светлана елистратова
Консультация для воспитателей «Виртуальные экскурсии для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является развитие речи, речевое общение.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д.
На сегодняшний день образная богатая, синонимами, дополнениями и описаниями, речь – явление очень редкое. Неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми. А ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он задает вопросы, понятно выражает свои мысли и желания, договаривается со сверстниками о совместной игре.
Публикация «Консультация для воспитателей „Виртуальные экскурсии для дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В процессе работы по ознакомлению с окружающим миром, с целью развития речи, в дошкольном образовании используются информационные технологии, интернет ресурсы.
Использование интерактивных технологий в дошкольном учреждении является эффективным средством развития познавательных интересов дошкольников.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию в ДОУ - является использование виртуальных экскурсий.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. (Термин "виртуальный" происходит от англ. слова virtual - похожий, неотличимый). Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио - и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации.
Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более наглядным, доступным, разнообразным и эффективным. Кроме этого появляется возможность повторного просмотра. Преимуществом является то, что в работе с дошкольниками, виртуальная экскурсия позволяет получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального посещения.
Цель виртуальных экскурсий :
• Уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей;
• Повышение речевой активности, содержательность и связность монологической речи, ее лексической стороны, при составлении высказываний детьми;
• Снижаются стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей. Они могут выступать в роли ведущего (экскурсовода) и даже с нетерпением ждут этого.
• Создается доброжелательная обстановка, в которой дети выражают свои эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей.
. • Укрепляется тесная взаимосвязь между педагогом, детьми и их родителями. Родители становятся частью обще образовательного процесса
Роль виртуальных экскурсий велика, т. к. ребенок является активным участником событий экскурсии, он может посмотреть то, что уже слышал от воспитателя ранее, а самое главное - виртуальные экскурсии позволяют моделировать сам творческий процесс и создают особую атмосферу, в которой появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. У них нет границ, и им не мешают погодные условия, не покидая детского сада, ребенок может посетить большое количество музеев мира, заглянуть на шоколадную фабрику, побывать на международной космической станции или в сказочных владениях Деда Мороза и т. д.
Во время виртуальной экскурсии можно более подробно рассмотреть объекты, рассказать, что находится на той или иной улице, поговорить о значении каждого объекта. Дать представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии.
Для детей экскурсия — это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.
Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.
ИКТ позволяет нам:
• значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков;
• развивать память и концентрацию, которые так необходимы для успешной учебы в начальной школе;
• развивать высшие психические функции — память, внимание, словесное логическое мышление.
Говоря о виртуальной экскурсии, ни в коем случае не исключается значение реальной экскурсии. Педагогу необходимо иметь чувство меры, используя ту или иную экскурсию.
По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:
- фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;
- видеоэкскурсия, комментариями к которой, служат рассказы детей или экскурсовода-воспитателя.
- видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети интернет.
В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Наиболее важные этапы при создании виртуальной экскурсии – это :
1 Этап:
выбор темы;
определение цели и задач;
выбор литературы;
предварительная работа с родителями;(можно привлечь родителей в подборке фото, видео, звуковые файлы.)
определение источников экскурсионного материала;
отбор и изучение экскурсионных объектов;
разработка маршрута или составление плана ведения виртуальной экскурсии;
выбор экскурсовода
2 Этап
-вступительная беседа;
-просмотр экскурсии;
3. Этап:
-итоговая беседа;
-систематизация увиденного и услышанного;
-обмен впечатлениями;
Создание виртуальной экскурсии требует длительной предварительной подготовки. Работу надо начинать с выбора темы: беседы, о том, что дети хотели бы посмотреть, где побывать. Определив цель и задачи экскурсии, подбирается литература и материал.
Следующим этапом становится создание презентации. В презентацию включается отобранный материал, учитывая возраст детей. Одним из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии является представление объектов в логической последовательности. Затем выбирается экскурсовод - могут быть воспитатель, и дети. Экскурсоводы - дети под руководством воспитателя знакомятся с экскурсионными объектами, все вместе составляют маршрут. Прежде чем начать виртуальную экскурсию, с детьми проводиться вступительная беседа. Огромную роль в активизации речи детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии. Например, для виртуальной экскурсии «Как Дед Мороз на новогодний праздник спешил» будет актуален проблемный вопрос «Как Дед Mopoз доберется к нам на елку?»
Заканчивается экскурсия традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщается систематизируется увиденное и услышанное, дети делятся впечатлениями. Создание виртуальных экскурсий может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной работе. Составленный в соответствии с этими требованиями виртуальная экскурсия представляет собой готовый для «использования» рассказ. Использование мультимедийных технологий позволяют педагогам сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес. Такие экскурсии являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Так, использование такой формы при ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память. Переплетение знаний и практики напрямую эффективнее укореняют знания, глубоко откладываясь в памяти. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте, поможет в полной мере вкусить все красоты нашей планеты.
И в заключение мне хотелось бы сказать, что любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредоточивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное - может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нем такого качества, как креативность. Таким образом, подготовка и проведение виртуальных экскурсии для дошкольников, использование медиа материалов успешно ведет к повышению компетентности педагогов ДОУ.