Татьяна Зайцева
Консультация для воспитателей «Универсальное дидактическое пособие — лэпбук»
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Перед нами, воспитателями дошкольных учреждений, встала задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста, является универсальное дидактическое пособие – ЛЭПБУК.
Публикация «Консультация для воспитателей „Универсальное дидактическое пособие — лэпбук“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Так что же стоит за модным словом ЛЭПбук. Термин «Lapbook» впервые был придуман Тэмми Дюби, писателем из Вирджинии, США. Такое название дано, потому что весь проект может быть вписан в книгу, которая помещается в коленях ребенка. Если переводить дословно, то ЛЭПбук (lap – колени, book– книга) – это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что ЛЭПбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
В образовательной деятельности в группе лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается, как педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно. Оптимальный возраст ребенка для начала занятий по совместному составлению тематической папки – 5 лет. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.
Лэпбуки могут иметь несколько разновидностей. В зависимости от назначения, они бывают: учебные, игровые, поздравительные, праздничные, автобиографические ( папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк и т. д.)
В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка.
Организация материала: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки и дверцы, вращающиеся детали, высовывающиеся детали, карточки, пазлы, чистые листы для заметок и т. д.
Для изготовления лэпбука вам понадобятся следующие материалы:
• картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);
• бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
• принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
• обычные и фигурные ножницы;
• клей и/или скотч;
• степлер;
• декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т. д.)
Теперь нужно придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана.
Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, от самого простого – текстового, до игр и развивающих заданий. Все эти шаблоны размещаются в разных элементах: кармашках, блокнотиках, мини- книжечках, книжках – гармошках, вращающихся кругах, конвертах разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д., затем, рисуется план размещения объектов на листе формата А4, сложенном в виде лэпбука. Это делается для того, чтобы легче понять, как расположить все элементы.
Чаще всего пользуются уже готовыми картонными папками (например, от наборов цветной бумаги или картона). Плюс их в том, что боковые сгибы проштампованы специальным образом так, что их очень легко сгибать-разгибать. Минус этих папок в том, что часто у них одна из сторон глянцевая и на нее трудно клеить листы бумаги. Чтобы переделать такую папку под лэпбук надо проделать следующее. Одну из обложек разрезать в высоту пополам. И ту половину, которая у нас получилась не прикрепленной, приклеить на противоположный бок папки. Объяснить словами сложно, но стоит лишь взглянуть на фото - и все станет понятно.
Самый доступный вариант - это склеить папку для лэпбука из обычных листов картона, которые продаются в наборах для творчества. Один лист будет средней частью папки, а второй надо разрезать пополам в высоту - это будут створки папки. Их надо приклеить по бокам к первому листу с помощью полосок бумаги.
Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интресный вид совместной деятельности взрослых и ребенка. Таким образом, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
1. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
2. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
3. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
4. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.