Папки-передвижки

Консультация для воспитателей на тему «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»

Елена Олеговна Мананкова
Консультация для воспитателей на тему «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»

«Влияние загадок на развитие и воспитание детей»

«Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок»

План:

1. Что такое загадка.

2. Виды и темы загадок.

3. Роль загадки в развитии детей.

4. Роль загадки в воспитании детей.

Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Влияние загадок на развитие и воспитание детей“» размещена в разделах

Слово «загадка» образовано от слова «гадать» которое обозначает «думать», «размышлять». Загадка – это вид народного или авторского творчества в котором один предмет изображается через другой, имеющий с ним какое – нибудь хотя бы отдаленное сходство. На основе которого нужно отгадать задуманный предмет. Загадка настоящее высокое творчество доступное детям дошкольного возраста.

Существует несколько видов загадок. В зависимости от того как загадки составлены, их можно разделить на:

Прямые загадки

Рифмованные загадки

Загадки – обманки

Загадки на смекалку

Загадки – шарады

Метаграммы

Логорифы

А теперь по подробнее о каждом виде загадок :

И так самый первый и самый простой вид загадок – он так и называется «простые загадки». Простые загадки – это загадки в которых с помощью иносказаний, прямых или косвенных черт описывается заданный предмет или явление. (Пример – Хозяин леса неуклюжий наступает всем на уши - медведь)

Второй вид – это загадки рифмовки. Отгадывать такие загадки намного легче чем завуалированные народные (простые загадки). Ведь достаточно внимательно послушать рифму и нужное слово само просится на язычок. (Пример - Ты весь мир обогреваешь ты усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все …солнце)

Третий вид – загадки-обманки. Они тоже рифмуются, но вот только отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. (Пример – кто грызет на ветке шишку, ну конечно это…белка)

Загадки на смекалку – это особый вид загадок, в решении которых не помогут ни жизненный опыт, ни знания, ни рассуждения. Что бы найти ответ нужно просто догадаться. (Пример - Может ли страус назвать себя птицей. Ответ: нет-страусы не разговаривают.)

Шарада – это загадка, составленная в стихах. В ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из частей представляет собой самостоятельное слово, обычно односложное. (Пример – Первое слово над чайником тает, второе у папы растет над губой. А целое ветер морской надувает и в плаванье нас приглашает с тобой.)

Метаграммы – это слова, отличающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. (Пример - Я живу в дупле в лесу, грызть орешки я люблю. Если сменишь «Е» на «У», я твой голод утолю. «Белка-булка»)

Логориф – это такая загадка по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания одной буквы или слога. (Пример - Вдоль по проволоке мчусь ночи я и дни, а с конца меня прочтут – тигру я сродни. «ток-кот»)

Однако существует и еще одна классификация загадок. По которой все загадки делятся на 3 вида – это загадки – иносказания, загадки – описания, загадки – вопросы. Приведу пример: «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает тот слёзы проливает». «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку». «Кто на себе свой домик носит?».

Ушинский в книге “Родное слово” говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение”. Загадка является одним из средств всестороннего развития ребенка. И в силах воспитателя сделать загадки не просто забавой, а весёлым, но вполне серьезным занятием. Загадки содержат в себе информацию основываясь на которую ребенок должен ответить на задуманный вопрос. Главная особенность загадки в том, что она представляет собой логическую задачу. И отгадать загадку значит совершить сложнейшую логическую операцию. Использование загадок в работе с детьми побуждает ребенка думать, логически мыслить, а это и есть основа развития мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Загадывание и отгадывание загадок увлекательный процесс который способствует активному развитию речи детей. Обогащает и активизирует словарь, развивает наблюдательность и сообразительность ребенка. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные способности. В работе с детьми по отгадыванию загадок необходимо выполнять некоторые методические рекомендации:

Перед загадыванием загадок необходимо с детьми изучить как можно больше признаков загадываемого объекта. Так, например, если дети не знают основных признаков моркови и где она растет, они не смогут отгадать про нее загадку.

Загадки должны соответствовать возрасту и развитию детей и должны быть доступны для восприятия.

Очень важно, чтобы дети не механически запоминали отгадки, а понимали логическую цепочку отгадки. Для этого воспитателю необходимо побудить детей к рассуждению. Вспомнить основные признаки, характеристики загаданного предмета.

Воспитателю необходимо систематически проводить работу по развитию монологической речи и навыков доказательной речи что развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Современного ребенка трудно чем-то удивить, вот тут то и может пригодиться загадка. От воображения и организации воспитателя зависит насколько увлекательным будет процесс отгадывания загадок. Важно организовать занятие так что бы ребенку было не скучно, а интересно. Ведь всем известно: чем ребенку интереснее, тем больше предоставленной информации он усвоит.

Работа по разгадыванию загадок может проводиться как в группе с коллективом детей, так и дома с родителями. Так, например, в группе можно проводить классическое занятие с использованием загадок. Развивая тем самым логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, слуховое восприятие. А можно привлечь детей к театрализованному изображению загадок. Так называемые «Загадки без слов». На таком занятии дети сами с помощью мимики, жестов, движений должны загадать загадку. В этом случае развивается не только все перечисленные ранее навыки, но и задатки театрализованной деятельности. Проводя этюды по обыгрыванию загадки развиваются такие психические качества как: воображение, восприятие, внимание, мышление, а также исполнительские навыки. Еще как вариант работы с загадками можно использовать художественное творчество. Разгадав загадку дети должны не сказать отгадку, а нарисовать (или слепить) её. В этом случае наряду с мыслительной деятельностью развивается еще и творческие способности детей.

Наряду с коллективной работой в детском саду очень полезной для детей будет, и работа по составлению загадок с родителями дома. Так, например, имея простейший алгоритм составления загадок каждый родитель может составить вместе со своим ребенком простейшую загадку. Составление загадок с родителями дома развивает на ряду с вышеперечисленными навыками и партнерские отношения, улучшает детско-родительские отношения.

Таким образом загадка является не только элементом русского фольклора, но и важнейшим средством всестороннего развития личностных качеств ребенка.

Публикации по теме:

Консультация «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Загадка – это краткое иносказательное описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Заключает в себе замысловатую задачу в виде.

Консультация для воспитателей «Влияние игры на развитие дошкольников» Центром игры является роль, которую выполняет ребёнок. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями.

Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в ДОО» Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева.

Консультация для родителей на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на нравственное воспитание детей» .

Консультация для родителей «Влияние телевидения на развитие и воспитание детей» Уже много времени в жизни каждого человека, семьи есть телевизор. Людей, живущих без этого «чуда» технического прогресса, мы или вовсе не.

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Подготовила воспитатель- Прасолова Елена.

Консультация для воспитателей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» «Ум ребенка – на кончиках пальцев» В. А. Сухомлинский Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего.

Консультация для воспитателей «Влияние пения на развитие музыкальных способностей детей младшего возраста» Теоретические исследования проблемы развития музыкальных способностей детей в процессе певческой деятельности. Традиционно в отечественной.

Влияние загадок на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста Методика обучения детей отгадыванию загадок Очень важное место занимают занятия по обучению отгадывания загадок. Ценность этих занятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей на тему «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 15:33
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД