Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС»

Оксана Хисамова
Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС»

Организация предметно- пространственной среды с учетом требований ФГОС.

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах иннавационнго подхода в создании предметно – развивающей среды в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования; способствовать созданию условий, обеспечивающих возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Публикация «Консультация для воспитателей „Организация предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС“» размещена в разделах

Организация современного педагогического процесса требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования.

Развивающая среда - упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, в соответствии с требованиями должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Предметная среда должна иметь характер открытой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. Предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать :

- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;

- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Наполняемость предметной среды должна отвечать принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных в ФГОС дошкольного образования, важно подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психо-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. Вместе с тем предметная среда должна создаваться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Это значит, что материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, поисково-исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др.).

Необходимо уделять внимание информативности предметной среды, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования для активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей образовательной среды :

1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Необходимо избавиться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами.

2. При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными в ФГОС дошкольного образования:

- полифункциональности материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм, наличие в группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре).

- трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т. е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

- насыщенности: среда должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов и оборудования должны обеспечивать: игровую, познавательную. Исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие, возможность самовыражения детей.

- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать принцип открытости. Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сад развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях.

3. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

4. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами : материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включать оборудование общего назначения. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.

5. Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.

6. Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности должны включать материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал. Это оборудование поможет создать мотивационно-развивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности ( н-р: телескоп, бинокль-корректор, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т. д.).

6.1. Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т. п.). Данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т. п.).

6.2. Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы,, магнитные демонстрационные плакаты для счета и т. д.

7. Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы оборудования для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Подготовила: воспитатель

I квалификационной категории

Хисамова О. А.

Прикреплённые файлы:

prezintacija_mf7a6.ppt | 18240 Кб
 
Публикации по теме:

«Добро пожаловать, малыш!» Организация предметно-пространственной развивающей среды в ясельной группе по ФГОС«Добро пожаловать, малыш!» Организация предметно-пространственной развивающей среды в ясельной группе по ФГОС "Добро пожаловать, малыш!" Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.

Консультация «Формирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» .

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию» Если человек что-то слышит, он сомневается, если что-то видит – может усомниться, если что-то сделал своими руками – он уверен в результате.

Консультация для воспитателей «Разнообразие развивающей предметно-пространственной среды» «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг» В. А. Сухомлинский Развитие ребенка - дошкольника.

Организация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДООрганизация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Организация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Организация современного педагогического процесса в образовательных.

Организация предметно-развивающей среды по формированию основ безопасности с учетом ФГОС «»Организация предметно-развивающей среды по формированию основ безопасности с учетом ФГОС «» В детском саду дети получают навыки обращения с опасными предметами и умения выходить из сложных жизненных ситуаций, через содержание образовательной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС ДО. Согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность.

Предметно-пространственная развивающая среда в татарской группе старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОСПредметно-пространственная развивающая среда в татарской группе старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС В группе есть игры, которые интересны в первую очередь, мальчикам. Это «Уголок безопасного дорожного движения». Он оснащен необходимыми.

Анализ требований ФГОС до к развивающей предметно-пространственной среде Организация предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день является наиболее актуальной. Это связанно с введением нового Федерального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС»
Опубликовано: 2 сентября 2017 в 13:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД