Получи документы

Консультация для воспитателей «Роль изучения природы в обучении дошкольников с нарушением слуха»

Лариса Батурова
Консультация для воспитателей «Роль изучения природы в обучении дошкольников с нарушением слуха»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный период обучения — решающий в жизни каждого ребенка. Дети с нарушением слуха такие же в своем развитии, как и их слышащие сверстники. Но надо и даже необходимо помнить: из-за недостатка слуха у детей мы должны решать специфические задачи — это дать детям речь, речевые навыки, научить их говорить и понимать речь говорящего человека. Мы должны помнить, что за каждым словом у ребенка должно быть понятие о предмете или явлении окружающего его мира.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль изучения природы в обучении дошкольников с нарушением слуха“» размещена в разделах

Ознакомление с природными явлениями имеет существенное значение для полноценного развития ребенка. Формируя представления о явлениях природы, бережное к ней отношение, умение любоваться природой, умение наблюдать сезонные изменения в ней, дети учатся отображать увиденное в своих рисунках, аппликациях. При обучении изучение природы занимает особое место в умственном развитии ребенка. Дома родители могут знакомить с конкретными фактами в области живой и неживой природы. Но решающим для умственного развития ребенка будет обобщение знаний, и именно эти обобщения дают возможность самостоятельно ориентироваться в кругу аналогичных фактов окружающей действительности.

Малышам даются лишь кратковременные, эпизодические наблюдения. Старшие ребята способны уже на длительные наблюдения (например, за распусканием почек, появлением сосулек, за развитием животных, за сезонными изменениями в природе).

Какие же стоят перед родителями задачи?

1 - пробудить интерес ребенка к природе, явлениям окружающего

мира.

2 - развивать память ребенка через воспитание у него положительного отношения к слову, словесному общению.

Мы надеемся, что, поняв смысл стоящих перед Вами (родителями) задач, Вы будете правильно их решать. Ваши задания должны быть короткими и простыми, доступными. К каждому занятию Вы, уважаемые родители, должны тщательно готовиться.

Виды заданий и занятий

а) прогулка;

б) беседы после прогулки (сразу или отсрочено по времени);

в) рисование (с натуры, по представлению);

г) работа по аппликации;

д) составление рассказа об увиденном (вместе с ребенком);

е) ведение альбома "Времена года" (где фиксировать в рисунках,

аппликациях, фотографиях то, что видел ребенок);

ж) посещение выставки картин (выборочно рассмотреть картины,

посвященные природе);

з) чтение? адаптированных текстов рассказов о природе наших

писателей.

Уважаемые родители, помните, что важной задачей при наблюдениях за явлениями природы является высокий уровень развития речи, который обеспечит осуществление задачи умственного воспитания глухого дошкольника и словесное общение его с окружающими. Поэтому необходимо систематически пользоваться речью в общении с ребенком в бытовой деятельности, при наблюдениях в природе. При этом форма речи постепенно усложняется: от чтения и воспроизведения слов, словосочетаний, фраз по табличкам (они должны быть заранее написаны вами) до чтения этих табличек ребенком дактильно-устно (когда он и вы уже знаете дактильную азбуку); затем переходите к слухо-зрительному восприятию речи — вы говорите знакомые слова без предъявления ребенку табличек, а ребенок их воспринимает (считывает) с ваших губ. Постепенно формируется самостоятельная речь вашего ребенка, т. е. ребенок сам устно-дактильно или устно говорит данное слово, фразу.

Важно помнить! До проведения наблюдений вы должны продумать, с чем вы будете знакомить сегодня ребенка во время прогулки. Для этого приготовьте заранее фломастеры, ручку или карандаш, записную книжку. Все это всегда должно быть с вами на прогулке. Если нужны будут таблички, вы их заготовьте заранее.

В вашем доме для ребенка должны быть: цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисточки, клей, ножницы, цветная бумага для аппликаций и альбом, в котором будете писать составленные вами вместе с ребенком рассказы по вашим с ним наблюдениям.

Примерные наблюдения в природе зимой

1. — Посмотри в окно. Что там лежит на земле, на крышах, на

деревьях? — Там снег.

— Какой по цвету снег? — : Белый - белый.

— Какое время года наступило? — Наступили зима.

— Какое время года было? — Была осень.

— Пойдем гулять? —Да, пойдем.

2. На прогулке с ребенком лепите снежки и снеговика. Поиграйте с ним в снежки.

— Это снежок (снежки).

— Что мы сделали? — Мы слепили снежки.

— Снег липкий, поэтому мы слепили снежки. Давай поиграем.

— Посмотри, какая сегодня погода? — Теплая, прохладная,

холодная, пасмурная, ясная.

— Хорошо зимой? — Да, хорошо.

— Слепи снеговика.

Ребенок лепит, в это время вы спрашиваете:

— Какой снег? — Липкий.

— Что ты лепишь? — Снеговика.

— Почему можно лепить снеговика? — Потому что снег -

липкий.

— Что мы лепили из снега? — Лепили снежки и снеговика.

— Какой был снег? — Снег был липкий.

Так вы дали понятия [лепить], [липкий], [снежки], [снеговик]. На следующих прогулках вы опять смотрите и обговариваете погоду, опять обращаете внимание на снег:

— Что лежит на крышах? — Лежит снег.

— Что лежит на деревьях? — Тоже снег.

— Что лежит на земле? — Тоже снег. Везде снег. Снега много.

Или:

— Где лежит снег? — Снег лежит на земле, на деревьях, на

крышах. Везде.

Смотрите, липкий ли снег или уже не липкий. Если липкий,

делаете из него постройки и опять обращаете внимание на понятие [липкий]. А дома предлагаете ребенку нарисовать снег, снежки, снеговика. Для этого вы даете ему синюю или голубую бумагу. Краски — гуашь, кисточку, воду. Также можно посоветовать ребенку нарисовать постройки, которые лепили на прогулке.

— Что ты делал? — Я рисовал.

— Что рисовал? — Я рисовал снеговика. (и т. д.).

Рассматриваете вместе с ребенком рисунок, сравнивая с тем, что лепили.

Далее. Вы идете гулять тогда, когда идет снег. Половите снежинки на рукав пальто, на ладошку. Пусть на рукаве ребенок рассмотрит снежинку (снежинки).

— Это снежинки. Много снежинок — вместе — снег.

— Красивые? — Да, красивые.

— Одинаковые? — Нет, разные.

— Все красивые? — Да.

— Поймай снежинку в ладошку. Что случилось? — Снежинки

растаяли. Почему?

— Потому, что ладошка теплая, вот снежинки и растаяли.

Получились капли воды. Интересно? — Да.

— Почему растаяла снежинка? — Потому, что ладошка

теплая.

Дома вечером или через день - два вы с ребенком делаете аппликацию "Снежинки" — на темную бумагу наклеиваете вырезанные снежинки. Идет работа с ножницами. Ребенок под наблюдением вырезает самостоятельно. Отрабатываете

понятия [снежинка], [снежинки], [красивая], [красивые], [разные], [вырезай], [сложи лист бумаги так]. Весь словарь проговариваете с ребенком дактильно - устно и устно. Вспоминаете, что снежинки тают в ладошке.

На прогулке уточняете погоду.

— Какая сегодня погода? — Холодная. Очень холодная. Солнце

светит, небо голубое.

--- Пойдем на горку? — Да, пойдем.

— Будешь кататься с горки на санках.

Приходите на горку, обговариваете, что горка высокая, изо льда — ледяная. Дети катаются на санках или на ногах. Смелые катаются на ногах. -

— Какая горка? — Высокая, ледяная.

— Катайся!

Дома предлагаете нарисовать все, что было на прогулке. затем описать (составить рассказ с помощью ваших наводящих вопросов).

— Где мы сегодня были? — Мы были на горке.

— Кто там был? — Там были ребята.

— Что они делали? Они катались? На чем катались? — На

санках и на ногах.

— А ты катался? — Я тоже катался на санках.

Вопросы записываете печатным шрифтом на отдельных карточках. Пишете рассказ:

"Мы ходили на горку. Там ребята катались на санках, на ногах. Я тоже катался на санках. Было весело. "

Ранее вы давали понятие "липкий снег". Теперь вы, выходя на прогулку, обращаете внимание на свойства снега.

— Давай посмотрим, какой снег. Возьми снег, слепи снежок

(снежок не ленится). — Никак.

— Правильно, снег не липкий, а рыхлый. Какой раньше был

снег? — Выл липкий.

— А сейчас какой? — Рыхлый.

Значит, лепить можно из липкого снега. Из рыхлого нельзя. Рассыпается. Дома составляете рассказ, например:

"Давно мы с мамой лепили снеговика. Снег был липкий. Сегодня снег не липкий, а рыхлый. Из рыхлого снега нельзя лепить. Он рассыпается. "

(Рассказ записываете печатным шрифтом в тетрадь для рассказов.)

Прогулка во время метели:

— Посмотри, что это? — Это идет снег.

— Да, как идет? — Не знаю.

— Он кружится. Это метель. Интересно. Ничего не видно. Метель.

Кружатся снежинки потому, что ветер.

Прогулка короткая, дома смотрите в окно, ребенок красками на листе бумаги изображает метель. Затем составляется рассказ.

— Какая сегодня погода? — Сегодня пасмурно. Метель. Мы

гуляли мало- Смотрели метель.

Прогулка на легком морозе:

— Одевайся теплее. — Почему?

— На улице мороз. — Это что?

— Посмотришь. — Ой, мама, очень холодно! Больно нос,

щеки. Это мороз.

— Посмотри, у меня нос красный? — Да. А у меня?

— Тоже. Это мороз сделал щеки и нос красными. — Нос и

щеки мороз щиплет.

— Давай посмотрим на людей. У всех нос, щеки красные потому, что мороз.

— Мы вчера гуляли? — Да.

— Какая была погода? — Очень холодная. Ясная. Был мороз.

— Какие у тебя и у меня были щеки, нос? — Красные.

— Почему? — Потому, что был мороз.

— Нарисуй, как мы гуляли.

На прогулке обговорить погоду, понаблюдать за деревьями.

— Какая сегодня погода? — Сегодня пасмурная погода, небо

серое, низкое, но не очень холодно.

— Давай подойдем к деревьям. Посмотри, вокруг ствола дерева

ямка. Это так дерево дышит. Возьми снег в ладошку, подыши

на снег (вот так — показываете).

— И что получилось? — Ямка, снег растаял.

— Вот так и дерево дышит и получается ямка. Дерево живое.

Интересно? — Да.

— Что TЫ узнал? — Я узнал, что дерево живое, оно дышит

как люди.

После прогулки составляете рассказ:

''Мы с мамой гуляли. Погода была пасмурная. Небо серое, низкое, но не холодно. Мама мне рассказала, как дерево дышит. Это очень интересно. "

До прогулки с ребенком сделайте кормушку. На прогулку возьмите кормушку, зерно и кусочки сала для синички. Подвесьте кусочки сала на ветку. Понаблюдайте за прилетающими птичками.

— Что мы сделали? — Кормушку.

-Повесь кормушку тут. Тут повесь сало. Положи на кормушку

зерно. Сало нужно дли синички, она любит сало.

Когда прилетят птички, понаблюдайте за ними:

— Это прилетел воробей. Посмотри, он серый, маленький.

— Л это синичка. Она села на кусочек сала, клюет его. Синичка

любит сало. А это снегирь. Посмотри, какой красивый. Грудка

красная. Птички клюют зерна.

Можно после этого сделать аппликацию "Снегирь" (заготовьте для этого части тела снегиря из разноцветной бумаги). Можно нарисовать (карандашами) кормушку и на ней зимующих птиц.

Можно составить рассказ о том, как кормили птиц.

Посмотрите, как вы много дали детям понятий: о самой зиме (определяя погоду, о снеге, снежинках, свойствах снега и о том, что деревья "дышат'', дали понятие о метели, морозе и т. д. Во-первых, это интересно детям: во-вторых, вы обогатили их различными наблюдениями. Вы дали ребенку почувствовать природу, полюбить ее.

Это только примерные наблюдения, вы можете за зиму дать ребенку еще более глубокие знания.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и речи для детей 5–6 лет с нарушением слуха на тему «Материалы» Тема: Материалы (шерстяной, пластмассовый, деревянный, резиновый) Цель: Расширение знаний про материалы и развитие сенсорных способностей.

Консультация для педагогов «Роль экологических сказок в воспитании и обучении дошкольников» Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается.

Консультация для родителей «Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ОВЗ» .

Консультация для воспитателей детского сада «Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников». Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения,.

Консультация для воспитателей «Главная роль экологического воспитания у дошкольников» Слайд 1. Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее.

Консультация для воспитателей на тему «Роль подвижных игр в физическом воспитании старших дошкольников» Подвижные игры - это важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. Характерная особенность подвижных игр.

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников» Дерево, трава, цветок и птица Не всегда сумеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Д. Родович В настоящее.

Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Консультация для воспитателей Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников Подготовила воспитатель:.

Консультация «Роль экологических сказок в Воспитании и Обучении дошкольников». Алгоритм сочинения экологической сказки «РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время.

Роль семьи в развитии личности ребенка с нарушением слуха Роль семьи в развитии личности ребенка с нарушением слуха Семья занимает одно из важнейших мест для детей с нарушениями слуха в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль изучения природы в обучении дошкольников с нарушением слуха»
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 22:49
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Роль изучения природы в обучении дошкольников с нарушением слуха»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Батурова (УИ 761621) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД