Елена Булгакова
Консультация для воспитателей «Сюжетно — ролевая игра»
▼ Скачать + Заказать документы
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для общего психического, в том числе интеллектуального и личностного развития ребенка. Сюжетно-ролевая игра как никакая другая деятельность приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения. Такое моделирование – важнейшее средство ориентации ребенка в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых людей, что имеет решающее значение в социальном развитии ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Сюжетно — ролевая игра“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Использование в игре предметов-заместителей и символов позволяет ребенку выйти за пределы реального предметного действия и воспроизвести его общий смысл в сокращенной игровой форме. Эта особенность игры определяет ее важную роль в интеллектуальном развитии ребенка. В это время дети более широко используют различные предметы – заместители (коробка вместо домика, шарик вместо яблока и т. п.)
Одновременно дети овладевают ролевым действием. Сначала изображается тот или иной персонаж (человек или животное) наиболее привычным и характерным для нег действием (мама качает, моет дочку; папа чинит машину). При этом дети не всегда обозначают свою роль словом, а отвечая на вопрос: «Кто ты?», называют свое имя. Позднее ребенок называет свою игровую роль и опредмечивает действия (Я – мама. Я кушать готовлю. Саша – шофер. Едет на работу).
Становление сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности происходит постепенно, на основе сложившейся ранее сюжетно-отобразительной игры. Этот процесс зависит от условий жизни и воспитания ребенка, его социального и игрового опыта, а также от уровня развития воображения, речи, коммуникативных умений и т. д.
Игровые действия объединяются простейшим сюжетом, знакомым ребенку по его опыту. Возникают игровые цепочки, вначале краткие, затем – развернутые, которые в дальнейшем могут соединиться с сюжетами игр других детей.
Постепенно ребенок переходит от отображения в игре последовательности взаимосвязанных действий к отображению человеческих взаимоотношений, начинает принимать роль на себя, овладевать ролевым поведением. Игра становиться сюжетно-ролевой. Вначале игра по тому или иному сюжету «запускается» имеющим под рукой игровым материалом. В дальнейшем, наоборот, ребенок подбирает к заранее задуманному сюжету необходимые игровые материалы. Игры такого типа возникают в младшем дошкольном возрасте как самостоятельные. Их характерной чертой является ролевая эмоциональная выразительность, ролевые реплики и высказывания.