Консультация для воспитателей «Игры в экологическом воспитании детей по разделу «Краеведение»

Марина Тиунова
Консультация для воспитателей «Игры в экологическом воспитании детей по разделу «Краеведение»

Игры в экологическом воспитании детей по разделу «Краеведение».

Игра есть наиболее полное и живое общение людей. Качества, которыми должна обладать игра:

1. Условность (существует право на ошибку).

2. Реальность (ребёнок в игре живёт).

3. Непродуктивность (только с точки зрения того, что в материальном плане ничего не производится, но, с точки зрения педагогики, продуктом игры является развитие личности человека).

4. Интенсивность общения (игра – творческая деятельность).

Игра – это наиболее быстрый способ приобретения опыта. Настоящая игра должна включать в себя:

- ввод участников в игру и её запуск (объяснение правил, т. е. содержания и способов взаимодействия, самоопределение игроков и постановка игровой задачи);

- игровое действие (организация поиска решения игровой задачи, взаимодействие игроков);

- анализ содержания (обсуждение правил, способов решения задачи и результатов игрового действия);

- рефлексия (обсуждение способов взаимодействия игроков, отношений между игроками и ведущими, причин возникновения конфликтов и возможных способов их избегания и ликвидации).

Два последних этапа являются самыми главными, без анализа содержания и рефлексии игра теряет педагогическое значение и становится забавным времяпрепровождением.

ИГРЫ

«Встреча с деревом»

Дети разбиваются на пары. Одному из пары завязывают глаза, получается один - поводырь, а другой – ведомый. Поводырь подводит ведомого к дереву, даёт ему его ощупать, уводит. Теперь ведомый должен найти своё дерево и в процессе поиска описать, как он запомнил его.

«Что я за зверь?»

Приготовьте несколько бумажек с названиями животных. Выберите одного добровольца, посадите его спиной к аудитории, поместите ему на спину бумажку с названием животного. Играющий должен задавать вопросы всем, пытаясь определить своё животное. Дети могут отвечать только «да», «нет», «может быть». Обсудите, как каждый задавал вопросы.

«Хищник – жертва»

Нарисуйте на земле круг диаметром 3 метра или натяните верёвку. Выбрав двух человек, завяжите им глаза, одного объявите жертвой, другого хищником, например, «волк – заяц» и т. д. Играющие при полной тишине должны изображать своих животных, не издавая никаких звуков, и хищник должен поймать свою жертву, пользуясь только слухом. Обсудите и расскажите о взаимодействии животных в лесу.

"Паутина жизни"

Игра имитирует экосистему. Дети встают в круг, у воспитателя – моток верёвки. Игра начинается с вопроса, например: «Назовите любое растение». Один из детей называет. Следующий вопрос: «Кто ест это растение?». При этом отвечающих соединяют верёвкой, затем можно задавать любые подобные вопросы, пока не соединятся все в единую систему. Затем убрать одного играющего под каким-либо предлогом, например, лесоруб срубил дерево, и наглядно показать, как разрушается при этом одна из цепей экосистемы.

«Спящий скряга»

Один играющий сидит на чём-нибудь и охраняет своё «богатство», у него завязаны глаза. Все остальные располагаются по кругу вокруг него на расстоянии 4 – 5 метров и начинают подкрадываться к скряге, чтобы забрать у него «богатство». Если он услышит шорох, то указывает пальцем в том направлении. Тот, на кого он указал, выбывает из игры. Так до тех пор, пока кто-нибудь не захватит «богатство». Объяснить, что игра характеризует поведение животных в лесу.

«Пирамида жизни»

Каждый участник выбирает карточку – картинку с живым объектом. На столе карточки разложить таким образом, чтобы получились цепи питания, начиная от растений и заканчивая хищниками.

«Микропоход»

Взять кусочек верёвки длиной до 50 см. с колышками для каждого ребёнка. Задание: описать всё увиденное на своей микротропе. Проанализировать, кто подробнее и правильнее описал свою дорожку. Провести анализ, показать детям, сколько жизненных форм встречается на таком небольшом участке.

«Ноев ковчег»

Игроков должно быть чётное количество. Карточки – картинки, по две на каждый вид животного, перемешать и раздать детям. Теперь каждый должен найти свою пару, не говоря ни слова, а только изображая животное.

«Описание свойств овощей и фруктов»

Определение плодов сада вызывает меньшее затруднение, чем определение овощей. Это связано с тем, что овощи чаще употребляют в пищу в переработанном виде. Исследование овощей и фруктов проводится как ролевая игра. Группа на время превращается в исследовательскую лабораторию. Ребята выбирают роли учёных, лаборантов, кулинаров, дегустаторов и т. п. Продумывая направление работы, педагог помогает детям освоиться с ролью, подобрать соответствующие атрибуты: колпаки, косынки, халаты, передники, приборы.

Работа организуется по плану:

1. Описание внешнего вида овощей и фруктов.

2. Дегустация (для группы дегустаторов).

3. Определение зрелости (для кулинаров).

4. Определение морфологических особенностей (для лаборантов).

5. Подведение итогов.

На такого рода занятия целесообразно приглашать родителей. Это даёт им возможность видеть своего ребёнка в деятельности, оценивать его умения и навыки, а позже поручать ему какую-то работу дома.

«Палитра красок»

Выбрать растение, которое больше всего понравилось. Рассмотреть оттенки окраски его листьев, цветков, плодов. С помощью акварельных красок постараться отобразить на бумаге палитру красок, которая заметна на этом растении.

«Узнай растение»

Практикум может быть проведён до или после экскурсии, в обоих случаях он носит исследовательский характер. Разница в том, что сравнение с оригиналом будет проводиться путём выбора среди множества объектов в первом случае и поиском объектов в природных условиях – во втором.

Ребята получают объекты в конвертах и работают с закрытыми глазами в два этапа.

Первый этап. Вынуть из конвертов объекты (хвоинки ели, сосны и др.). Тщательно исследовать их руками, положить обратно в конверт. Открыть глаза. Зарисовать объект, возможно, сказать название.

Второй этап проводится аналогично (с закрытыми глазами, только объект исследуется с помощью органа обоняния. Какие новые сведения уточняют или опровергают первые представления? Внести уточнения в рисунки и названия объектов. Если практику проводится в природных условиях, дети должны отыскать объект.

«Назови объект по описанию»

Взрослый даёт словесное описание растения (лютика, клевера и др.). Дети делают рисунок и пытаются определить название растения, а если испытывают затруднения, задают уточняющие вопросы. Подобный приём можно использовать для распознания животного.

«Опиши растение (животное)

Детям показывают растение. Они должны его описать, задавая разнообразные вопросы.

Другой вариант (проводится на природе). Выбирают растение. Обсуждают, где оно растёт: в тени, на свету?

Определяют пять отличительных особенностей растения с помощью органов чувств. Стебель грубый или нежный? Листья гладкие, плотные, шероховатые? Есть ли на растении цветки? Какого они цвета? Сколько лепестков? Имеет ли запах? Есть ли плоды и семена? Обладая этой информацией, дети должны дать растению правильное название.

«Скажи, кто я?»

На спину каждому ребёнку прикрепляют табличку с изображением или названием животного. Ребята задают друг другу вопросы для определения этого животного. Ответы нужно давать только с помощью слов «да», «нет», «возможно». По мере того, как каждый догадается, какое животное изображено у него на спине, он должен дать объяснение, почему пришёл к такому выводу.

«Познакомься с деревом»

Выбрать наиболее понравившееся дерево. Рассмотреть его ствол, ветви, листья. Зарисовать силуэт, листья, цветы, плоды. Возможно, сочинить стихи или предложить фантастические истории, связанные с ним. Объяснить, почему именно это дерево привлекло внимание, в чём его красота?

«Почувствуй дерево»

Посмотреть на ствол, ветки, листья понравившегося дерева, обнять его, потереться щекой о кору, закрыть глаза, принюхаться. Потренироваться, с закрытыми глазами, узнавать на ощупь одинаковые виды деревьев.

Осмотреть землю под деревом и постараться найти лист с него. Описать признаки, по которым узнал лист.

Дать дереву описательное имя. Можно рассказать дереву что-нибудь о себе, поведать ему свой секрет. Приставить к дереву ухо и послушать, может оно тоже расскажет о себе? Завершить общение с деревом можно церемонией благодарения.

«Охота за впечатлениями»

Проводиться на открытом воздухе. Педагог выбирает место, где дети могут сесть и настроиться на волну природы. Ребятам сообщают, что они будут изучать местность вокруг себя с помощью органов чувств (глаз, ушей, носа, рук). Через несколько минут проводят обмен впечатлениями. Что видели? Какие запахи почувствовали? Сколько различных звуков слышали? Что было источником этих звуков? Какие звуки имели природное происхождение?

Тренинги

Задание на выработку «смотреть» и «видеть».

Находясь на природе и присматриваясь к природным объектам, можно предложить ребятам рассказать, на что похоже это облако, эта ветка, этот корень и т. п.

Упражнение на визуализацию.

Закрыть глаза и вспомнить объекты природы, которые встретились во время экскурсии (похода). Выбрать тот из них, который больше всего понравился. Нужно подумать о нём, сосредоточиться, представить мысленно его размеры, форму, цвет…

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Применение кукол-образов в музыкальном воспитании дошкольников» «Волшебный край» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как люблю его я?»- спрашивал своих.

Фотоотчет о мастер-классе «Роль сказки в экологическом воспитании детей»Фотоотчет о мастер-классе «Роль сказки в экологическом воспитании детей» Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему.

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Актуальность. -закон РФ «Об охране окружающей природной среды».

Интерактивные формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей Как известно, важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Консультация для педагогов «Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка» Структурное подразделение «детский сад «березка» МБОУ «Зеленодольская СОШ» Петропавловского района Алтайского края Консультация для.

Консультация для родителей «Роль сказки в экологическом воспитании ребёнка» Структурное подразделение «Детский сад Березка» МБОУ «Зеленодольская СОШ» Петропавловского района. Алтайского края Консультация.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры по развитию речи детей» Игры и упражнения для развития речи детей среднего возраста «Что за предмет?» Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход: ребенок.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры в экологическом воспитании детей первой младшей группы» Природа – источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме общаются с природой. Им нравятся бабочки, жуки, пти-цы,.

Консультация для воспитателей и родителей «Малое краеведение: цель, задачи»Консультация для воспитателей и родителей «Малое краеведение: цель, задачи» Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное.

Проект «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей» Номинация проекта: дошкольный возраст Руководитель.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Профессии и труд
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Игры в экологическом воспитании детей по разделу «Краеведение»
Опубликовано: 30 января 2018 в 23:30
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая. День рождения Елены Благининой

Знакомые с детства стихи про маму, про цветок-огонек, про радугу и одуванчик — звонкие чистые строчки поэтессы Елены Благининой включены в каждую детскую хрестоматию. Их переиздают для всё новых поколений...

26 мая. День химика

Химия – это не какая-то отвлечённая теоретическая наука, а самая что ни на есть прикладная и практическая. Её плодами все мы пользуемся ежедневно: колготками и чулками, стиральными порошками и моющими...

Дидактическое пособие «Дерево знаний»
«Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зелёной....
Изготовление костюмов Снежной Королевы и Кая из бросового материала
Для изготовления данных костюмов понадобились следующие материалы: теплоизоляция ( платье, основа короны, воротник Снежной Королевы, жилетка и ботинки...
Конспект НОД по познавательному развитию «Этот таинственный космос» для детей старшей...
Воспитатель Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили вчера на занятии и на каком месте мы остановились. ( о космосе, Вселенной, мечтали летать,...