Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Нетрадиционное оздоровление детей. Психогимнастика» (5 фото)

Надежда Краковская
Консультация для воспитателей «Нетрадиционное оздоровление детей. Психогимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей «Нетрадиционное оздоровление детей. Психогимнастика».

Пояснительная записка.

Основная задача нашего детского сада, в принципе, как и любой другой образовательной организации – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. В настоящее время проблема здоровья ребенка дошкольного возраста достаточно актуальна, очень распространена и вызывает волну тревожности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Нетрадиционное оздоровление детей, Психогимнастика“» размещена в разделах

Статистика свидетельствует об ухудшении состояния здоровья наших детей. И хотя в педагогической практике накоплен солидный опыт оздоровления дошкольника, поиск эффективных методик в этой области продолжается. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого ДОУ. Вот почему одним из путей решения проблемы является целенаправленное использование инновационных оздоровительных методик и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Особое внимание в детском саду уделяется укреплению психоэмоционального здоровья детей, для этого в своей практике мы используем нетрадиционные методы оздоровления дошкольников. Дети должны почувствовать и понять значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в коллективных играх и развлечениях, в досугах и мероприятиях.

Поэтому в свой педагогический арсенал я решила включить психогимнастику. Именно она, наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Основные достоинства психогимнастики :

• игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);

• сохранение эмоционального благополучия детей;

• опора на воображение;

• возможность использовать групповые формы работы.

Цели психогимнастики :

• опора на естественные механизмы в развитии ребенка;

• преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;

• снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;

• создание возможности для самовыражения.

Задачи психогимнастики :

• дети приобретают навыки ауторелаксации;

• обучаются технике выразительных движений;

• корректируют свое поведение при помощи ролевых игр;

• избавляются от эмоционального напряжения;

• учатся распознавать эмоции и управлять ними.

Проводя с детьми игры, игровые упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:

• относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно;

• каждого ребенка принимать таким, какой он есть;

• не допускать упреков и порицаний за неуспех;

• занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;

• давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;

• развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;

• постепенность развивающее- коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

Уточню, где и как я использую психогимнастику :

1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.

2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной) .

3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию.

4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.

Также я включаю психогимнастические комплексы в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.

Показания к проведению:

-детям с чрезмерной утомляемостью;

-истощаемостью;

-непоседливостью;

-вспыльчивым;

-замкнутым;

-с неврозами;

-легкая задержка психического развития;

-и с другими, нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Очень важно, чтоб педагог детского сада начинал рабочий день в хорошем настроении. Поэтому, просыпаясь утром, нужно внушать себе: «Я спокойна, я доброжелательна. Всё у меня сегодня будет хорошо, и к детям я иду с хорошим настроением». Каждое утро мы начинаем с зарядки, которая заканчивается психологической установкой на целый день. Вместе с детьми мы громко и четко проговариваем: «Я здоровый и счастливый».

Комплексы психогимнастики для детей старших возрастных групп

Для индивидуальной работы с детьми.

1. «Драка» (индивидуально)

Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились? Ты хочешь подраться? Это хорошо? Давай я тебе помогу успокоиться. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. «Ура! Неприятности позади!»

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

2. Упражнение «Два барана»

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «бе-бе-бе». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционное оздоровление детей. Психогимнастика»

Упражнения для снятия напряжения, агрессивности.

1. «Дружба»

Цель: Научить детей контролировать свои действия.

В нашей группе все ребята дружат, но иногда с ними случается вот что:

Все играли и дружили, и вдруг игру не поделили.

Напряглись, взглянули грозно.

Лоб нахмурили серьезно

Кулачки покрепче сжали, локотки к себе прижали.

Все пошли уже в атаку.

Вот сейчас начнется драка.

/Дети делают глубокий вдох, задерживают дыхание, локти прижаты к туловищу/

В: Нет, друзья, не будем драться, кулачки должны разняться.

Улыбнулись мы друг другу, как приятно видеть друга.

2. «Доброе животное»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Участники берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!»

Все прислушиваются к своему дыханию и к дыханию своих соседей.

«А теперь послушаем вместе»

Вдох – все делают шаг вперед,

Выдох – шаг назад.

Так дышит доброе животное, а вот так ровно бьется его большое доброе сердце (топаем тихо ногами 3 раза с паузами).

Фото «Нетрадиционное оздоровление детей. Психогимнастика»

3. «Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

4. «Шалтай-болтай»

Цель: Снять напряжение.

Дети садятся на пол и качаются из стороны в сторону, опираясь то на правую, то на левую руку попеременно. Приговаривают:

Шалтай-болтай сидел на стене,

Шалтай-болтай свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может Шалтая,

Шалтая-болтая, Шалтая-болтая

Поднять.

5. «Потянулись-сломались»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Тянемся вверх, выше, выше…. Мысленно отрываем пятки, чтобы стать еще выше (пятки не отрываем от пола). А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи. Повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол…. Лежим расслабленно, безвольно, удобно…. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его.

Консультация для воспитателей - фото

6. «Поза покоя»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Инструкция: «Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза» (воспитатель продолжает медленно, тихим голосом) :

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно! (пауза 1-2 мин.).

- А теперь сжали руки в кулаки, разжали, сделали глубокий вдох, выдох и открыли глаза.

Упражнения для активизации детей, снятия усталости.

Фото №1 Консультации для воспитателей педагогов Консультация для воспитателей Нетрадиционное оздоровление детей

1. «Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

2. «Зайки и слоны»

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоны". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра». Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

3. Упражнение «Рубка дров»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

Эту игру особенно хорошо проводить после того, как ребенок долго занимался сидячей работой. Она поможет избавиться от физического и эмоционального напряжения, истратить накопившиеся негативные чувства и получить заряд бодрости.

«Ребята, знаете ли вы, как нужно рубить дрова? Как нужно держать топор? В какой позе удобнее стоять? Куда обычно кладут бревно? Хотите, попробовать? Тогда берите топоры и приступаем».

Позаботьтесь о том, чтобы вокруг было достаточно свободного места. Пусть ваш маленький дровосек рубит дрова, не жалея сил. Порекомендуйте ему выше заносить воображаемый топор над головой и резко опускать на воображаемое бревно. Полезно издавать при этом вместе с выдохом какие-то звуки, например, говорить «Ха!».

Фото №2 Психогимнастика

4. Упражнение «Смена ритмов»

Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре. Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре. Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

Публикации по теме:

Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы. Консультация для воспитателейКартотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы. Консультация для воспитателей «Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики, (пальцы рук соединяются ритмично в «замок») Мы с тобой подружим маленькие пальчики,.

Консультация для воспитателей «Как научить детей здороваться» Как обычно начинается утро ребенка (маленького ребенка -2-4 лет? Не всегда он просыпается в настроении, родители торопятся на работу, ребенок.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Мастер-класс для воспитателей «Чудо-пальчики. Нетрадиционное средство развития речи — Су Джок терапия» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Вступление -Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Скажите громко и хором, друзья, Помочь.

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционное рисование мятой бумагой как средство развития творческих способностей» Цель: - расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования (рисование мятой бумагой). Задачи: - познакомить со специальными.

Психогимнастика для детей 4–5 лет «Помощники машины» Психогимнастика для детей 4-5 лет «Помощники - машины» Педагог-психолог МБДОУ детский сад № 61 Войнова Н. Г. Цель: развитие и коррекция.

Психогимнастика для детей 6–7 лет .

Виды восприятия у детей 3–5 лет. Консультация для воспитателей.Виды восприятия у детей 3–5 лет. Консультация для воспитателей. Восприятие – сложный познавательный процесс, который развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Виды восприятия определяются.

Значение двигательной активности детей. Консультация для воспитателейЗначение двигательной активности детей. Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги! Сколько бы нам, воспитателям, не говорили о пользе движения для детей, все – равно каждый воспитатель занимается с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Нетрадиционное оздоровление детей. Психогимнастика»
Опубликовано: 26 февраля 2020 в 16:26
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Нетрадиционное оздоровление детей. Психогимнастика»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Краковская (УИ 87305) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД