Ольга Гудкова
Консультация для воспитателей «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детского замысла в рисунках»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенностью детской изобразительной деятельности является присутствие в ней элементов игры. Игровые проявления способствуют созданию художественно – выразительного образа, обогащают содержание рисунка (лепки).
Ребенок, взяв в руки листок с нарисованным самолетом, изображает полет: воспроизводит траекторию движения, озвучивает его, т. е. выполняет развернутые предметно - игровые действия со своеобразной игрушкой. Затем представляет себя в роли летчика: поворачивает в руках воображаемый штурвал, нажимает на воображаемые кнопки, воспроизводит звуки мотора (рисунок лежит на столе, т. е. действует с воображаемыми предметами. После этого рисует линию подъема самолета и в конце ее один самолет: «Взлетел». Пририсовывает парашютиста, раскрывшийся парашют, сопровождая свои действия звуками.
Публикация «Консультация для воспитателей „Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детского замысла в рисунках“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Конспекты занятий
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Это совпадение игровых и изобразительных действий характерно для изобразительной деятельности.
Игровые приемы должны быть похожи на настоящую игру.
Их содержание должно базироваться на интересах и знаниях детей об окружающем. Если это условие не учитывается педагогом, то ребенок фактически не принимает предлагаемую взрослым игровую ситуацию, быстро теряет интерес к ней, и следовательно, педагогическое воздействие мало эффективно.
Педагог обращает внимание на сущность и взаимосвязь отражаемых явлений, событий, что очень важно для быстрого придумывание разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для смысловых импровизаций во время занятий. Этого требует непредвиденное порой развитие рисунка, неожиданный результат детской работы. Малыши ритмичными мазками рисуют падающий снежок. Воспитатель, проходя мимо ребенка, робко работающего кистью, почти не останавливаясь ласково говорит: «Ну, Димочка, подсыпь, подсыпь снежку, а то дальше на санках покататься негде». Удивленный и обрадованный «ожившему» рисунку малыш не только «подсыпал» снегу, но и нарисовал дорожку, горку и метель.
Иногда игровые действия выражаются только словами. Так, дети нарисовали парк (осенний, зимний, летний) и рассказывают, как они гуляют по его дорожкам, прячутся от дождика под деревьями, сидят на полянке, слушают птиц, играют в прятки.
При использовании игровых приемов на занятии важно, чтобы дети не только поняли и приняли игровую задачу, которая совпадает по сути с изобразительной, но и выполняли требования по качеству изображения. Мама-утка не узнает утенка, если он будет похож на цыпленка, девочка Машенька не сможет пойти зимой на улицу, если не будет тепло одета. При объяснении учебного задания можно использовать обыгрывание выполняемого изображения. Частичный показ способа изображения дерева воспитатель сопровождает словами: «Растет дерево … толстая веточка выросла, а вот растет еще одна. Когда я кисточку немножко наклоню, вот так, получается толстая веточка, наклонила кисточку – еще толстая выросла. А сейчас будут то-он-кие ветки расти. Подскажите, как я должна держать кисть, чтоб выросли тонкие веточки? Вот и выросла веточка, еще одна…»
Иногда содержание игровых ситуаций, используемых на занятиях, дети отражают в свободной игровой деятельности. Они берут на себя роль зайчика, рыбки и других персонажей. Обращаются к игрушкам, с которыми встречались на занятиях, разговаривают с ними. Нередко рисуют или лепят для них.
Старшие дошкольники могут изображать какой-либо предмет по предложению воспитателя или по своей инициативе, замыслу, могут участвовать в коллективных композициях. В их работах появляется сходство с предметами и явлениями окружающей действительности.
Чтобы прогресс рисования, лепки был более живым, эмоциональным, воспитатель использует потешки, стихи, загадки. Они должны создавать яркий образ персонажа. Например, дети отгадывают загадку: «Юркий, маленький зверек, длинноух и быстроног»- рисуют длинноухого зайчика. На занятиях лепкой дети часто предают образ кого-либо живого. Воспитатель показывает, как можно изменить положение головы, фигурки, что бы придать ей выразительность (птичка наклонила голову - клюет, зайка поднял уши - прислушивается, кто бежит по лесу). В дальнейшим дети учатся передавать сложные действия (девочка идет за грибами, цыпленок пьет воду и т. д., а затем и целый сюжет.
На занятиях по изодеятельности дошкольники рисуют или лепят фигуру человека ( теммы: «Лыжники», «Как я танцую на празднике»).
Обучая детей различным приемам катания на лыжах – ходьбе, бегу, спуску с гор и т. д., воспитатель обращает внимание детей на положение рук, ног, на правильную осанку. Перед занятием лепкой взрослый предлагает двум – трем детям показать любую позу, которую может принять лыжник, а затем вылепить его фигуру. Выполненные работы выставляются на макете, изображающем снежную равнину и горку. Остальные дети оценивают, насколько правильно передано положение лыжника: «Этот с горы упадет. Он стоит прямо, а с горки надо ехать с согнутыми коленями, наклонившись вперед».
Уже в старшей группе появится задача учить детей изображать в лепке несложный сюжет. Дошкольники лепят небольшие сценки, взятые из жизни и объединенные одним действием (собака со щенком, кошка с котятами, мальчик везет девочку на санках, девочка нашла гриб, эпизоты из сказок «Колобок», «Три медведя», «По щучьему веленью» и т. д. Выполненные работы используются в игре: дети строят из коробок домик, в котором будет жить собака со щенком, расставляют силуэты елок (лес, где девочка собирает грибы. Поскольку такая игра объединяет трех-четырех человек, каждый берет на себя определенную роль.
Если дети передают в лепке сказочный образ, воспитатель может предложить рассмотреть картинки, фотографии, где изображены предметы старинного быта, одежды, обратить внимание на характер персонажа (добрый, злой, веселый, лукавый, хитрый).
Целесообразно периодически организовывать в детском саду разные по содержанию и форме выставки, а затем проводить с детьми игры типа «Мы строим на выставке картины», «Расскажи, что больше всего тебе понравилось».
Итак, изобразительную деятельность и игру дошкольников связывает воображаемая ситуация. Воспитатель широко использует игровые приемы, с помощью которых у детей формируется замысел, развиваются воображение, самостоятельность при выборе способов работы и самое главное, проявляется творчество. Их деятельность становится мотивизированной.
В младшем дошкольном возрасте основное место занимает игра с изображением персонажей на рисунке, в лепке. Действия при этом носят активный характер, так как для ребенка образ становится «живым».
Педагогические приемы должны поддерживать стремление детей к реальному действию, развивать их фантазию, активный словарь.
В старшем дошкольном возрасте усложняется содержание изобразительной деятельности, главным становится желание ребенка полнее передать сюжет, характер персонажа. Игровые приемы, вводимые воспитателем, помогают глубже раскрыть это содержание.
Умелое использование игры в процессе изобразительной деятельности с учетом возрастных особенностей, индивидуальных возможностей и желание детей формирует способность дошкольников к углубленному познанию и обобщенному отражению окружающей действительности.