Консультация для воспитателей по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Что могут счетные палочки»

Валя Лыкова
Консультация для воспитателей по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Что могут счетные палочки»

Цель.

Повышение компетентности педагогов по реализации задач познавательного развития детей-дошкольников в процессе формирования у них элементарных геометрических представлений с помощью счетных палочек.

«Ум гибнет не от износа,

он ржавеет от неупотребления».

Народная мудрость

Счётные палочки с древних времён использовались в Китае, Японии, популярны были в Корее и Вьетнаме. Сегодня их используют для обучения счету, в том числе в школах, также в методике Марии Монтессори и других методиках раннего развития для обучения дошкольников и в качестве развивающей игрушки. Занимательные игры со счетными палочками могут стать хорошим подспорьем как на групповых занятиях, так и индивидуальных.

Почему именно счетные палочки?Потому что:

счетные палочкиразвивают моторику пальчиков: от простейшей операции достать из футляра и сложить обратно до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы;

• занятия со счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста;

• во время занятий со счетными палочками формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу;

• разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления;

• выполняя задания с помощью счетных палочек, ребенок изучает цвет;

• составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение;

• и, наконец, прямое их назначение –обучение начальной математике: счету, знакомятся с геометрическими фигурами, сравнивают величины, выполняют простейшие арифметические действия.

Цель математических игр со счетными палочками:

упражнение в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализ и обследование фигуры зрительно-осязаемым способом.

В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки.

Как начать использовать счетные палочки в забавах с детьми дошкольного возраста?

Есть два этапа работы с этим простым материалом: – начальный-, когда счетные палочки используются как игровой инструмент.

В детском саду мы начинаем работу со счетныминструментом со знакомства с ним: детки рассматривают палочки, учатся определять их цвет, раскладывают на столике, складывают в коробочку. Затем набирают в каждую ручку как можно большее количество палочек, потом – в другую, и, наконец, – обеими ручками;

-второй этап – математический-, более высокая ступень, которая предполагает овладение с помощью цветных помощников азов математики.

Наигравшись со счетными палочками, приступаем к геометрическому конструированию. Конструирование является самым приятным для дошкольников способом изучить начальную геометрию.

Я хочу сделать акцент на формировании элементарных геометрических представлений у детей дошкольного возраста как одного из этапов ФЭМП.

В Основной общеобразовательной дошкольного образования "От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы записано, что «в дошкольном возрастеот 3-5 лет дети знакомятся с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, учатся обследовать форму фигуры с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.

В дошкольном возрасте от 3-5 лет работа со счетными палочками сопровождается:

выкладыванием геометрических фигур по образцу взрослого: дорожка, лесенка, забор, квадраты, прямоугольники.Потом усложняем: домик, поезд, автомобиль, бабочка, гараж и т. п.

выкладыванием по картинке: есть изображение гриба, цветка, солнца, а ребенок должен догадаться, как это выложить из палочек.

Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых выполнена фигура; если фигура составлена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет, и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.

Можно прочитать стихотворение или загадать загадку:

Зимой и летом

Одним цветом. (ёлка.)

Воспитатель:

-Что это ребята? (Ответы детей) Правильно, молодцы! Так вот давайте с вами из счетных палочек сделаем ёлочку (дети выполняют задание). Образец. Обследование образца.

Воспитатель:

-Ребята, мы сделали с вами столько ёлочек, что у нас получился лес. А кто в лесу живёт? (Ответы детей) Правильно, ребята, там живёт волк, лиса, заяц, медведь и ещё много зверей.Так вот я хочу загадать вам загадку про одного лесных жителей:

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц.)

Воспитатель:

-Правильно ребята! В лесу сейчас холодно, скоро будет сильный мороз, а у зайчика нет домика. Вы сможете построить ему домик? (Ответ детей) Давайте, ребята, поможем зайчику построить домик из счетных палочек. (Образец. Обследование образца).

Демонстрация слайдов презентации «Игры со счетными палочками для детей 4-5 лет».

В старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) из всего многообразия математических игр наиболее приемлемы головоломки с палочками (можно использовать спички без серы). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

Эти занятия полезны и для формирования математических представлений у дошкольников: они позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, идёт обучение количественному счету.

Усложняя задания для старших дошкольников,решаем следующие программные задачи:

В старшем дошкольном возрасте у детейразвивается геометрическая зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы. Развивается представление о том, как из одной формы сделать другую. В подготовительной к школе группе дети учатся моделировать геометрические фигуры (составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов один большой и т. д.).

Счетные палочкиможно использовать в НОД:

для сравнения по величине: высоте и длине.

Задание.

Предложите детям положить положить палочки в три линейки:

• первая линейка три палочки, вторая - две палочки, третья - одна палочка. Сравнить длину дорожек. Сделать вывод.

• Также построить заборчики в высоту и сравнить высоту.

• Сделай поезд, где первый вагон состоит из 4 палочек, второй – из 6-ти, третий – из 8-ми (Величина);

• Возьми в руку как можно больше палочек. Не разжимая ладонь, посчитай их. Выложи из палочек соответственные цифры (Знакомство с цифрами от 0-9);

• Разложите карточки или кубики с цифрами, ребенок рядом кладет соответствующее количество палочек (Количество и счет);

• На наглядной основе учим решать простейшие задачи на сложение и вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий (=,-,+);

Учим знак равенства: кладем 5-6 палочек, предлагаем ребенку рядом положить столько же. Между двумя кучками ставим параллельно две палочки (Знак равенства);

• К определенному количеству палочек нужно добавить столько, чтобы вышло какое-то число. Например, к 3 добавляем 2 палочки, получаем 5. Так выучим простое сложение.

Математические задания для закрепления знаний о геометрических фигурах:

Цель.

Развитие пространственных представлений, закрепление знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур.

1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек;

2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек;

3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек;

4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек;

5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек;

6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника;

7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника;

8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники);

9. Из 10 палочексоставить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого);

10. Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате при-строения, образуют 1 большой);

11. Составить квадрат и треугольник маленького размера;

12. Составить маленький и большой квадраты;

13. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Для детей 5-7 лет задачи-головоломки можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

• 1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

• 2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

• 3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В ходе обучения способам решения, задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель - учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Впоследствии дошкольникам можно предложить палочками «нарисовать» понравившегося героя книги, реконструировать фигуру, что способствует развитию мышления и пространственной ориентировке.

Публикации по теме:

Консультация «Что могут родители» 1. Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни. Например,.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Консультация для воспитателей «Индивидуализация обучения детей старшего дошкольного возраста» Для индивидуализированного обучения отбираются средства и приемы усвоения знаний, устанавливается мера влияния, которая является эффективной.

Консультация для воспитателей «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» «Чудо - папку открываю, все что знаю, вспоминаю!» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной.

Консультация для воспитателей по ФЭМП «Что могут счетные палочки» Консультация для воспитателей по ФЭМП "Что могут счетные палочки" Цель. Повышение компетентности педагогов по реализации задач познавательного.

Консультация для воспитателей по развитию песенного творчества детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад № 4 Рекомендации по развитию песенного творчества детей старшего дошкольного возраста для воспитателей. Песенное творчество.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время у значительной части детей дошкольного возраста наблюдается слабое развитие зрительно-двигательных связей, недостаточное.

Консультация для воспитателей «Знакомим детей старшего дошкольного возраста с обитателями льдов» Ледяные пустыни являются самыми чистыми и нетронутыми деятельностью человека уголками дикой природы. Это мало изученные и самые суровые.

Счетные палочки: счет, развитие речи, воображения и творчества для любого дошкольного возрастаСчетные палочки: счет, развитие речи, воображения и творчества для любого дошкольного возраста Все привыкли, что счетные палочки используются чаще всего на занятиях ФЭМП. Для изучения счета. А мы с ребятами любим играть со счетными.

Фотоотчет «Волшебные счетные палочки»Фотоотчет «Волшебные счетные палочки» Сегодня я расскажу о ВОЛШЕБНЫХ ПАЛОЧКАХ) Ну да, можно, конечно, их назвать СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ, но это ведь не интересно! В моей творческой.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Головоломки
  • Головоломки
Автор публикации:
Консультация для воспитателей по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Что могут счетные палочки»
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 11:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 декабря. Международный день волонтёра

К счастью, не всё в нашем мире измеряется в деньгах, и не всё можно купить за деньги. Есть вещи более значимые и монументальные. Любовь, доброта, умение радоваться жизни, желание помочь ближнему – сделать...

4 декабря. День заказов подарков и написания писем Деду Морозу

Очередной тематический день посвящен всем, кто верит в силу мечты и могущество Деда Мороза. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы зарядить своих домашних новогодним настроением и...

Мои роли на утренниках и развлечениях в дет саду
Сколько образов приходилось примерять в дет саду, и каждый раз все интереснее и интереснее. Каждый воспитатель на...
Дидактическая игра по ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста «Занимательные...
1. 1. Актуальность Актуальность разработки пособия «Занимательные матрёшки» обусловлена поиском путей совершенствования процесса формирования элементарных...
Фотоотчет о коллективной работе в подготовительной к школе логопедической группе...
В преддверии Новогодних праздников детские сады преображаются. Воспитатели и родители украшают групповые ячейки мишурой, игрушками, фонариками. Дело это в...