Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Роль этикета в воспитании детей. Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников»

Ирина Лаврова
Консультация для воспитателей «Роль этикета в воспитании детей. Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Слово «этикет» — французского происхождения, оно означает «ярлык, этика, церемония», то есть порядок проведения определенной церемонии. Само понятие возникло относительно недавно — в конце ХУП века. Его ввели в обиход при дворе французского короля Людовика ХГУ. На королевских приемах гостям вручали этикетки с правилами поведения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль этикета в воспитании детей, Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников“» размещена в разделах

В крестьянской России правила поведения за столом были строгими: нельзя было стучать ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться. Все это говорит о почтении, которое русские люди испытывали к хлебу насущному. С глубоким уважением всегда относились на Руси не только к самой пище, но и к помещению, где проходила трапеза, а также ко всему, что ее окружало, — мебели, посуде, скатерти.

Этикет не ограничивается только правилами поведения за столом. Общие правила поведения определяют формы общения людей в самых разных житейских ситуациях. Если человек неприветлив и недоброжелателен от природы, правила поведения в обществе научат его быть добрее к окружающим.

В основе этикета можно выделить несколько уровней.

Первый — нравственный. Это уважение, доверие

к людям, доброта, отзывчивость, милосердие.

Второй — эстетический, то есть вкус, чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей и в сервировке стола.

Третий — исторический. Он характеризует уважительное отношение к традициям общения, гостеприимства, пришедшим из прошлого. Современный этикет наследует обычаи и традиции многих народов мира с древности и до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями большинства народов мира.

Правила этикета со временем могут меняться, упрощаться. Правила поведения за столом различаются не только у разных народов, но и у разных социальных групп, в каждой семье свои традиции.

Культурное принятие пищи представляет собой достаточно сложный церемониал, который, по сути, носит согласительный характер. Это негласное соглашение о том, что считать приятным, приличным, удовлетворительным, а что — абсолютно неприемлемым для нас.

Этикет подразумевает : культуру речи (ее вежливость, грамотность и стилистическую правильность, внешний вид, соответствующий мероприятию, сдержанность, то есть умение владеть своими эмоциями, и, конечно, правила поведения за столом.

Этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией. Этикетные ситуации могут быть связаны с повседневным общением, с праздничными событиями, совершением определенных ритуалов, с особыми обстоятельствами наподобие приема гостя или званого ужина.

Ученые выделяют четыре основные подсистемы этикета :

• Речевой, или вербальный, этикет.

Речевой этикет регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, приглашения, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения; к речевому этикету относят также манеру разговаривать и искусство вести беседу.

• Мимика и жесты.

Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления, причем эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда.

Этикетная проксемика (организация пространства в этикете).

Важное значение в этикете имеет и взаимное расположение собеседников в пространстве, выбор определенной дистанции, наличие или отсутствие между ними физического контакта. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным, какие позы допустимы в той или иной ситуации.

Этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете).

К этикетной атрибутике относятся, прежде всего, одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

Повседневный этикет

Правила этикета рассчитаны на то, что в каждом конкретном случае их применяют, исходя из ситуации. Всегда неизменным в любой стране мира остается глубокое уважение к окружающим, здравый смысл и рациональность вашего поведения. Очень помогает в непривычных ситуациях ориентация на окружающих.

Ваш внешний вид не должен резко контрастировать с внешним видом окружающих. Хорошо и со вкусом одеться можно и нужно и для дружеской вечеринки, и для официального приема: ваша одежда должна быть чистой, хорошо выглаженной. В случае, если вы сомневаетесь в правильности выбора стиля одежды, лучше выбрать более консервативный вариант, большого вреда вы этим себе не принесете. Не злоупотребляйте косметикой, украшениями и духами.

Культура речи — это еще один показатель поведения хорошо воспитанного человека. Слова приветствия, благодарности, извинения безусловно украсят ваш облик. Старайтесь не употреблять слова-паразиты, просторечные или грубые выражения.

Ничто так не эффективно в общении, в создании благоприятного впечатления, как искренняя улыбка и доброжелательность. Когда вы не уверены в правильности своего поведения, лучше предоставить инициативу другим. В любом случае нельзя чрезмерно навязывать свою точку зрения, привлекать всеобщее внимание, игнорировать высказывания других. Избегайте шума, не повышайте голоса. Не подходите слишком близко к собеседнику, не прибегайте к излишней жестикуляции.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада — обучить ребенка правилам этикета. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Воспитатель детского сада руководствуется задачами, сформулированными в программах, используя последовательность и постепенность выполнения задач по формированию культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных особенностей ребенка.

Группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

• ® Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2 месяцев).

• ® Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию, выходя из-за стола, задвигать свой стул.

• ® Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с | года 2 месяцев).

• ® Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с | года 5 месяцев).

• Приучать детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев).

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

• Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

• Сформировать умение Выполнять элементарные правила культурного поведения : не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо».

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

• Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

• Сформировать навыки приема пищи : не крошить хлеб], правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

• Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

• Продолжать прививать навыки культуры поведения : выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Закрепить навыки культуры поведения за столом : прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ

Содержание. Красивое и правильное поведение за столом показывает наше уважение к другим участникам застолья: прямая осанка, пользование столовыми приборами и салфетками, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратность. Что берут с общего блюда приборами для раскладывания, а что руками. Какую пишу можно есть без ножа. Как едят холодные закуски, мясо, гарнир, яйцо, овощи, каши. Застольные беседы.

Закрепление содержания вне занятия. Следует постоянно обращать внимание на культуру еды у детей : отрабатывать навыки красивого и правильного приема пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками, создавать необходимые для этого условия (красота и правильность сервировки, подача ножей). Можно показать детям сервировку, в которой скатерть заменяют индивидуальными плотными салфетками или сетами, организовать. игру «Кукольное праздничное застолье» или почитать главу «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино» из книги А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», рассказ М. Потоцкой «Острое поросячье заболевание», которые раскрывают важность соблюдения этикета за столом.

Работа с родителями. Необходимо обратить внимание родителей на следующие вопросы:

• как ест ребенок;

• каково его поведение за столом;

• умеет ли он пользоваться ножом и вилкой, полотняной и бумажнойсалфетками;

• знает ли он, что люди оценивают его по манере еды.

Овладение этими навыками следует начинать как можно раньше. Малыш только взял в руку ложку и тянет ее ко рту — мама уже ласково, спокойно и настойчиво должна приучать его держать ложку правильно. С раннего возраста желательно придерживаться следующих правил столового этикета :

• на столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка;

• за столом сидим с чистыми лицом и руками;

• застолье проходит без крика и резких замечаний;

• правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками;

• обязательно благодарим за еду и совместную трапезу. Постепенно внушаем ребенку разумность этих правил, а с 5—6 лет начинаем его этому обучать.

Все мы знаем основные правила поведения за столом: не кричать, не разговаривать, не вертеться, не сорить, не пачкать, не садиться за стол с грязными руками, не оставлять еду в тарелке и еще много всяких «не». Ребенку трудно выполнить все эти требования. И поговорить хочется, и сидеть неподвижно трудно, и рад бы не пачкать, да не получается. В некоторых семьях застолье превращается в мучение для ребенка, ведет к сплошным наказаниям. Не следует особенно остро переживать его неудачи: он не хуже других, даже если не может запомнить такие простые правила. Детям трудно заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Только терпение взрослых, их похвала и уверенность в способностях ребенка приведут к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.

Не следует просто перечислять правила. Постепенно, в игровой и шутливо-доброжелательной форме их надо довести до сознания ребенка. Пусть он сам подумает и объяснит, как можно за столом ухаживать за мамой и бабушкой, почему нельзя поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом, что делать, если на тарелке лежат сыр и ветчина, а хочется еще съесть шпроты, почему благодарим за угощение, а не отзываемся о нем плохо, если оно нам не понравилось, и т. д. Приучая ребенка пользоваться бумажными и полотняными салфетками и столовыми приборами, нужно объяснить, что опытная хозяйка по расположению на столе салфетки или столовых приборов может определить желание гостя закончить или продолжить трапезу.

Важно обращать внимание на то, правильно ли ребенок держит приборы в руках, поскольку переучивать всегда сложнее, чем обучать. С 5—6-летнего возраста необходимо приучать пользоваться ножом и вилкой.

Ребенок легко запоминает эти правила. Ему кажется, что, соблюдая их, он стал старше и умнее. Он даже следит за взрослыми — так ли они ведут себя во время приема пищи. Надо поддерживать у него возникший интерес к правильному поведению за столом. Взрослых нередко мучает вопрос: что и как едят. Родители могут создать своему ребенку необходимые условия, чтобы он, став взрослым, редко задавал себе подобный вопрос. Для этого надо обучить его правильно есть разные блюда: овощи, фрукты, сладости и т. д.

Целесообразно убедить ребенка, что лучше есть за столом. Рассказать ему о пищеварении, микробах, чистых и грязных руках. Желательно назвать и другие причины: можно случайно кого-нибудь испачкать, а значит, огорчить; жующий на улице человек выглядит некрасиво. Став старше, ребенок, возможно, не придаст значения таким аргументам, но в раннем детстве мы воспитаем у него привычку не есть на улице.

Создаем особые условия для правильной и красивой еды. Например, в праздничном застолье будем стараться все делать правильно. Если ребенок за столом допустил оплошность, не следует его ругать, надо ‘ понять причину: у ребенка еще не закреплен навык, он волнуется, его еще не научили, слишком сложное для его возраста требование. Только терпение и любовь взрослых помогут ему справиться с неудачами в освоении правил столового этикета, соблюдение которого столь важно в жизни каждого человека для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком.

Знание правил столового этикета формирует в человеке уверенность, стремление красиво и правильно вести себя за столом, значит быть приятным в,застольном общении.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков детьми трёх — четырех лет» Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Мастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников»Мастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Мастер-класс по теме: «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Цель: обобщить знания педагогов ДОУ о привитии и воспитании.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль этикета в воспитании детей. Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников»
Опубликовано: 9 июня 2020 в 18:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Роль этикета в воспитании детей. Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лаврова (УИ 195592) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД