Марина Слесарева
Консультация для воспитателей «Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ Гимназия №1404 "Гамма"
Консультация для воспитателей.
Тема: “Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста”.
Составила: Слесарева М. А.
Цель:
- Познакомить воспитателей с особенностями трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
- Дать представление о методике организации трудовой деятельности младших дошкольников.
Трудовое воспитание - это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Нет и не может быть воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать.
В. А. Сухомлинский
Трудовому воспитанию уделяли внимание многие педагоги: А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский.
По своему содержанию труд делится на четыре вида: хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд, самообслуживание.
Особенностью детского труда является то, что он предполагает участие и помощь взрослого.
В младшем дошкольном возрасте труд чаще всего возникает в игре, так как именно в ней дети подражают трудовым действиям взрослых. Дети еще не могут самостоятельно поставить цель в труде из-за отсутствия умения удерживать весь процесс и результат в памяти. Ребенок может повторять одно и то же действие много раз, что доставляет ему удовольствие. Способам действия ребенок начинает овладевать по подражанию и достигает результата в определенной деятельности. Постепенно формируется способность к осознанию цели труда и связи между ней и результатом. Ребенок младшего дошкольного возраста не планирует свою деятельность, его увлекает непосредственно сам ее процесс, ему часто не важен материальный результат, а важна положительная оценка взрослого.
Помимо знания особенности трудовой деятельности дошкольников, необходима ее правильная организация.
В труде по самообслуживанию в младшей группе воспитатель поэтапно показывает детям способы выполнения действия, сопровождая показ объяснением. От взрослого требуется очень много терпения, положительного настроя на совместные действия с малышами, слова похвалы за маленькие достижения.
Хозяйственно-бытовой труд младших дошкольников представляет собой помощь взрослому, в процессе которой воспитатель формирует умение сосредоточивать внимание на одном занятии и доведение его до конца. Воспитатель просит детей помочь ему протереть пыль с мебели, помыть игрушки, подмести пол.
Воспитатель организует труд детей в природе, где под его руководством и с его помощью дети ухаживают за растениями и животными.
Элементы ручного и художественного труда вводятся в младшей группе. Дети помогают воспитателю в создании поделок из различных материалов.
Существуют различные формы организации труда :
1. Поручения.
В младшей группе они кратковременные, простые, с сиюминутным результатом. Поручения индивидуальные, с обязательным называнием имени ребенка. Воспитатель, используя игровые методы и приемы, просит ребенка что-либо сделать: принести, поставить, положить, налить воду в лейку, достать корм для поддержания интереса к труду, обучения трудовым умениям и навыкам, формирования желания трудиться.
2. Дежурства.
С младшей группы вводятся дежурства по столовой. Этому предшествуют занятия по организации дежурства (Объяснение обязанностей, показ). После этого воспитатель вносит в группу доску дежурных. Каждый дежурный накрывает свой стол. Обращается внимание на качество выполнения работы.
3. Коллективный труд.
Его предпосылки складываются в младшей группе.
При организации воспитатель объявляет цель деятельности, сам готовит оборудование, далее идет подготовка к труду (дети одевают фартуки, закатывают рукава перед работой с водой). После этого идет собственная деятельность детей : они выполняют только часть операций, а остальную часть выполняет воспитатель. Подводя результаты, воспитатель дает положительную оценку, вызывая у детей желание участвовать в дальнейшей деятельности коллектива.
Нельзя ожидать, что с первых же шагов трудовой деятельности труд будет привлекательным для ребенка, и малыш сразу же его полюбит. Наоборот, на первых порах зачастую приходит разочарование. Но при правильном педагогическом руководстве оно проходит, а на смену приходит интерес к труду и желание трудиться.
Литература.
1) Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учеб. Пособие для студ. Сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр “Академия”, 1998.
2) Сухомлинский В. А. О воспитании / Сост. и авт. вступит. Очерков С. Соловейчик. - М. : Политиздат, 1982.