Светлана Васильченко
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС до.
▼ Скачать +Заказ
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС ДО.
Согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность людей, связанных общностью условий обстановки. Среда, условия могут, как тормозить развитие человека, так и стимулировать его развитие. Бывает и нейтральный вариант, когда она не тормозит, но и не стимулирует. ФГТ предъявляли требования к предметно - развивающей среде. ФГОС ДО дает другую формулировку среды - развивающая предметно - пространственная среда.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС ДО,» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Что изменилось?
1. На первый план выходит слово " развивающая", это важно;
2. Добавлено слово "пространственная", не только предметная, предметно - пространственная среда.
Что это значит?
Развивающим потенциалом должны обладать не только предметы среды, но и само пространство должно нести развивающую функцию. И под пространством понимается не только пространство группы, пространство всего детского сада, пространство прилегающей территории. Чаще всего в группах детского сада мы наблюдаем такую картину: в спальне находятся кровати по количеству детей и, соответственно, пространство спальни используется только для сна на 2 часа; в раздевалке находится шкафчик, здесь только можно одеваться - раздеваться, вся информация выше глаз ребенка, а значит для родителей, для взрослых. То есть, эти два достаточно больших по площади помещения практически никак не используются для развития ребенка.
Теперь посмотрим групповую комнату, практически половина комнаты занята столами. Поэтому в конечном итоге для развития крупной моторики, для разворачивания разных видов детской деятельности, двигательной активности остается половина групповой комнаты, при этом жестко - зонированной, не поддающейся никакой трансформации.
Развивающая предметно - пространственная среда (РППС) – это психологически благоприятная обстановка группы, помещений детского сада, а так же прилегающей территории, наполненная разнообразными предметами, игровыми и неоформленными материалами. Если РППС спроектирована, организована профессионально грамотно, если элементы среды обладают развивающим потенциалом, то такая среда способствуют максимальному раскрытию способностей и возможностей ребенка дошкольника, развитию познавательной мотивации.
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)» Письмо Минобрбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», № 08-249 от 28.02.2014.
Развивающая предметно - пространственная среда - это система условий, но система" живая", требующая с одной стороны стабильности, с другой стороны - изменений. Это система, которая обеспечивает развитие ребенка по всем направлениям: физическое, художественно - эстетическое, речевое, социально - коммуникативное, познавательное. Содержание РППС зависит от образовательных целей и задач, которые решает педагог, от темы недели, месяца, от времени года, от интересов и здоровья детей и так далее. ФГОС ДО определяет конкретные требования к развивающей предметно - пространственной среде. И, несмотря на то, что все педагоги знают эти требования, на практике не всегда удается педагогам выстроить систему условий, соответствующую Стандарту.
Авторы Стандарта предоставили подробные требования к РППС детского сада и определили принципы её построения:
• полифункциональность,
• трансформируемость,
• вариативность,
• насыщенность,
• доступность,
• безопасность.
В основе принципов организации развивающей предметно - пространственной среды лежит концепция современного дошкольного образования, которая выделяет условия, необходимые для создания социальной ситуации развития ребенка.
Обратите внимание, в тексте ФГОС ДО формулировка "социальная ситуация развития" встречается несколько раз. То есть, ФГОС ДО подчеркивает значимость " социальная". Поэтому и важно организовать пространство так, чтобы оно не было жестким, закрытым, так как это не дает возможности развитию социальных навыков - умение найти себе партнера по игре, определить свое место в пространстве, определить границы этого места и т. д.
Развивающая предметно - пространственная среда должна быть:
• содержательно - насыщенной – включать средства обучения и воспитания, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование. Насыщенность среды способно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
Обеспечивая реализацию этого требования, необходимо соблюдать баланс, избегая перенасыщенности и, не забывая о замене материала. Здесь важно, чтобы элементы среды обладали развивающим потенциалом.
• трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
Соблюдению этого принципа в современном дошкольном образовании отводится главная роль.
Важно, чтобы сами дети, проявляя свою субъектность, выступали инициаторами организации РППС, для этого материалы должны быть легкими и удобными для того, чтобы создать свой мир игры в нужном месте и с нужными материалами.
• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
Хочется выделить такой принцип, как многофункциональность, именно многофункциональные материалы позволяют развивать воображение ребенка, которое так необходимо на этапе начального обучения.
• доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Казалось бы, этот принцип достаточно понятен педагогам ДОУ, но в реальной практике реализуется слабо.
Мы уже рассматривали выше о доступности пространства, явного запрета нет, но для игры эти пространства не используются. Так же и с другими материалами, дети понимают, что это выставлено для выставки, а не для игры. Воспитатели часто говорят "дети попросят".
• безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению наджности и безопасности их использования, такими как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Развивающая предметно - пространственная среда - это один из важных критериев оценки качества деятельности любого дошкольного образовательного учреждения. Роль среды в формировании основополагающих качеств, таких как самостоятельность, инициатива, познавательная активность ребенка, первостепенна.
Каким образом среда может побуждать ребенка к творчеству, исследованию, к освоению способов деятельности, к проявлению и появлению личностных качеств? Часто от воспитателей можно слышать "ничего нового в Стандарте нет, мы всегда так делали". Что - то в Вашей среде не так, если.
• Если дети начинают и бросают, то одну, то другую игру.
• Если дети бегают, перекрикивают друг друга, толкаются и ссорятся.
• Если дети разрушают материалы и игровые пособия.
• Если дети не хотят делиться игрушками.
• Если дети не знают, как и где разместить свои продукты деятельности.
• Если действует правило "глазками смотри, ручками не трогай".
• Если выставлены игрушки и игры для красоты, а не для игры.
РППС должна обеспечивать ребенку свободный выбор игр и материалов; выбор места и пространства; возможность уединения и взаимодействия со сверстниками; право на осуществление проб и ошибок. Пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, должны нести информацию о современном мире и стимулировать поисково - исследовательскую детскую деятельность.
При реализации основной образовательной программы дошкольного образования необходимо помнить, ведущая деятельность и основная форма - игра, которая задается взрослыми в двух видах - сюжетно - ролевая и игра с правилами.
Педагогу необходимо создать условия для разворачивания сюжетно - ролевой игры, для организации игр с правилами, а так же подготовить материалы и оборудование для продуктивной деятельности, для познавательно - исследовательской и двигательной деятельности.
Созданные условия обеспечат развитие ребенка по пяти основным направлениям развития: физическое, художественно - эстетическое, познавательное, речевое, социально - коммуникативное.
Основными этапами проектирования РППС являются:
1. Определение желаемого результата.
2. Постановка целей и задач проектирования РППС.
3. Анализ реальной ситуации (наличие помещений, состояние помещений, наличие материалов и игрового оборудования, кадровый ресурс, реализуемые комплексная и парциальная программы, социальное окружение, региональные особенности и т. д.).
4. Определение проблем и рисков.
5. Описание способов реализации проекта, где формулируется перечень желаемых трансформаций РППС, перечень тех компетенций, которыми должен овладеть педагог.
6. Наблюдение за детьми – какие центры интересны в течение дня, в течение недели, в течение месяца. Анализ центров в соответствии с принципами ФГОС ДО. Анализ элементов РППС - какой уровень развивающего потенциала каждого из элементов.
7. Определение конкретного плана.
8. Реализация проекта.
9. Мониторинг и анализ (соотнесение желаемого и полученного результата).
Выстроенная таким образом работа по проектированию РППС в отдельной группе или в целом в детском саду позволит:
• обеспечить целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;
• создать постоянную творческую атмосферу в работе педагогов;
• обеспечить единство подходов к воспитанию и образованию детей семьи и детского сада.
При формулировании целей проекта педагог ДОО должна понимать, что РППС должна представляет собой не просто некоторый набор игровых средств и оборудования, а систему, состоящую из определнных системообразующих компонентов. Данный принцип дат возможность наиболее эффективно использовать компоненты РППС. Это позволит оптимизировать перечень предметного содержания, исключить ненужное дублирование, а также рационально использовать помещения ДОО и игровое оборудование.
Какие вопросы организации развивающей среды в связи с введением Стандарта у педагогов вызывают затруднения:
• отсутствует представление, что необходимо изменить в РППС;
• не соотносят основную образовательную программу и РППС;
• упрощенный взгляд на технологию организации РППС;
• не могут сбалансировать роль педагога и роль среды в развитии ребенка.
Типичные ошибки в организации развивающей предметно - пространственной среды:
1. Сенсорная агрессия оформления группы.
2. Неэстетичный подбор мебели (смешение пластиковой и деревянной мебели и оборудования).
3. Школьная расстановка мебели: столы расставлены, как парты в школьном классе.
4. Мебель, не позволяющая изменять границы зон группового пространства. Не выделены пространство для игры. Жесткое зонирование.
5. Нефункциональное структурирование пространства.
6. Отсутствие содержательного материала на полках группы.
7. Перегруженность пространства. Невозможность организации сюжетной игры. Сюжетные картинки выше роста ребенка.