Папки-передвижки

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС

Лилия Федоровна Огородник
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС

Там, где раздаётся смех…

Там, где множество потех…

Там, где хором поют песни…

Там, где очень интересно…

Там, где множество ребят,

Называют. (ДЕТСКИЙ САД).

Там родителям уютно? (Да)

А всё ли детям там доступно? (Да)

А везде там безопасно? (Да)

Это точно не ужасно? (Да)

Там все предметы гармоничны? (Да)

А выглядит всё эстетично? (Да)

А соответствует ли ФГОСу? (Да)

И с последним я вопросом

Ответили на всё вы «Да».

Браво! Браво, господа!

О чём же встреча наша, а?

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС» размещена в разделах

(Развивающая предметно-пространственная среда)

Вопрос создания в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день актуален, и находит свое особое место в развитии дошкольного образования.

Так что же такое развивающая предметно - пространственная среда?

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в разделе «Требования к развивающей предметно - пространственной среде», говорится о том, что это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и тому подобным, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учта особенностей и коррекции недостатков.

В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей предметно-пространственной среды. Далее я буду говорить кратко, часто используемой аббревиатурой, - РППС.

Особую роль РППС в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р. Б. Стеркина, Н. А. Ветлугина, Г. Н. Пантелеев, Н. А. Ревуцкая, В. С. Мухина, В. А. Горянина и другие.

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн, как внутренних помещений, так и прилегающей к зданию территории: оборудование, мебель, игрушки, пособия, - рассматриваются как необходимые её составляющие.

Как уже говорилось выше, ФГОС ставит к развивающей предметно - пространственной среде определённые требования, которые включают принципы её построения в ДОУ.

Принцип первый – среда должна быть содержательно-насыщенной, Насыщенность среды предполагает : разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе; среда должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы;

Второй принцип - полифункциональность материалов, что предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и мн. др.). А также наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природных материалов, предметов-заместителей);

Третий принцип - трансформируемость пространства, что обеспечивает возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей;

Четвертый принцип – это вариативность среды, что предполагает наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, а также появление новых предметов;

Пятый принцип - доступность среды, что предполагает :

- доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования

И шестой принцип - безопасность среды, что включает соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Опираясь на вышеуказанные принципы и на основании нормативных документов, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДОУ, в том числе должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей, склонностей, интересов и уровня активности.

Важно отметить, что для организации и обеспечения РППС необходима методическая поддержка. Она заключается в наличии и использовании конкретных учебно-методических материалов, соответствующих требованиям ФГОС ДО. А также использования их в образовательном процессе и с целью повышения квалификации.

Для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности важно предусмотреть гибкое зонирование пространства, т. е. предусмотреть наличие различных секторов (уголков, зон, центров и т. п.). Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОУ. Помещение группы разделить на несколько зон, в каждом из которых должно содержаться достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.

Представлю вам примерный перечень зон для организации развивающей предметно-пространственной среды :

Для социально – коммуникативного направления:

- центр активности (сюжетно – ролевые игры);

- центр ПДД;

-центр пожарной безопасности;

-центр трудовой деятельности.

Для познавательного направления:

- центр патриотического воспитания;

- центр математического развития;

- центр сенсорного развития;

- центр «Экспериментирования»;

- центр конструктивной деятельности;

Для речевого направления:

-центр театрализации;

-центр «Будем говорить правильно»;

-центр «Здравствуй, книжка!».

Для художественно – эстетического направления:

-центр «Маленький художник»;

-центр «Умелые руки»;

-центр «Весёлые нотки».

Для физического направления:

- центр спорта «Будь здоров».

– для отдыха (уединение, общение и пр.).

Организация современной РППС в рамках многомерного пространства зависит от возрастных особенностей детей и конкретных целей и задач, обозначенных в образовательной программе ДОУ.

В частности, в нашем детском саду Образовательная программа разработана по примерной программе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости».

Работая по этой программе, создание РППС всеми участниками образовательного процесса имеет цель содействовать обогащению развития ребенка как неповторимой индивидуальности в условиях технологически выстроенного образовательного процесса. То есть, «крыловцы» на правильном пути.

Однако, Н. М. Крылова, в своей программе предусмотрела свои правила организации РППС, которые не противоречат ФГОС.

Правило первое: в «Доме радости» организация пространства группы и предметной среды осуществляется по тематическому принципу. Здесь пространство группы не делится на «зоны». Отсутствие жесткого зонирования имеет принципиальное значение, так как развитие ребенка в деятельности и посредством деятельности предполагает движение не от предмета, а от замысла к результату с использованием предмета.

Элементы среды размещаются бессюжетно, что позволяет воспитанникам гибко и разнообразно использовать ресурсы окружающей среды. В качестве системообразующих элементов выступают разные виды детской деятельности: игровая, конструктивная, трудовая, познавательная, двигательная, художественно-эстетическая, коммуникативная. Свободное, внесюжетное размещение предметов позволяет обеспечивать возможности их интеграции воспитанниками в зависимости от целей того или иного вида деятельности, творческую реализацию замыслов, самостоятельность и самоорганизацию.

Правило второе: в «Доме радости» организация пространства должна обеспечивать возможность для самостоятельной деятельности каждого ребенка. «Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в деятельности», - такое первое требование к среде было сформулировано А. В. Запорожцем. В соответствии с положением Л. С. Выготского, среда должна быть предметна. Что это значит? Это значит, каждый предмет, который ребенок видит в группе (начиная с занавесок, должен быть на виду и быть зачем-то, к чему-то предназначен.

Правило третье: организация пространства должна обеспечивать свободный двигательный режим. Т. е. пространство должно трансформироваться. Например, «крыловцы» спальную комнату стараются обустраивать так, чтобы большая её часть могла легко освобождаться для детских игр, а некоторые игры и занятия могли бы иногда задействовать и спальню и группу.

Правило четвертое: организация пространства должна создаваться при активном участии детей. Степень их участия в обогащении содержания среды определяется степенью их самостоятельности в отборе, поиске, создании таких объектов. Дети младшей группы участвуют в обновлении среды вместе с родителями и педагогами, поскольку самостоятельно еще не могут подобрать или создать эстетически оформленный объект; дети старшего дошкольного возраста принимают активное участие в пополнении среды, выполняя задания взрослых по поиску интересных объектов, самостоятельно изготавливая материалы для игровой, конструктивной деятельности.

Если смело и правильно осуществить «перезагрузку» в ДОУ, то тогда можно будет оценить качество созданной в группе развивающей предметно-пространственной среды, которое станет видно по ряду показателей, таких как:

– включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность;

– низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»);

– низкая конфликтность между детьми;

– высокая продуктивность самостоятельной деятельности;

– и положительный эмоциональный настрой воспитанников.

А теперь о предполагаемых результатах. Благодаря созданной в детском саду развивающей предметно-пространственной среды с учётом требований к ней ФГОС ДО, дети станут более социализированы, будут уметь общаться друг с другом, будут смело и свободно передвигаться в пространстве ДОУ, повысится познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать. Ведь главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Прикреплённые файлы:

berezka-rps_f84sc.pptx | 12861,48 Кб
 
Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС в первой младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Солнышко» общеразвивающего вида городского округа город.

Консультация «Организация предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» В настоящее время, в связи с введением ФГОС, нами, педагогами ДОУ остро встает вопрос об организации ППРС согласно новым требованиям. ППРС.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Одним из важнейших условий воспитательно-образовательной работы в детском учреждении является правильная организация предметно-развивающей.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Организация развивающей предметно — пространственной среды в группе с учетом требований ФГОС Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе с учетом требований ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС Слайд №1Главным условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей, эмоционально комфортной образовательной.

Справка по тематическому контролю Реализация требований ФГОС в оснащении развивающей предметно–пространственной среды ДОУ Комиссия в составе заведующего ___, старшего воспитателя ___, старшей медсестры___ в период с __ по __ 201_г. проанализировала.

Взаимодействие ДОУ с родителями по организации единых требований развивающей предметно-пространственной среды 2 слайд Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС
Опубликовано: 1 декабря 2016 в 13:00
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 37.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД