Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Евгения Чеснокова
Консультация для воспитателей «Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Профессиональная деятельность воспитателя, педагога всегда регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом :

• Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;

• Конвенцией о правах ребенка;

Конституцией РФ;

• Трудовым Кодексом РФ;

• Семейным кодексом;

Публикация «Консультация для воспитателей „Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах

• Приказ МО и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564);

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”;

• региональными нормативно-правовыми документами;

• нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;

• локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка своевременно заполнять и аккуратно вести установленную документацию; четко планировать свою воспитательно-образовательную деятельность, держать администрацию в курсе своих планов, соблюдать правила и режим ведения документации; уважать личность ребенка, изучать его индивидуальные особенности, знать его склонности и особенности, помогать ему в становлении и развитии личности.

Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» в целях установления строгого порядка ведения документации в дошкольных учреждениях установить следующую педагогическую документацию детских дошкольных учреждений:

Для воспитателей — план воспитательно-образовательной работы с детьми и ежедневного ведение табеля посещаемости детей, что является обязательная документацией воспитателя.

Вообще любое планирование — это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в возрастных группах ДОУ являются обязательными нормативными документами, регулирующими деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДО.

Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОО.

Эффективность образовательного процесса в ДОО во многом зависит от качества его планирования.

Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, экономит время, облегчает работу.

Также важным условием при планировании работы является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Существуют разные виды планирования : календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное, новым видом является модульное планирование :

Блочное планирование — это способ организации дня, при котором схожие задачи объединяются в блоки. Например, водные процедуры, зарядка и завтрак объединяются в утренний блок, а задачи «пропылесосить ковер» и «протереть пыль» — в блок «Уборка».

Комплексно - тематическое планирование – это планирование в соответствии с образовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому) и образовательным областям («Социально- коммуникативное развитие», «Познавательно- речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»)

Модульное: Модуль 1. «Основные направления реализации образовательных областей программы» Модуль 2. «Взаимодействия педагога с детьми» Модуль 3. «Самостоятельная деятельность детей» Модуль 4. «Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников»

Мы используем в своей работе такие виды планирования :

- перспективное планирование на год, на месяц;

- и календарно-тематическое планирование (на каждый день).

В настоящее время в продаже имеются готовые перспективные и календарные планы к некоторым примерным программам дошкольного образования: «Детство» под редакцией Татьяны Игоревны Бабаевой, Гогоберидзе, к программе «Радуга» под редакцией Софьи Густавовны Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, … к программе обучения и воспитания под редакцией Маргариты Александровны Васильевой, Гербовой, Комаровой, к программе «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы и другим программам.

НО, стоит обратить внимание на тот факт, что такие планы не всегда учитывают ряд важных моментов: актуальную ситуацию развития детей, особенности группы детей, реализуемые технологии, региональный компонент, вариативную часть образовательной программы ( задачи вариативной части включают: Развитие у дошкольников основ национального самосознания, воспитание любви к традициям и праздникам русского народа, Родине, родного города. Квалифицированная коррекция нарушений в речевом развитии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей., а также не всегда позволяют реализовать такие требования ФГОС ДО, как учет интересов ребенка, поддержку его инициативы и становление ребенка как субъекта образовательного процесса.

Таким образом, готовые планы лишь частично могут быть использованы для разработки собственных планов педагогов.

План воспитательно-образовательной работы в нашем ДОУ состоит из следующих частей (компонентов) :

1. Общие сведения о группе.

2. Перспективный план работы на год :

- перспективный план по внедрению регионального компонента в в/о процесс с детьми на год;

- перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников на год.

3. Перспективное планирование ОД на месяц.

4. Перспективный план работы на неделю.

5. Календарный план работы на каждый день.

Общие сведения о группе включают:

- Основные задачи;

- Список детей группы;

- Социальный паспорт группы;

- Режим дня;

- Учебный план;

- Расписание организованной образовательной деятельности.

- Лист звукопроизношения.

Перспективный план работы это…

– это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания деятельности на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения.

Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

В нашем ДОУ перспективный план работы на год включает :

Перспективное проектно-тематическое планирование, которое является составной частью основной общеобразовательной программы ДОУ и разрабатывается старшим воспитателем и педагогами совместно на учебный год (с сентября по май включительно)

Данный вид планирования отражает :

• наименование темы и период ее реализации;

• примерную мотивацию (проблемную ситуацию);

• варианты примерных итоговых мероприятий.

Перспективное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с учетом регионального компонента включает:

- тему недели,

- цели и задачи,

- материал,

- содержание работы с детьми на каждую неделю.

Перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников представлен в виде тематики родительских собраний и форм их проведения, родительских всеобучей.

Перспективный план на месяц включает :

- 2 комплекса утренней гимнастики

- Перспективное планирование ООД (перспективное планирование ООД составляется для каждой возрастной группы с учетом проектно-тематического планирования);

- План ООД по музыкальному развитию (с опорой на тематическое планирование);

- Взаимодействие с семьями воспитанников на месяц.

Календарный план на неделю.

Календарно-тематический план составляется на каждый день в соответствии с режимом дня группы, сеткой непосредственно образовательной деятельности, учитывающей требования к максимальной нагрузке на детей в образовательной деятельности, проектно–тематическим планированием, перспективным планированием, программным содержанием по возрастным группам.

Календарный план составляется на две недели вперед и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарный план начинается с :

- Темы недели;

- Задачи;

- Игровая или проблемная мотивация;

- Итоговое мероприятие;

- Ответственные за проведение итогового мероприятия;

- Организация развивающей среды.

План работы на каждый день :

планирование первой половины дня (утреннего отрезка времени);

планирование ООД;

планирование утренней и вечерней прогулок;

планирование второй половины дня,

планирование работы с семьёй,

• создание развивающей предметно-пространственной среды.

Решаемые педагогические задачи и деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах воспитатели планируют с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей своей группы, с учетом основной образовательной программы ДОУ.

Календарный план воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности и обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:

- непосредственно образовательная деятельность;

- нерегламентированные виды деятельности (конструирование и досуговая деятельность);

- свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Календарно-тематический план воспитательно – образовательной работы должен строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, продуктивная, музыкальная, театрализованная деятельности, коммуникативная и др., обеспечивать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка, и должен предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности.

Данный вид планирования должен определять цели и способы их достижения, выполнять мотивирующую и активизирующую функции.

Очень важно учитывать комплексно-тематический принцип при планировании - единая тема объединяет все виды деятельности с привлечением специалистов ДОУ!

Наиболее встречаемые недостатки и ошибки в планах :

• отсутствие дат, несовпадение дней недели (план по физ. развитию)

• календарные планы представлены в виде перспективных;

• нет сноски на литературу, страницу;

• не прописывается индивидуальная работа с детьми;

• календарный план пишется вперед! (на 2 недели)

• вставлена информация из старых планов!

Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль, однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.

Один американский писатель, автор десятков книг о путях к успеху Брайан Трейси о планах сказал следующее : «Помните, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда».

Спасибо за внимание. Успехов в работе!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Ежедневное планирование работы воспитателя в соответствии с ФГОС Для кого то из нас ежедневное планирование работы с детьми не вызывает проблем,но для кого то это настоящая проблема. Разрешите представить.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Консультация для воспитателей «Работа с родителями в соответствии с ФГОС до» «Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО» «. как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что Вошло в его разум и сердце.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Домашние птицы» Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Домашние птицы». Цели. Совершенствовать представления детей о домашних птицах.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Мамин праздник» Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Мамин праздник». Цель: формировать представление о празднике мам и бабушек, воспитывать.

Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы (10.09. - 14.09.) Тема: «Наш детский сад. Мы - группа». Цель. Знакомство детей с обстановкой.

Планирование воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Зимушка – зима в гости к нам пришла». Цель. Расширение представлений о зиме (изменения.

Планирование воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе (19.12. — 23.12.) Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Елочка наряжается». Цель. Изготовление новогодних игрушек и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 5 июля 2021 в 21:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД