Папки-передвижки

Консультация для воспитателей логопедических групп «Использование нетрадиционных методов активизации органов артикуляции»

Римма Ибатуллина
Консультация для воспитателей логопедических групп «Использование нетрадиционных методов активизации органов артикуляции»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование нетрадиционных методов активизации органов артикуляции. (Консультация для воспитателей логопедических групп).

Работая логопедом в детском саду, в группе с тяжелыми нарушениями речи, приходится сталкиваться со стойкими нарушениями звукопроизношения у детей - общее недоразвитие речи, стёртая дизартрия, ринолалия, алалия, нередко даже полиморфная дислалия сочетаются с неврологической симптоматикой. Дети с такой речевой патологией, как правило, соматически ослаблены, страдают двигательными расстройствами, у них низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Одни дети-логопаты – гиперактивны, другие, наоборот, астеничны. В таких случаях требуется длительное коррекционное воздействие на ребёнка. В то же время, для успешной логопедической работы занятия должны быть интересными и эмоционально приятными. Детям речевой группы очень тяжело удерживать внимание и именно в таких ситуациях мы стараемся использовать нетрадиционные методы обучения. Как педагог, на занятиях со своими воспитанниками мы отправляемся в страну Знаний, где с помощью занимательных упражнений, сказок и игр можно увидеть окружающий мир, познакомиться со звуками и буквами, научиться читать, писать, играть с водой и песком.

Публикация «Консультация для воспитателей логопедических групп „Использование нетрадиционных методов активизации органов артикуляции“» размещена в разделах

У большинства детей, при применении нетрадиционных методов нормализуется работа центральной нервной системы, они дольше удерживают внимание, более усидчивы. Признаками этого являются: нормализация тонуса артикуляторных и мимических мышц, активизация тонких дифференцированных и формирование произвольно координированных движений органов артикуляции, частичное устранение патологической симптоматики (например, гиперсаливация при дизартрии). Особенно мне нравятся игры с водой – для активизации язычной, губной и щечной мускулатуры.

Упражнения с водой, с успехом применяемые нами в практике, способствуют усилению кинестезий. Поскольку вода является более плотным веществом, чем воздух, она активнее раздражает чувствительные зоны в полости рта, стимулируя иннервацию. Упражнения с водой дети проводят как на логопедическом занятии, так и в режимные моменты, когда полощут водой полость рта после приёма пищи. Набрав небольшое количество воды в «чашку» (язык в форме чашки, высовывают её далеко вперёд из широко открытого рта и заводят её обратно, перемещают из одного угла рта в другой, стараясь не пролить ни капельки. Набрав воду в рот, помещают её то за левую щёку, то за правую, то под верхнюю губу, то под нижнюю. Запрокинув голову, проводят полоскание горла. Естественно, мы используем заранее вскипяченную воду и проводим такие процедуры в тепле. Процедура длится 5-7 минут. Такие занятия мы сопровождаем веселыми стишками, потешками, песенками о воде.

Изучая рефлекторные связи языка, полости рта и головного мозга, учёные пришли к выводу, что продолжительное полоскание рта оказывает определённое влияние на деятельность центральной нервной системы. Исследования показали, что начало полоскания сопровождается активизацией процессов возбуждения. Потом, в момент выделения жидкой слюны, особенно при завершении полоскания, на энцефалограмме усиливаются медленные потенциалы, более регулярным и выраженным становится альфа – ритм. Такие сложные изменения можно сравнить со своеобразным массажем мозга, оказывающим весьма благотворное влияние на протекающие в нём процессы. Таким образом, игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умения пользоваться ножницами, карандашом, делать поделки и другое). Такие игры с водой можно использовать и в массовых группах, в качестве профилактики речевых нарушений.

Предлагаем некоторые игры с водой:

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

Многие наши коллеги используют в работе песочную терапию для разнообразия логопедических занятий Мы, в свою очередь, также используем песочные игры на своих занятиях. Перенос традиционного занятия в песочницу дает больший образовательный эффект, так как этот метод хорошо подходит для тех детей, которые по какой-либо причине отказываются или стесняются выполнять задания.

Песочные игры мы используем как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Проводимые нами занятия подчиняются следующим требованиям:

- предъявление детям доступных по сложности и объему заданий;

- использование достаточно большого количества наглядного материала;

- направленность коррекционного воздействия на развитие слухового и зрительного восприятия и их взаимодействия;

- развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

- развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Цели, которые мы преследуем во время игр с песком, самые разнообразные: это автоматизация и дифференциация звуков, закрепление и обобщение знаний детей по лексическим темам, запоминание графического изображения букв при обучении грамоте, закрепление предложно - падежных конструкций, развитие памяти, логического мышления.

Некоторые фрагменты занятий, которые мы проводим в песочнице.

Упражнения на автоматизацию звуков.

Набрать в руку песок и произносить звук «С», насыпая горку.

Произносить звук «Р», пальцем проводя дорожку по песку.

Упражнения на дифференциацию звуков.

Показываем ребенку символы звуков. Например, символы звука «с» и «ш».

Заранее прячем игрушки, в названии которых есть эти звуки. Даем инструкцию: находить игрушки, справа расположить те, в названии которых есть звук «с», а слева - те, в которых есть звук «ш». И так с любыми другими звуками.

«Дружба звуков».

Заранее готовим два домика. В одном конце улицы живут сказочные герои, на спине которых скотчем приклеиваем символы гласных звуков (в старшей группе, и изученные буквы (в подготовительной группе, и спрашиваем детей, как зовут этих героев. (Например, их зовут: а, о, у, ы, и, э).

В другом конце улицы жили сказочные герои, на спине которых согласные звуки. Давайте прочитаем, как звали героев? К, г, с, ш, з, ж… Им надоело жить одним, и они пошли гулять. Однажды они встретились и подружились, взялись за руки. Когда они брались за руки, получались интересные слоги. Давайте прочитаем, что получается, когда они берутся за руки. Дети читают слоги.

Игру «Зоопарк» (при изучении диких животных, также можно перенести в песочницу.

Ребята, давайте представим, что мы с вами в зоопарке. Кого мы здесь видим: зайца, волка, лису, медведя. Они проголодались. Покормим их?

Давайте поищем продукты в песочке. Кому дадим морковку? – Зайцу. Кому дадим мед? - Медведю. Кому дадим курочку? Лисичке. Кому дадим зайчика? Волку.

Как вариант игры по теме «Дикие животные».

- Представим, что наша песочница, это лесная полянка. На ней живут дикие животные, но они решили поиграть с нами в прятки, только ушки торчат из песка. Угадайте, чьи ушки торчат? ( подводим детей к ответу: заячьи, лисьи, волчьи, медвежьи).

Или, как вариант, дикие животные потеряли своих детенышей. Давайте их найдем (заранее прячем детенышей диких животных). Подводим детей к ответам: у лисы - лисята, у зайчихи - зайчата и т. д.

Упражнения на закрепление знаний о сенсорных эталонах.

Например, логопед пальцем или ребром ладони в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, узоры. Ребенок такой же узор должен нарисовать внизу, или выложить узор с помощью камешков, больших пуговиц.

Упражнения в употреблении глаголов первого лица ед. числа настоящего и прошедшего времени. Даем инструкцию ребенку: сначала закопай игрушку, а потом откапай ее. Что ты сделал? Я закопал собачку, а потом откапал ее.

Песочные игры делают наши занятия более интересными, увлекательными и доступными для каждого ребенка. У детей начинают блестеть глаза, и они всей душой тянутся к чему-то новому, ожидая от всего этого сказки и с помощью песочницы можно решить проблему детского «не хочу».

Мы помогаем своим маленьким пациентам ощутить красоту, богатство и чистоту речи, поверить в собственные силы, раскрыть свой внутренний потенциал.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика — это весело и интересно. Презентация для занятий с детьми. Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей логопедических групп «Использование нетрадиционных методов активизации органов артикуляции»
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 19:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей логопедических групп «Использование нетрадиционных методов активизации органов артикуляции»» (включая файлы) размещена пользователем Римма Ибатуллина (УИ 58536) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД