оксана коробкова
«Организация режимных процессов в ДОУ». Консультация для воспитателей в рамках работы «Школы молодого педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей, в рамках работы «Школы молодого педагога» «ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОУ»
Подготовила Коробкова О. А., воспитатель МБДОУ д/с КВ №6 «Незабудка»
ЧТО НАДО ЗНАТЬ О РЕЖИМЕ
Публикация «„Организация режимных процессов в ДОУ“, Консультация для воспитателей в рамках работы „Школы молодого педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Темочки
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил.
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Режим — это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными.
При выборе режима воспитатель учитывает, что активность и работоспособность повышаются с8 до 12ч 16 до 18чи снижаются с14до16ч. В течение недели наибольшая работоспособность приходится на вторник и среду, а с четверга уменьшается, достигая самого низкого уровня в пятницу и субботу.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Игровые приемы
В первую половину дня в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко используются игровые приемы. Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.
Основной задачей остается формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Можно продолжить работу с выбранным персонажем, игрушкой.
Работе по формированию навыков культуры поведения поможет сказка.
Общаясь с детьми старшего возраста, воспитатель проводит индивидуальные беседы:
—что означают ваши имена? Как вас будут называть, когда станете взрослыми?
—почему людей надо приветствовать при встрече. Что означает слово «здравствуйте»?
—как стать красивым;
—моя одежда, мой костюм;
—моя комната, мои игрушки.
Стихи помогут поддержать интерес детей к внешнему виду, вызовут желание быть аккуратным, устранять неполадки в одежде.
Воспитатель с детьми, рассматривая предметы, необходимые для умывания, ухода за внешним видом, одеждой, объясняют их назначение, загадывают загадки про них.
Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проведите игры:
—поговорим по телефону;
—кто больше знает вежливых (добрых, ласковых) слов;
— волшебное слово;
— кто лучше знает правила поведения на улице и общественных местах.
Для закрепления навыков в старшем дошкольном возрасте проведите конкурсы.
Рассмотрите с детьми образец сервировки стола. Спросите, какие блюда готовит мама, что ребенок любит больше всего. Проведите занятия: «Как сервировать стол», «Как правильно, пользоваться ножом». Хорошо, если показ осуществляет сам ребенок.
Утренняя гимнастика
Особое внимание необходимо уделить подготовке к утренней гимнастике. Мотив: сильным хочешь быть и смелым? По утрам зарядку делай!
Побеседуйте с детьми на темы: «Как стать сильным и здоровым?», «Зачем надо заниматься спортом?» По окончании зарядки скажите: «Здоровье в порядке? Спасибо зарядке!»
Завтрак
Перед завтраком проверьте последовательности операций во время умывания.
Используйте стихи, потешки, образное слово: «Ладошки друг о друга трутся, друг друга обнимают, правой моем левую ладошку, левой — правую».
Следите за аккуратностью в процессе умывания. Проведите соревнования: «Самые чистые руки», «Самый аккуратный ребенок». Особое внимание уделяйте приемам самоконтроля и самооценки деятельности детей.
Дети младшего дошкольного возраста любят помогать накрывать на стол. Спросите у дежурных: «Как правильно раскладывать ложки», «Как сервировать стол». Обязательно расскажите о вкусной и здоровой пище. Вместе с детьми дайте оценку деятельности дежурных. Оцените эстетичность оформления столов.
Не забудьте ознакомить детей с меню.
•Мишка хочет знать, что сегодня на завтрак.
•Кукла Катя рассказывает о том, как кашка помогла ей вырасти.
•Мишка рассматривает столы и восхищается, как красиво они сервированы.
Во время завтрака привлекайте внимание детей к пище. Организуйте конкурс на самую чистую тарелку, самый аккуратный стол.
Подготовка к занятию
Перед занятием уберите игрушки. Для переключения внимания детей на другой вид деятельности используйте игрушку.
•Мишка приглашает к себе в лес, в гости. Надо подготовить машину, расставить стульчики, посадить в машину игрушки. Они будут показывать путь.
•Игра «Поставь игрушку на место». У каждой игрушки есть свой домик. Поставьте игрушки в домики.
Как оценку деятельности детей используйте похвалу Мишки. Оценка детей младшего возраста может быть только положительной. После занятия организуйте игры по желанию детей.
Прогулка
Создайте интерес к прогулке с помощью игровых приемов, индивидуальных бесед.
Игровой материал для прогулки готовится заранее. Можно вместе с Мишкой подготовить игрушки.
Планируйте подвижные игры: 2—3 игры большой подвижности («Лошадки», «Воробышки и автомобиль», «У медведя во бору», «Зайцы скок, скок», 2—3 игры малой и средней подвижности. Необходимо предусмотреть и игры на выбор детей.
Если дети трудятся на участке, уделите внимание мотивации их деятельности, помогите распределить обязанности, подготовить оборудование и убрать его после работы, дайте оценку деятельности детей. В теплое время года можно заниматься изобразительной деятельностью, развитием речи, математическим развитием, театрализацией.
По возвращении с прогулки учите детей самостоятельно и последовательно раздеваться.
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ
РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ
(на примере организации работы с детьми среднего дошкольного возраста в первую половину дня)
Прием детей. Необходимо указать, где будет проходить прием детей — в группе или на участке.
Обратить внимание на внешний вид детей, напомнить, что нужно поздороваться, попросить разговаривать спокойно, не кричать.
Проследить, чтобы все дети нашли себе дело. При затруднении помочь: предложить игрушку, подключить к играющим, уточнить, с кем бы он хотел поиграть, дать ребенку поручение.
Игровая деятельность. Трудовая деятельность. Индивидуальная работа с детьми. В плане необходимо конкретно написать, что проводится в определенный отрезок времени, с указанием цели. Планируя индивидуальную работу с детьми, нужно также отметить
тему и цель.
Например, с группой детей рассмотреть одежду. Уточнить знания о названии одежды, материале, цвете, отдельных деталях. Спросить, кто шьет костюмы, платье.
Организовать с детьми беседу (указать тему и цель).
Группе детей показать несколько игрушек, сделанных из бумаги (назвать). Цель: вызвать у детей желание делать несложные игрушки
из бумаги.
Проведение утренней гимнастики. В плане записывается комплекс утренней гимнастики с указанием всех видов движений, исходных положений, темпа, количества повторов.
Организация умывания. Проводится постепенно, небольшими группами. Сначала объясняют детям (напоминают) правила поведения: перед умыванием закатать рукава, хорошо намылить руки, смыть мыло над раковиной, не брызгать водой на пол, отжимать воду с рук над раковиной, поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе следят, чтобы у раковины были 2—3 ребенка, чтобы не толкали друг друга. При необходимости делают замечания. Дети должны пользоваться личным полотенцем, аккуратно вешать его на свое место.
Завтрак. Как накрыты столы к завтраку (дать оценку дежурным). Если есть необходимость (в зависимости от меню, уточнить названия блюд. Отметить заботу взрослых (няни, повара). Создать у детей положительное отношение к еде. За завтраком следить за осанкой детей, при необходимости напоминать о правильной осанке, стараться, чтобы дети съедали всю порцию. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки.
Подготовка к прогулке. Предложить убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Поддерживать чистоту и порядок. Напомнить, уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате. Создать удобную обстановку для самостоятельного одевания детей; проследить, чтобы каждый ребенок сел около своего шкафчика (на банкету или стульчик); следить за тем, чтобы дети не разбрасывали одежду, а брали ее в последовательности одевания. Объяснить, напомнить, уточнить с детьми последовательность. Сначала надо достать из шкафчика и надеть колготки (рейтузы, затем свитер (кофту, платок (шапку, в последнюю очередь пальто, завязать шарф, убрать сменную обувь в шкафчик. Напомнить о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините».
Прогулка. В плане работы необходимо наметить содержание разных видов деятельности, которую вы организуете. Записывается не только название, но и педагогическая задача, которую вы будете решать. Указать, какие виды игрушек будут взяты для организации намеченных игр, оборудование для трудовой деятельности. В плане указать последовательность деятельности детей на прогулке, но при этом необходимо помнить, что она зависит от предыдущих занятий, от погоды, от интереса детей, их индивидуальных особенностей.
Наблюдения с детьми. (Указать, что дети будут наблюдать.) Помнить, что за 30 мин до конца прогулки нужно перевести детей на более спокойную деятельность. Можно провести словесные игры, беседы.
В раздевальной комнате следить за тем, чтобы все дети раздевались самостоятельно, аккуратно убирали вещи в шкафчик. Воспитывать у детей бережное отношение к личным вещам. При необходимости предложить ребенку навести порядок в шкафчике.
Подготовка к дневному сну. В процессе подготовки ко сну следить, чтобы дети не отвлекались. Создать спокойную обстановку в спальне. Во время раздевания следить за последовательностью, самостоятельностью действий детей. Обратить внимание на то, чтобы дети аккуратно складывали вещи на стульчик, использовать при этом одобрение, похвалу, замечание. Предложить проверить порядок на стульчиках с одеждой. Помочь дежурным.
В заключение необходимо отметить, на развитие каких видов мышления делался упор на данном занятии, осознанно ли это делалось педагогом, как это отражалось в детской деятельности