Елена Владимировна Коновалова
Консультация для воспитателей на тему: Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мероприятия:повышение уровня теоретической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) определить проблемы в работе по формированию фонематического восприятия у детей;
2) познакомить педагогов с этапами развития у детей фонематического восприятия
Публикация «Консультация для воспитателей на тему: Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Практическая значимость: содержательный материал представлен в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.
Достаточно долго ученые рассматривали развитие речи через развитие моторики, мелких артикуляционных движений. Считалось, что для развития речи, главным образом, необходимо развитие моторики. Развитию фонематического восприятия и слуха уделялось внимания меньше.
Д. Б. Эльконин, занимаясь поиском эффективной методики обучения чтению и письму, обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо обучать фонематическому восприятию. Он определяет фонематическое восприятие, как слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Он считал, что фонематическое восприятие включает в себя три операции:
1) умение определять прямую последовательность звуков в слове;
2) умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
3) подсчет количества звуков в слове.
Характеристика фонематического восприятия включает в себя следующее:
1) выяснение порядка следования фонем в слове;
2) установление различительной функции фонем;
3)выделение основных фонематических противопоставлений, характерных для русского языка. Прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо сформировать у него умения фонемного анализа.
В 5-6 лет у детей высокий уровень фонематического развития : они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Это является основой для овладения звуковым анализом и синтезом.
Поэтому преодоление нарушений развития фонематического восприятия требует целенаправленной работы в ходе специально организованного обучения с использованием упражнений и заданий, направленных на развитие фонематического анализа и синтеза, игры на узнавание речевых и неречевых звуков; определение позиции звука в слове; дифференциацию звуков, пальчиковой и артикуляционной гимнастик.
Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков необходимо проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Поэтому, в момент осуществления операций звукового анализа, нужно исключить или максимально ограничить собственное проговаривание ребенка, направив всю нагрузку на слуховое восприятие материала.
Работа по развитию у детей фонематического восприятия делится на шесть этапов:
1) Узнавание неречевых звуков;
2) различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса;
3) различение слов, близких по звуковому составу;
4) дифференциация слогов;
5) дифференциация фонем;
6) развитие элементарного звукового анализа.
Каждый из этапов предполагает подбор дидактических игр, заданий и упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия.
На первом этап, цель которого - формирование базы для развития фонематического восприятия используются игры и упражнения, способствующие развитию узнавать и различать неречевые звуки; занятия, направленные на развитие слухового внимания и слуховой памяти. Здесь можно использовать такие игры как: «Скажи, что слышишь?»,«Иди-беги», «Капельки»
На втором этапе детей учат различать одинаковые слова, звуки и звукокомплексы, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса. Содержание заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки. Это игры: «Улиточка», «Ветер или ветерок?», «В лесу», и другие.
Третий этап направлен на формирование у детей умения различать слова близкие по звуковому составу. Звуковой анализ тем успешнее развивается, чем лучше дети овладевают пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения. На этом этапе можно использовать игры: «Внимательные ушки», «Запомни слова», «Слушай, смотри».
На четвертом этапе у детей формируется умение различать слоги. В ходе игр и занятий дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки свистящие и шипящие, глухие и звонкие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие. Здесь уместно использовать такие игры как: «Бабочка», «Повтори за мной», «Повтори слова», «Закончи строчку».
Целью пятого этапа является формирование умения различать фонемы русского языка. Формирование умение начинали с дифференциации гласных звуков. На данном этапе вводятся графические обозначения звуков (гласный - красный квадрат, согласный - синий квадрат) - это подготавливает детей к последующему этапу обучения. Очень хорошо помогают игры: «Охотники», «Различай и повторяй», «Поймай звук», «Флажок» и т. д.
Шестой этап направлен на развитие у детей навыков элементарного фонемного анализа. Разложение слова на фонемы является сложной психической деятельностью. Здесь уместно использовать такие игры как: «Выдели слово», «Назови первый звук в слове», «Где спрятался звук?», «Разложи картинки», «Найди слова с заданным звуком».
Фонематический анализ бывает элементарным и сложным.
Элементарный фонематический анализ - выделение (узнавание). Более сложная форма - вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после каждого звука, перед каким звуком).
Основными формами деятельности являются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с использованием дидактических игр. Образовательная деятельность организуются в игровой форме, форме упражнений и игровых ситуаций, с опорой на слуховой, зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы.
Кроме того большое внимание уделяется организации развивающей предметно – пространственной среде. Речевой уголок в группе представлен большим количеством дидактических, словесных игр для развития мелкой моторики, речевого дыхания, фонематического слуха и фонематического восприятия.
Проведенная в указанной последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них представлений о звуковом составе языка и формированию навыков фонематического анализа и синтеза