Юлия Виниченко
Консультация для воспитателей по теме: «Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями».
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: инструктор по физической культуре Виниченко Ю. В.
С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Основоположник античной медицины Гиппократ писал о необходимости закаливания холодом. Авиценна в начале 1 века н. э. в трактате «Канон врачебной науки» изложил правила закаливающих процедур водой. В эпоху Возрождения закаливание считалось одной из важных задач в системе воспитания детей. В России о закаливании упоминалось еще в «Поучении Владимира Мономаха».
Публикация «Консультация для воспитателей по теме: „Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями“,» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Закаливание. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Один из основоположников отечественной педиатрии Г. Н. Сперанский, опираясь на труды ученых и врачей, опубликованные начиная с 28 века, написал первую в России научную монографию по этому вопросу – «О закаливании детского организма» (1910).
Чаще всего для закаливания применяют воздействие холодом как наиболее актуальное в нашем климате. Физиологические исследования показали, что даже кратковременное действие холода оставляет после себя длительный след – последействие. Повторные процедуры, наслаиваясь на последствие, повышают устойчивость организма к колебаниям температуры. К сожалению, прекращение занятий на 2-3 недели, а у детей раннего возраста даже на 5-7 дней, почти на нет сводит достигнутые результаты.
Исследования специалиста по закаливанию А. Колгушкина (1997) показали, что устойчивый эффект можно получить в результате систематических занятий в течение 2-3 лет.
Так что же такое закаливание? К настоящему времени усилиями физиологов, гигиенистов и педиатров разработаны и проверены на практике принципы, которыми следует руководствоваться в проведении закаливающих процедур у детей :
-закаливание можно начинать и проводить далее только при полном здоровье ребенка;
-необходимо постепенное увеличение интенсивности закаливающих процедур;
-процедуры закаливания должны носить систематический характер, не иметь перерывов (за исключением возможной болезни ребенка);
-следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст;
-начинать закаливание можно в любое время года, но предпочтительным является теплый период;
-закаливающие процедуры должны вызывать у ребенка положительные эмоции, в противном случае можно получить отрицательный эффект – негативное отношение, боязнь.
Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. При здоровом образе жизни (достаточное пребывание на свежем воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания) эти факторы постоянно и естественно оказывают влияние на организм.
Основные правила температурного режима в детском саду (дети 3-7 лет – 17-180С). Такая температура предпочтительна при подвижных играх. На занятиях в помещении должно быть теплее: 20-210С. Так называемая «комфортная температура» (24-250С) не рекомендуется для повседневного пребывания детей, поскольку «изнеженный» ребенок легко подвергается простуде. Проветривание помещений летом проводится через открытые окна, в хорошую погоду – весь день. В другие сезоны проветривают через фрамуги не менее 4-5 раз в день по 10-15 мин. (при внешней температуре не ниже 200С даже в присутствии детей). При открытых форточках дети могут находиться в помещении только в том случае, если внешняя температура не ниже 50С. Во время отсутствия детей в группе рекомендуется сквозное проветривание.
К традиционным методам закаливания относятся воздушные и водные процедуры с постоянным снижением температуры и увеличением времени воздействия холода.
Воздушные ванны – ценные закаливающие мероприятия. Их начинают проводить при температуре воздуха в помещении 19-220С. Затем путем проветривания температуру постепенно снижают до 1-150С. Первоначальная продолжительность воздушных ванн – 5 мин. ; каждые 2-3 дня время увеличивают на 1 мин. и доводят до 30 мин. В группах дневного пребывания детей воздушная ванна проводится один раз в день. При появлении признаков переохлаждения («гусиная кожа» и др.) процедуру следует прекратить. Можно принимать воздушные ванны на открытом воздухе при рассеянном солнечном свете в безветренную погоду, регулируя её продолжительность в зависимости от окружающей температуры и самочувствия ребенка. Воздушные ванны наиболее эффективны при движении детей – во время гимнастики и подвижных игр.
Хождение босиком – хороший способ закаливания как дома, так и в детском саду. Кроме того, при хождении босиком происходит укрепление свода стопы и ее связок, что предупреждает плоскостопие. Температура пола при этом должна быть не ниже 180С. Вначале дети ходят в носках, а через 4-5 дней – босиком по 3-4 мин. Время процедуры увеличивают каждый день на 1 мин. и постепенно доводят до 15-20 мин. Этот способ может применяться во всех группах.
Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. Проводят обширное обтирание тела варежкой из махровой ткани, смоченной водой, температура которой 35-36)С (в течение 7-10 дней ее постепенно снижают до 280С). Обширное обтирание проводят, как правило рано утром. Продолжительность процедуры для детей от 3 до 7 лет – 2-3 мин.
Проведение закаливания требует индивидуального подхода к ребенку: учета его самочувствия и настроения, подготовленности к процедуре, вынужденного перерыва в связи с болезнью и т. д. Кроме того, необходимо постоянно поддерживать положительный эмоциональный фон. Поэтому важно использовать те методы закаливания, при использовании которых персоналу удается справляться с этими задачами. В противном случае польза от закаливания будет сомнительной.
Независимо от того, каким методом, в каком возрасте, дома или в детском саду проводится закаливание, следует неукоснительно соблюдать основные правила:
1. Систематическое проведение закаливающих процедур в течение всего года.
2. Постепенное увеличение интенсивности закаливания.
3. Положительный эмоциональный настрой ребенка.
4. Учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и возраста ребенка.
Противопоказания к началу закаливания и его продолжению считают острые заболевания, остановку в весе, раздражительность, плохой сон, появление жалоб на усталость, негативное отношение к процедурам.