Получи документы

Консультация для воспитателей «Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативности»

Ольга Колесникова
Консультация для воспитателей «Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативности»

МАОУ «Школа № 30» (дошкольный уровень)

Подготовила воспитатель Колесникова О. В.

Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование исследовательских умений у дошкольников является одним из главных направлений современного дошкольного образования. Актуальность поднятой проблемы обосновывается нормативными документами в сфере образования.

Публикация «Консультация для воспитателей „Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативности“» размещена в разделах

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства, где особая роль принадлежит развитию инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности. В педагогике под самостоятельностью понимают способность личности к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой; решительность. В психологии самостоятельность рассматривается как свойство личности, которое характеризуется инициативностью, критичностью, адекватной самооценкой и чувством личной ответственности за результаты своей деятельности и поведение.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования реализацию вышеобозначенных условий правомерно осуществлять в разнообразных видах детской деятельности. В свою очередь исследовательская деятельность обеспечивает формирование самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в наибольшей степени, так как предполагает целенаправленную и трудоемкую работу ребенка в процессе поиска и решения познавательных задач.

Организация исследовательской деятельности позволяет решать следующие задачи:

Формировать основы поисковой деятельности, инициативы в интеллектуальной деятельности;

Формировать умение распознавать возможные способы решения обозначенной проблемы с помощью педагога, а в дальнейшем самостоятельно;

Формировать умения использовать вариативные способы решения поставленной задачи;

Формировать готовность применять специальную терминологию, вести конструктивный диалог в процессе совместной исследовательской деятельности;

Формировать умения самостоятельно выдвигать гипотезы и формулировать выводы.

В процессе организации исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста формируется ряд исследовательских умений :

• обозначать проблему;

• выдвигать гипотезу;

• осуществлять наблюдение за объектом;

• осуществлять эксперимент;

• устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и оперировать новыми понятиями.

В данном случае ученые подчеркивают не только важность организации исследовательской деятельности с дошкольниками, но и ее необходимость. Исследовательская деятельность не только вызывает интерес у детей дошкольного возраста к данной деятельности, но и формирует исследовательское поведение, которое является источником получения представлений о мире. Ребенок сам стремится найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А. И. Савенков писал: «Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад». Исследовательская деятельность строится на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициатива - это внутреннее побуждение к чему-то новому невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению. По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм.

Цель. Наша работа направлена на формирование самостоятельности и инициативы у дошкольников через использование исследовательской деятельности (опыты и эксперименты) и предполагает решение следующих задач:

- формирование у детей диалектического мышления; т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

- расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности.

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОО соответствовать требованиям ФГОС ДО, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждать интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности : умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Организация работы идёт с создания предметно-развивающей среды в группе. Для знакомства с предметами и явлениями создан уголок «Почемучка», который включает в себя уголок природы и мини лабораторию, где дети могут удовлетворить своё любопытство, любознательность. Опытно-экспериментальная деятельность идёт по трё м взаимосвязанным направлениям: живая природа (многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, неживая природа (воздух, вода, звук, вес, свет, цвет и др.) и человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства и др.). Опыты и эксперименты проводим как в НОД, так и в свободной деятельности, в основном это 2 половина дня, на прогулке. Развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации у детей выявляем с помощью методики Карповой Ю. В. (Педагогическая диагностика индивидуального развития ребё нка 3-7 лет: методическое пособие/ М. : Вентана-Граф, 2015).

Ребенок младшего дошкольного возраста познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую, ему необходима помощь взрослых. Прежде всего, поддержка детского интереса. Дети с удовольствием обследуют песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны.

С помощью игровых персонажей предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектами неживой природы и узнают, что:

- ткань мнется и разглаживается, рвётся, намокает, горит, высыхает и т. д. ;

- воздух есть внутри человека, он лёгкий;

- вода прозрачная, не имеет формы, лёгкие предметы плавают, тяжёлые тонут;

- бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

- дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

- пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определё нные правила:

- Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;

- Не сдерживать инициативу детей;

- Не делать за них то, что они могут сделать;

- Не спешить с вынесением оценочных суждений;

- Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;

- Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

- Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

- Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.

- В проведении опытов выделяем несколько этапов:

- Постановка проблемы (задачи).

- Поиск путей решения проблемы.

- Проведение опытов.

- Фиксация наблюдений.

- Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учатся делать выводы, проводить умозаключения.

В настоящее время одна из задач работы с родителями – повышение их педагогической компетентности. Это происходит через вовлечение родителей в образовательный процесс. Для них провели мастер-классы, таких как «Опытно-экспериментальная деятельность», «Формирование детской инициативы и самостоятельности у младших дошкольников» и др.

Таким образом, в результате целенаправленной, планомерной, систематической работы у детей появился интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Дети стали более наблюдательны, научились сравнивать, анализировать, делать выводы, стали более активно участвовать в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, развился творческий интерес, стали проявлять инициативу.

Публикации по теме:

Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей»Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" проходил районный семинар "Взаимодействие с родителями.

Исследовательская деятельность «Опыты с солью»Исследовательская деятельность «Опыты с солью» Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности» Ребенок рождается беспомощным и зависимым от взрослых. Это абсолютно естественно. Но когда малыш подрастает, он уже и физически и психологически.

Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей»Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей» Очень часто родители выполняют за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Тем самым лишают его проявлению инициативы, самостоятельности,.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Театрализованная деятельность в ДОУ. Консультация для воспитателейТеатрализованная деятельность в ДОУ. Консультация для воспитателей Театрализованная деятельность- это самый распространённый вид детского творчества и в детском саду она имеет свои особенности. На первых.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь»Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь» Экспериментально - исследовательская деятельность проект «Мыльные истории» Курицкая Влада, 6 лет Руководитель: Тынянских Галина Ивановна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативности»
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 20:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД