Юлия Бочкина
Консультация для воспитателей «Моделирование музыкальной развивающей предметно-пространственной среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование музыкальной развивающей предметно-пространственной среды и обеспечение реализации потребности ребенка в самостоятельной музыкальной деятельности через предметный мир.
Технология ЛЭПБУК.
Публикация «Консультация для воспитателей „Моделирование музыкальной развивающей предметно-пространственной среды“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Все мы знаем, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей, которые зависят от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно
организованной предметно-пространственной среды, которая должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Музыкальная предметно – развивающая среда занимает особое место в ряду всех остальных. Возникает вопрос: «Как сделать, чтобы музыкальная деятельность стала интересней, насыщенней? Давала бы детям возможность активного участия в ходе непосредственно – образовательной и самостоятельной деятельности. Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, необходимо кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной музыкальной предметно - пространственной среды в музыкальном зале, музыкальном кабинете и в группах.
С принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов к предметно – пространственной развивающей среде предъявляются новые требования. Предметно - пространственная среда должна быть полифункциональна, интегративна, информативна и содержательна. В связи с этим возникла острая необходимость моделировать развивающую среду в соответствии с требованиями ФГОС.
Музыкальная предметно - пространственная среда для детей младшего дошкольного возраста строится на сюжетной основе, для старших дошкольников – на дидактической. Пособия развивающей среды сомаштабны глазу, действиям руки, росту ребенка. Они добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.
Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создаёт эмоционально - положительное отношение к миру музыки. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, время от времени пособия периодически дополняются и обновляются. Проанализировав развивающую предметно-пространственную среду в музыкальных и театральных центрах с точки зрения насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности и доступности, я пришла к таким выводам. В музыкальных и театральных центрах присутствуют детские музыкальные и бутафорские инструменты, атрибуты для танцев, театры бибабо, костюмы и маски для инсценировок, но абсолютно отсутствует дидактическая составляющая, а также игры для проявления творческой инициативы в самостоятельной музыкальной деятельности детей. Также отсутствовали полифункциональные объекты, стимулирующие взаимодействие взрослых и детей. Проанализировав методическую литературу и информационные сайты я нашла для себя универсальный способ взаимодействия взрослого и ребёнка, а также проявления творческой инициативы в самостоятельной музыкальной деятельности.
Я представляю вашему вниманию использование технологии ЛЭПБУК в самостоятельной музыкальной деятельности детей.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы и идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное методическое пособие – ЛЭПБУК. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его можно делать педагогу совместно с родителями и детьми.
Что такое лэпбук? Лэпбук – в дословном переводе значит «наколенная книга». Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук - это интерактивная книжка – раскладушка, информация в которой представлена в виде кармашков, открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Можно выделить несколько этапов разработки:
1. Выбор темы
2. Разработка макета и плана
3. Сбор информации детьми, родителями и педагогами
4. Изготовление лэпбука.
В своей работе я использую лэпбук «Любимые сказки» для детей младшего дошкольного возраста и лэпбук «В мире музыки» для детей старшего дошкольного возраста. В лэпбуке «Любимые сказки» представлены русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и «Теремок» разными видами театров и дидактических игр. Сказка «Колобок»-это театр на фланелеграфе, сказка «Теремок» - это театр фигурок и дидактическая игра «Кто в домике живёт?» сказка «Курочка Ряба» - это театр на палочке и дидактические игры «Кто лишний?» и «Составь картинку». С детьми закрепляем пройденный материал по сказкам, пытаемся инсценировать и поиграть в дидактические игры с педагогом в группе. Например, в дидактической игре «Кто в домике живет?» педагог меняет в окошках последовательность жителей теремка, а дети затем правильно их расселяют. В театре фигурок и в театре на палочке дети сами выступают в роли артистов, проговаривая текст своего героя.
В лэпбуке «В мире музыки» в большей степени разработана система вкладышей и кармашков, отражающие характер произведения и средства музыкальной выразительности. После прослушивания произведения кармашки заполняются соответствующими карточками и заданиями, иллюстрациями к прослушанным произведениям. Сначала прослушиваем и разбираем произведение на музыкальных занятиях, а затем лэпбук отдаем в группу в музыкальный уголок. Дети прослушивают музыкальное произведение или поют знакомое музыкальное произведение и достают соответствующие карточки, относящиеся к темпу, динамике, характеру музыкального произведения. Так же оставляют свои рисунки в кармашках, заполняют листки- раскладушки, те, кто владеет грамотой, могут написать свои впечатления о произведении. Затем кармашки и вкладыши обновляются для следующего репертуара. Лэпбуки позволяют обобщить и систематизировать информацию в доступной игровой форме.
Лэпбук отвечает всем требованиям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включение взрослого в деятельность наравне с детьми
-добровольное присоединение дошкольника к деятельности без психического принуждения
-свободное перемещение в пространстве (при соответствующей организации пространства)
-открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе)
В результате применения данной технологии у детей развиваются такие универсальные умения как:
- умение договариваться со сверстникам
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы
- принимать решения, опираясь на собственные знания и опыт
- использовать устную речь, выражая свои мысли и желания
Расширение развивающей предметно-пространственной среды позволит детям в доступной игровой форме дать представления о средствах музыкальной выразительности, создаст условия для обеспечения разных видов деятельности (музыкальной, театрализованной, самостоятельной, научит различать гамму чувств и настроений, обогатит словарный запас. Лэпбук позволяет систематизировать полученные умения и навыки и активно участвовать в самостоятельной музыкальной деятельности.