Лариса Батурова
Консультация для воспитателей «Роль изучения природы в обучении дошкольников с нарушением слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный период обучения — решающий в жизни каждого ребенка. Дети с нарушением слуха такие же в своем развитии, как и их слышащие сверстники. Но надо и даже необходимо помнить: из-за недостатка слуха у детей мы должны решать специфические задачи — это дать детям речь, речевые навыки, научить их говорить и понимать речь говорящего человека. Мы должны помнить, что за каждым словом у ребенка должно быть понятие о предмете или явлении окружающего его мира.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль изучения природы в обучении дошкольников с нарушением слуха“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Ознакомление с природными явлениями имеет существенное значение для полноценного развития ребенка. Формируя представления о явлениях природы, бережное к ней отношение, умение любоваться природой, умение наблюдать сезонные изменения в ней, дети учатся отображать увиденное в своих рисунках, аппликациях. При обучении изучение природы занимает особое место в умственном развитии ребенка. Дома родители могут знакомить с конкретными фактами в области живой и неживой природы. Но решающим для умственного развития ребенка будет обобщение знаний, и именно эти обобщения дают возможность самостоятельно ориентироваться в кругу аналогичных фактов окружающей действительности.
Малышам даются лишь кратковременные, эпизодические наблюдения. Старшие ребята способны уже на длительные наблюдения (например, за распусканием почек, появлением сосулек, за развитием животных, за сезонными изменениями в природе).
Какие же стоят перед родителями задачи?
1 - пробудить интерес ребенка к природе, явлениям окружающего
мира.
2 - развивать память ребенка через воспитание у него положительного отношения к слову, словесному общению.
Мы надеемся, что, поняв смысл стоящих перед Вами (родителями) задач, Вы будете правильно их решать. Ваши задания должны быть короткими и простыми, доступными. К каждому занятию Вы, уважаемые родители, должны тщательно готовиться.
Виды заданий и занятий
а) прогулка;
б) беседы после прогулки (сразу или отсрочено по времени);
в) рисование (с натуры, по представлению);
г) работа по аппликации;
д) составление рассказа об увиденном (вместе с ребенком);
е) ведение альбома "Времена года" (где фиксировать в рисунках,
аппликациях, фотографиях то, что видел ребенок);
ж) посещение выставки картин (выборочно рассмотреть картины,
посвященные природе);
з) чтение? адаптированных текстов рассказов о природе наших
писателей.
Уважаемые родители, помните, что важной задачей при наблюдениях за явлениями природы является высокий уровень развития речи, который обеспечит осуществление задачи умственного воспитания глухого дошкольника и словесное общение его с окружающими. Поэтому необходимо систематически пользоваться речью в общении с ребенком в бытовой деятельности, при наблюдениях в природе. При этом форма речи постепенно усложняется: от чтения и воспроизведения слов, словосочетаний, фраз по табличкам (они должны быть заранее написаны вами) до чтения этих табличек ребенком дактильно-устно (когда он и вы уже знаете дактильную азбуку); затем переходите к слухо-зрительному восприятию речи — вы говорите знакомые слова без предъявления ребенку табличек, а ребенок их воспринимает (считывает) с ваших губ. Постепенно формируется самостоятельная речь вашего ребенка, т. е. ребенок сам устно-дактильно или устно говорит данное слово, фразу.
Важно помнить! До проведения наблюдений вы должны продумать, с чем вы будете знакомить сегодня ребенка во время прогулки. Для этого приготовьте заранее фломастеры, ручку или карандаш, записную книжку. Все это всегда должно быть с вами на прогулке. Если нужны будут таблички, вы их заготовьте заранее.
В вашем доме для ребенка должны быть: цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисточки, клей, ножницы, цветная бумага для аппликаций и альбом, в котором будете писать составленные вами вместе с ребенком рассказы по вашим с ним наблюдениям.
Примерные наблюдения в природе зимой
1. — Посмотри в окно. Что там лежит на земле, на крышах, на
деревьях? — Там снег.
— Какой по цвету снег? — : Белый - белый.
— Какое время года наступило? — Наступили зима.
— Какое время года было? — Была осень.
— Пойдем гулять? —Да, пойдем.
2. На прогулке с ребенком лепите снежки и снеговика. Поиграйте с ним в снежки.
— Это снежок (снежки).
— Что мы сделали? — Мы слепили снежки.
— Снег липкий, поэтому мы слепили снежки. Давай поиграем.
— Посмотри, какая сегодня погода? — Теплая, прохладная,
холодная, пасмурная, ясная.
— Хорошо зимой? — Да, хорошо.
— Слепи снеговика.
Ребенок лепит, в это время вы спрашиваете:
— Какой снег? — Липкий.
— Что ты лепишь? — Снеговика.
— Почему можно лепить снеговика? — Потому что снег -
липкий.
— Что мы лепили из снега? — Лепили снежки и снеговика.
— Какой был снег? — Снег был липкий.
Так вы дали понятия [лепить], [липкий], [снежки], [снеговик]. На следующих прогулках вы опять смотрите и обговариваете погоду, опять обращаете внимание на снег:
— Что лежит на крышах? — Лежит снег.
— Что лежит на деревьях? — Тоже снег.
— Что лежит на земле? — Тоже снег. Везде снег. Снега много.
Или:
— Где лежит снег? — Снег лежит на земле, на деревьях, на
крышах. Везде.
Смотрите, липкий ли снег или уже не липкий. Если липкий,
делаете из него постройки и опять обращаете внимание на понятие [липкий]. А дома предлагаете ребенку нарисовать снег, снежки, снеговика. Для этого вы даете ему синюю или голубую бумагу. Краски — гуашь, кисточку, воду. Также можно посоветовать ребенку нарисовать постройки, которые лепили на прогулке.
— Что ты делал? — Я рисовал.
— Что рисовал? — Я рисовал снеговика. (и т. д.).
Рассматриваете вместе с ребенком рисунок, сравнивая с тем, что лепили.
Далее. Вы идете гулять тогда, когда идет снег. Половите снежинки на рукав пальто, на ладошку. Пусть на рукаве ребенок рассмотрит снежинку (снежинки).
— Это снежинки. Много снежинок — вместе — снег.
— Красивые? — Да, красивые.
— Одинаковые? — Нет, разные.
— Все красивые? — Да.
— Поймай снежинку в ладошку. Что случилось? — Снежинки
растаяли. Почему?
— Потому, что ладошка теплая, вот снежинки и растаяли.
Получились капли воды. Интересно? — Да.
— Почему растаяла снежинка? — Потому, что ладошка
теплая.
Дома вечером или через день - два вы с ребенком делаете аппликацию "Снежинки" — на темную бумагу наклеиваете вырезанные снежинки. Идет работа с ножницами. Ребенок под наблюдением вырезает самостоятельно. Отрабатываете
понятия [снежинка], [снежинки], [красивая], [красивые], [разные], [вырезай], [сложи лист бумаги так]. Весь словарь проговариваете с ребенком дактильно - устно и устно. Вспоминаете, что снежинки тают в ладошке.
На прогулке уточняете погоду.
— Какая сегодня погода? — Холодная. Очень холодная. Солнце
светит, небо голубое.
--- Пойдем на горку? — Да, пойдем.
— Будешь кататься с горки на санках.
Приходите на горку, обговариваете, что горка высокая, изо льда — ледяная. Дети катаются на санках или на ногах. Смелые катаются на ногах. -
— Какая горка? — Высокая, ледяная.
— Катайся!
Дома предлагаете нарисовать все, что было на прогулке. затем описать (составить рассказ с помощью ваших наводящих вопросов).
— Где мы сегодня были? — Мы были на горке.
— Кто там был? — Там были ребята.
— Что они делали? Они катались? На чем катались? — На
санках и на ногах.
— А ты катался? — Я тоже катался на санках.
Вопросы записываете печатным шрифтом на отдельных карточках. Пишете рассказ:
"Мы ходили на горку. Там ребята катались на санках, на ногах. Я тоже катался на санках. Было весело. "
Ранее вы давали понятие "липкий снег". Теперь вы, выходя на прогулку, обращаете внимание на свойства снега.
— Давай посмотрим, какой снег. Возьми снег, слепи снежок
(снежок не ленится). — Никак.
— Правильно, снег не липкий, а рыхлый. Какой раньше был
снег? — Выл липкий.
— А сейчас какой? — Рыхлый.
Значит, лепить можно из липкого снега. Из рыхлого нельзя. Рассыпается. Дома составляете рассказ, например:
"Давно мы с мамой лепили снеговика. Снег был липкий. Сегодня снег не липкий, а рыхлый. Из рыхлого снега нельзя лепить. Он рассыпается. "
(Рассказ записываете печатным шрифтом в тетрадь для рассказов.)
Прогулка во время метели:
— Посмотри, что это? — Это идет снег.
— Да, как идет? — Не знаю.
— Он кружится. Это метель. Интересно. Ничего не видно. Метель.
Кружатся снежинки потому, что ветер.
Прогулка короткая, дома смотрите в окно, ребенок красками на листе бумаги изображает метель. Затем составляется рассказ.
— Какая сегодня погода? — Сегодня пасмурно. Метель. Мы
гуляли мало- Смотрели метель.
Прогулка на легком морозе:
— Одевайся теплее. — Почему?
— На улице мороз. — Это что?
— Посмотришь. — Ой, мама, очень холодно! Больно нос,
щеки. Это мороз.
— Посмотри, у меня нос красный? — Да. А у меня?
— Тоже. Это мороз сделал щеки и нос красными. — Нос и
щеки мороз щиплет.
— Давай посмотрим на людей. У всех нос, щеки красные потому, что мороз.
— Мы вчера гуляли? — Да.
— Какая была погода? — Очень холодная. Ясная. Был мороз.
— Какие у тебя и у меня были щеки, нос? — Красные.
— Почему? — Потому, что был мороз.
— Нарисуй, как мы гуляли.
На прогулке обговорить погоду, понаблюдать за деревьями.
— Какая сегодня погода? — Сегодня пасмурная погода, небо
серое, низкое, но не очень холодно.
— Давай подойдем к деревьям. Посмотри, вокруг ствола дерева
ямка. Это так дерево дышит. Возьми снег в ладошку, подыши
на снег (вот так — показываете).
— И что получилось? — Ямка, снег растаял.
— Вот так и дерево дышит и получается ямка. Дерево живое.
Интересно? — Да.
— Что TЫ узнал? — Я узнал, что дерево живое, оно дышит
как люди.
После прогулки составляете рассказ:
''Мы с мамой гуляли. Погода была пасмурная. Небо серое, низкое, но не холодно. Мама мне рассказала, как дерево дышит. Это очень интересно. "
До прогулки с ребенком сделайте кормушку. На прогулку возьмите кормушку, зерно и кусочки сала для синички. Подвесьте кусочки сала на ветку. Понаблюдайте за прилетающими птичками.
— Что мы сделали? — Кормушку.
-Повесь кормушку тут. Тут повесь сало. Положи на кормушку
зерно. Сало нужно дли синички, она любит сало.
Когда прилетят птички, понаблюдайте за ними:
— Это прилетел воробей. Посмотри, он серый, маленький.
— Л это синичка. Она села на кусочек сала, клюет его. Синичка
любит сало. А это снегирь. Посмотри, какой красивый. Грудка
красная. Птички клюют зерна.
Можно после этого сделать аппликацию "Снегирь" (заготовьте для этого части тела снегиря из разноцветной бумаги). Можно нарисовать (карандашами) кормушку и на ней зимующих птиц.
Можно составить рассказ о том, как кормили птиц.
Посмотрите, как вы много дали детям понятий: о самой зиме (определяя погоду, о снеге, снежинках, свойствах снега и о том, что деревья "дышат'', дали понятие о метели, морозе и т. д. Во-первых, это интересно детям: во-вторых, вы обогатили их различными наблюдениями. Вы дали ребенку почувствовать природу, полюбить ее.
Это только примерные наблюдения, вы можете за зиму дать ребенку еще более глубокие знания.