Папки-передвижки

Консультация для воспитателей на тему: Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Елена Владимировна Коновалова
Консультация для воспитателей на тему: Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мероприятия:повышение уровня теоретической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1) определить проблемы в работе по формированию фонематического восприятия у детей;

2) познакомить педагогов с этапами развития у детей фонематического восприятия

Публикация «Консультация для воспитателей на тему: Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Практическая значимость: содержательный материал представлен в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.

Достаточно долго ученые рассматривали развитие речи через развитие моторики, мелких артикуляционных движений. Считалось, что для развития речи, главным образом, необходимо развитие моторики. Развитию фонематического восприятия и слуха уделялось внимания меньше.

Д. Б. Эльконин, занимаясь поиском эффективной методики обучения чтению и письму, обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо обучать фонематическому восприятию. Он определяет фонематическое восприятие, как слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Он считал, что фонематическое восприятие включает в себя три операции:

1) умение определять прямую последовательность звуков в слове;

2) умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

3) подсчет количества звуков в слове.

Характеристика фонематического восприятия включает в себя следующее:

1) выяснение порядка следования фонем в слове;

2) установление различительной функции фонем;

3)выделение основных фонематических противопоставлений, характерных для русского языка. Прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо сформировать у него умения фонемного анализа.

В 5-6 лет у детей высокий уровень фонематического развития : они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Это является основой для овладения звуковым анализом и синтезом.

Поэтому преодоление нарушений развития фонематического восприятия требует целенаправленной работы в ходе специально организованного обучения с использованием упражнений и заданий, направленных на развитие фонематического анализа и синтеза, игры на узнавание речевых и неречевых звуков; определение позиции звука в слове; дифференциацию звуков, пальчиковой и артикуляционной гимнастик.

Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков необходимо проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Поэтому, в момент осуществления операций звукового анализа, нужно исключить или максимально ограничить собственное проговаривание ребенка, направив всю нагрузку на слуховое восприятие материала.

Работа по развитию у детей фонематического восприятия делится на шесть этапов:

1) Узнавание неречевых звуков;

2) различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса;

3) различение слов, близких по звуковому составу;

4) дифференциация слогов;

5) дифференциация фонем;

6) развитие элементарного звукового анализа.

Каждый из этапов предполагает подбор дидактических игр, заданий и упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия.

На первом этап, цель которого - формирование базы для развития фонематического восприятия используются игры и упражнения, способствующие развитию узнавать и различать неречевые звуки; занятия, направленные на развитие слухового внимания и слуховой памяти. Здесь можно использовать такие игры как: «Скажи, что слышишь?»,«Иди-беги», «Капельки»

На втором этапе детей учат различать одинаковые слова, звуки и звукокомплексы, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса. Содержание заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки. Это игры: «Улиточка», «Ветер или ветерок?», «В лесу», и другие.

Третий этап направлен на формирование у детей умения различать слова близкие по звуковому составу. Звуковой анализ тем успешнее развивается, чем лучше дети овладевают пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения. На этом этапе можно использовать игры: «Внимательные ушки», «Запомни слова», «Слушай, смотри».

На четвертом этапе у детей формируется умение различать слоги. В ходе игр и занятий дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки свистящие и шипящие, глухие и звонкие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие. Здесь уместно использовать такие игры как: «Бабочка», «Повтори за мной», «Повтори слова», «Закончи строчку».

Целью пятого этапа является формирование умения различать фонемы русского языка. Формирование умение начинали с дифференциации гласных звуков. На данном этапе вводятся графические обозначения звуков (гласный - красный квадрат, согласный - синий квадрат) - это подготавливает детей к последующему этапу обучения. Очень хорошо помогают игры: «Охотники», «Различай и повторяй», «Поймай звук», «Флажок» и т. д.

Шестой этап направлен на развитие у детей навыков элементарного фонемного анализа. Разложение слова на фонемы является сложной психической деятельностью. Здесь уместно использовать такие игры как: «Выдели слово», «Назови первый звук в слове», «Где спрятался звук?», «Разложи картинки», «Найди слова с заданным звуком».

Фонематический анализ бывает элементарным и сложным.

Элементарный фонематический анализ - выделение (узнавание). Более сложная форма - вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после каждого звука, перед каким звуком).

Основными формами деятельности являются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с использованием дидактических игр. Образовательная деятельность организуются в игровой форме, форме упражнений и игровых ситуаций, с опорой на слуховой, зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы.

Кроме того большое внимание уделяется организации развивающей предметно – пространственной среде. Речевой уголок в группе представлен большим количеством дидактических, словесных игр для развития мелкой моторики, речевого дыхания, фонематического слуха и фонематического восприятия.

Проведенная в указанной последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них представлений о звуковом составе языка и формированию навыков фонематического анализа и синтеза

Публикации по теме:

Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста». Фонематический.

Формирование художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста, определяется развитием психических процессов, опытом познания окружающего.

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Большинство родителей считают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение.

Консультация для воспитателей ДОУ «Этапы работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза» Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста. [/b].

Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира у детей младшего дошкольного возраста» Формирование целостной картины миры — важная область дошкольного образования, которая реализуется на занятиях разных тем и направлений.

Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста» Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко.

Консультация для воспитателей «Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами музыки» Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций. Б. М. Теплова Федеральная целевая программа.

Консультация для воспитателей «Формирование произвольности поведения у детей дошкольного возраста в подвижных играх» Консультация для воспитателей «Формирование произвольности поведения у детей дошкольного возраста в подвижных играх». Воспитатель: Попова.

Консультация для воспитателей «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста» Формирование сенсорных эталонов – это развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, целостности. Сенсорное воспитание является.

Конспект занятия по коррекции зрительного восприятия у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста на тему «Я и мое тело» Социально-бытовая ориентировка Задача. Формирование представлений об индивидуальных зрительных возможностях, формирование умения рационально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей на тему: Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2019 в 15:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей на тему: Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Владимировна Коновалова (УИ 202954) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД