МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Игровые обучающие ситуации как средство экологического развития дошкольников»

Надежда Грачёва
Консультация для воспитателей «Игровые обучающие ситуации как средство экологического развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Использовать сюжетно-ролевые игры и разнообразные игровые обучающие ситуации в работе по экологическому воспитанию дошкольников предложили педагоги-экологи С. Н. Николаева и И. А. Комарова.

По их мнению, игровая обучающая ситуация – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

– она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

Публикация «Консультация для воспитателей „Игровые обучающие ситуации как средство экологического развития дошкольников“» размещена в разделах

– оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

– в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр. ;

– игру проводит воспитатель : объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

воспитатель руководит всей игрой : следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

С помощью игровых обучающих ситуаций можно решить различные программные задачи по экологическому развитию детей.

В экологическом развитии также можно использовать элементы сюжетно-ролевой игры для обучения дошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям, животным и людям как к части природы, а также к материалам природного происхождения и предметам, изготовленным из них. Исследования показали, что оптимальная форма использования игры в процессе ознакомления дошкольников с природой – это игровые обучающие ситуации (ИОС, которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на экологических занятиях и разных мероприятиях повседневной жизни.

Для обучения используются различные игровые элементы : сюжет, воображаемая ситуация, ролевые действия. Своеобразным игровым элементом в обучении являются игрушки, которые изображают животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов.

В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом экологического занятия. Благодаря ей решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Исследованием выявлены три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями: ИОС с игрушками-аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС-путешествия [Николаева, 2002].

Первый тип ИОС строится на использовании игрушек-аналогов, то есть таких игрушек, которые изображают животных и растения. Существует огромное разнообразие игрушек-животных (мягких, резиновых и др.) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы). Главный смысл использования такого рода игрушек – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке умений правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом. Последняя характеристика позволяет применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять в руки игрушечную рыбку и не могут – живую, которая плавает в аквариуме, что особенно важно для дошкольников.

Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с его игрушечным изображением по внешнему облику и способу функционирования (поведения). Игрушка не может заменить животное или растение, но она в такой же степени является содержательным элементом обучения. Различные игровые ситуации на занятиях показали, что игрушку-аналог можно использовать в дидактических целях для формирования у детей разного дошкольного возраста реалистических представлений о животных. Следует специально обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта: игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) сосредотачивает на себе внимание ребенка, в равной степени является содержательным элементом обучения, что создает благоприятные условия для нахождения различий между игрушкой и живым объектом.

При этом важен способ включения ее в занятие, когда игрушка противопоставляется либо живому животному, либо его реалистическому изображению на картине. Использование игрушки в процессе обучения должно быть в полном соответствии с ее функциональным назначением: игрушка помогает воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения.

Следует также отметить, что использование игрушек-аналогов не во всех случаях может быть одинаково успешным. Присутствие игрушки уместно всякий раз, когда разговор на занятии строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдений) конкретных знаний. Особенно это необходимо, когда с животным невозможен действенный контакт, непосредственное общение. Дошкольники с удовольствием держат в руках игрушечных рыбок, птичек, зайчиков, так как исключена возможность взять в руки живых животных. И наоборот, дети не обращают внимания на игрушечного щенка, если рядом с ними находится живая собака, которую можно погладить, взять за лапу, которая ходит, нюхает, лает [Николаева, 2002].

Широкое использование игрушек-аналогов в дидактических целях ознакомления детей с природой выдвигает определенные требования к их качеству, которое определяется следующими моментами. Игрушка должна быть узнаваема: ее форма не должна вызывать сомнения в принадлежности к тому или иному виду животных или растений. Игрушка, независимо от материала, из которого она изготовлена, должна быть «доброй» и симпатичной, привлекать внимание детей и взрослых, вызывать положительные эмоции. Игрушка должна быть эстетичной – ее окраска может быть декоративной, но всегда высоко художественной.

Вторую группу составляют игровые обучающие ситуации с использованием кукол, которые являются персонажами литературных произведений, хорошо знакомых детям. В дошкольных учреждениях воспитатели часто используют таких кукол, как Буратино, Незнайка, Петрушка и др., чтобы привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. Однако их роль в обучении, как правило, невелика: в основном они выполняют развлекательную функцию, а в ряде случаев даже мешают проведению занятия.

Между тем героев полюбившихся сказок, рассказов и диафильмов дети воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. Это отмечают многие исследователи, которые изучают влияние литературных произведений на поведение детей-дошкольников (А. М. Виноградова, Д. В. Менджерицкая, Т. А. Маркова, О. К. Зинченко, и др.). Кукол, которые являются персонажами сказок, опираясь на их «литературную биографию», можно с успехом использовать на экологических занятиях.

Кукол сказочных персонажей можно использовать для создания игровых ситуаций, которые позволяют расширить представления детей о растениях и животных, вызовут добрые чувства к ним. При разработке игровых обучающих ситуаций нужно использовать характерные, примечательные черты сказочных героев, особенности их поведения [Воронкевич, 2001].

С образом доктора Айболита у дошкольников связаны представления о добром враче, который лечит животных и заботится о них. В каждом детском саду есть кукла Айболит. Этот персонаж можно включать в игровые обучающие ситуации для работы с детьми разного возраста. В рамках игровых действий Айболит может выполнять роль, важную для экологического воспитания детей. Он показывает, как нужно осматривать пациентов (обитателей живого уголка, как ставить диагноз (определять состояние объекта по внешним признакам, устанавливать причину отклонения от нормы, определять способы лечения.

Большую роль в развертывании игры с Айболитом выполняет атрибутика. Кукла должна быть средних размеров, в белом халате и колпаке. Желательны очки и борода, символизирующие ученость и доброту. В чемоданчике Айболита, кроме традиционного набора, есть рецепты (листки бумаги небольшого размера, ручка. В зависимости от того, к кому едет доктор (растениям, животным, в его чемоданчике может быть настоящие предметы ухода за обитателями уголка природы: палочка для рыхления почвы, термометр для воды, вата, пластмассовые ножницы, безопасный нож и др.

Айболит нередко приезжает к больным на машине скорой помощи (нужна грузовая машина с кузовом). Он берет в дорогу не только чемоданчик, но также предметы, которые могут пригодиться для лечения зеленых пациентов (пакетик с удобрениями для комнатных растений, мешочек с черноземом и золой, опрыскиватель, пузырек с подсолнечным маслом для смазывания кожи и панциря черепахи, коробочка с живым кормом для аквариумных рыбок и др.). На машине доктор увозит больных в лечебницу (например, пораженные тлей растения).

Важно иметь в виду следующее – в рамках игры совершается реальное общение с живыми объектами и их средой обитания. Это настоящая обязанность врача – выяснить состояние пациента, условия, при которых возникло заболевание, дать соответствующие оценку и рекомендации. Авторитет врача для детей (в силу их частых болезней) очень велик, поэтому игра, в которой участвует Айболит, производит на них сильное эмоциональное впечатление [Николаева, 2002].

Колобок как герой знаменитой сказки интересен несколькими моментами: тем, что он катится через лес, встречается лесными зверями и тем, что он хлебное изделие. Эти особенности биографии героя могут быть использованы в игровых обучающих ситуациях с детьми разного возраста.

Чиполлино, герой сказки Дж. Родари, очень нравится детям. Он смел, находчив, дружелюбен. Если дети не знают сказку «Приключение Чиполлино», им нужно ее прочитать или рассказать главное содержание. Во всех игровых ситуациях Чиполлино проявляет большую активность: приносит или привозит овощи и фрукты, раздает их детям, рассказывает о них много нового и интересного, рассуждает, учит, удивляется.

Дети любят Незнайку, героя сказок Н. Носова несмотря на то, что он постоянно хвастается своими удивительными способностями. На самом деле он беспомощен, часто попадает в нелепое положение. Ему постоянно нужна помощь друзей. Эту особенность Незнайки легко использовать в различных ИОС, в которых кукла будет давать неверные ответы, строить неправильные предположения. Особенно успешными игровые ситуации будут в том случае, если все же Незнайка будет проявлять старание и хоть иногда, на радость детям, отвечать правильно.

С помощью этих персонажей, хорошо знакомых детям, можно активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач программного содержания. Куклы из сказок – это не просто симпатичные игрушки, которые развлекают ребят, а персонажи со своим характером и настроением, со своей манерой поведения, проистекающей от сюжета сказки. Дошкольникам они интересны тем, что в новых, неожиданных ситуациях проявляются типичные черты характера этих героев. Например, Карлсон и Незнайка очень часто чего-то не знают и поэтому попадают в сложное положение – и тогда необходимы знания и помощь ребят. Такие моменты хороши тем, что дошкольники начинают их учить – объясняют, рассказывают им то, что уже сами знают, то есть из обучаемых дети превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется их умственная деятельность.

На занятиях воспитатель задает детям вопросы, что-то объясняет, рассказывает. Но когда он от имени Незнайки или Карлсона задает «глупые» вопросы, дети с удовольствием исправляют его «ошибки». Они находятся во власти игровой ситуации, поэтому уверенно дополняют рассказ воспитателя, уточняя и закрепляя при этом полученные знания [Саморукова, 2013].

Третья группа игровых обучающих ситуаций – это игра в путешествия («Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др., в процессе которой дети узнают много нового.

Дети совершают «поездки», пассажиры сидят, выходят и заходят на остановках, покупают билеты, водитель сидит за рулем, управляет транспортом. Появляются ролевые взаимоотношения во время поездки – мама разговаривает с детьми, с другими пассажирами, водитель объявляет остановки, предупреждает об опасности при выходе из автобуса и т. д. ролевая игра, в которой дети «посещают» новые места или учреждения. В такой игре их внимание может быть сосредоточено на разных моментах : сюжете, ролевых действиях.

В каждом случае сюжет игры следует продумывать таким образом, чтобы дошкольники в качестве путешественников, экскурсантов, туристов «побывали» во многих местах.

Публикации по теме:

«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей https://youtu.be/iMXNHBrcchgУважаемые коллеги! сегодня, в день Российской анимации хочется поделиться опытом работы с дошкольниками по развитию.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи» «Воспитывает все:люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Макаренко А. С.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия»Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия» Во всех дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровью дошколят. Растить детей здоровыми,сильными,эмоциональными.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников»Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников» Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Игровые обучающие ситуации как средство экологического развития дошкольников»
Опубликовано: 6 февраля 2023 в 21:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Игровые обучающие ситуации как средство экологического развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Грачёва (УИ 1369769) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД