИ 544582) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД