Альмухаметова Зулихан Какымжановна
Консультация для воспитателей «Особенности обучения основным движениям на воздухе»
«Особенности обучения основным движениям на воздухе»
Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Черниговский
Альмухаметова З. К.
Апрель 2017
В соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» в старше- подготовительной группе детского сада проводятся три занятия в неделю, одно из которых обязательно на свежем воздухе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности обучения основным движениям на воздухе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Структура каждого третьего занятия является общепринятой и строится по той же схеме (вводная, основная и заключительная части).
Вводная часть начинается с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3-5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение на площадке не проводится и вводная часть начинается с выхода детей из помещения на улицу. После непродолжительной ходьбы дается медленный бег по площадке в течение 2- 4 минут (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности и обучение в основном различным видам бега:
широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперед, парами, врассыпную и так далее. Выполняются также прыжки на одной и двух ногах, с ноги на ногу и другие. Использование этих упражнений направлено на улучшение пространственной ориентировки, укрепление мышц ног и таза, совершенствование осанки. Бег заканчивается ходьбой и перестроением в круг или колонны.
Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих упражнений. По окончании дети перестраиваются в колонну по одному, по ходу складывают использованный спортивный инвентарь и бегут со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 секунд до 2 минут. Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения упражнения в основных движениях.
На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях. Первым выполняется новое или более трудное по координации движение. Затем дети вновь бегут со средней скоростью, после чего упражняются в другом, уже знакомом им движении. Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра- эстафета. Игры предусматривают закрепление одного из основных движений; большое место в них занимает бег. Игра повторяется 4-5 раз, паузы между повторениями короткие.
В заключительной части проводится медленный бег.
Если во время игры дети много бегают («Ловишки», «Самолеты», «Ястребы и ласточки», «Мы веселые ребята» и другие, то в заключительной части продолжительность медленного бега не указывается, но она должна быть меньше, чем обычно (не более 1- 1,5 минут). Медленный бег переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6-8 дыхательных упражнений. На этом занятие заканчивается.
При планировании обучения основным движениям предусматривается двухнедельный цикл, на протяжении которого движение, изучающееся на первом занятии, повторяется на втором и закрепляется на третьем. При этом рекомендуется следующие сочетания основных движений : метание- прыжки; упражнения в равновесии- метание; лазанье- упражнения в равновесии; прыжки- лазанье.
При выполнении упражнений необходимо стремиться к тому, чтобы дети меньше стояли и повторяли движение большее число раз, улучшая его качество. Этому способствует хороший показ, четкий рассказ, поощрение самостоятельности детей, их эмоциональный настрой.
Одежда детей для проведения физкультурных занятий на воздухе зимой (-6 -11 С) : спортивный костюм, майка, рубашка фланелевая с длинными рукавами, колготки, шерстяная шапка на хлопчатобумажной подкладке, шерстяные носки, кеды, варежки
Для сохранения нормального теплообмена важно, чтобы ткани хорошо поглощали влагу из пространства под одеждой и удаляли ее наружу. Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные ткани, рыхлые шерстяные. Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость, особенно при выполнении физических упражнений.
Заниматься в зимних пальто, шапках- ушанках или в меховых на ватной подкладке не рекомендуется: такая одежда стесняет движения детей, слишком тяжела, мешает необходимой отдаче тепла, вызывает повышенное потоотделение. Вспотевшие дети расстегивают ворот пальто, развязывают шапки и подвергаются резкому воздействию холода.
Время занятий на прогулке зависит от климатических и погодных условий. Проводить физкультурное занятие на свежем воздухе можно непосредственно перед прогулкой, затем переодеть детей и продолжить прогулку или же проводить занятие в конце прогулки.