Елена Мельникова
Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения детей старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
общения детей старшего возраста
Проблема формирования культуры общения изучается в основном с точки зрения психологии и лингвистики. Следует дифференцировать понятия «культура общения», «речевое поведение», «культура поведения», «культура речи», «речевой этикет».
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание культуры общения детей старшего возраста“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Речевое поведение человека - это сложное явление, оно связано с особенностями воспитания, со средой, в которой человек общается. Речевое поведение, по мнению ТА. ЛадыженскоЙ, М. М. КольцовоЙ и др. - это сложная совокупность умений и навыков, которые нуждаются в систематическом и целенаправленном формировании~ закреплении и автоматизации, чтобы потом стать привычными. Оно регулируется на основе определённых норм и правил. Правила речевого поведения являются речевым этикетом. Н. С. Богуславская, Р. А. Купина, М. Курочкина указывают на то, что эти правила предусматривают форму речевого взаимодействия людей в типичных ситуациях общения. Обучение словесной вежливости тесно связано с воспитанием общей культуры поведения. По мнению Н. И. Формановской, культура поведения это совокупность форм повседневного поведения человека, в которой находят внешнее выражение моральные и этические нормы этого поведения. С. В. Петерина даёт иное определение. Она указывает на то, что понятия «культура поведения» можно определить как совокупность полезных для общества, устойчивых норм поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Автор считает, что культура поведения не сводится лишь к формальному соблюдению этикета.
Речевой этикет - зона единиц языка и речи, которые существуют для неконфликтного отношения к людям. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Воспитание культуры общения включает в себя следующие компоненты:
1. доброе отношение к людям (формирование у детей позиции открытости, дружелюбия, доверия - непременное условие воспитания культуры общения);
2. вежливость и знание приличий (знание приличий - обязательный компонент вежливости, приличия регламентируют поведение людей в наиболее типичных ситуациях общения);
3. тактичность (сущность состоит в умении понять чувства и настроения окружающих людей);
4. техника общения (умение по внешним признакам - поза, выражение лица, глаз, походка, движения - определять в общих чертах состояние человека - радость, печаль, задумчивость, напряженность мысли - и соответственно с этим строить свое поведение);
5. культура речевого общения (включает дикцию, интонацию, силу и высоту звука, темп речи, искусство завязывать, поддерживать и направлять беседу);
6. чувство юмора (истинное чувство юмора в общении – признак глубокой культуры и хорошего воспитания);
7. культура внешности;
8. позы, жесты, мимика;
9. бытовая культура.
Таким образом, целенаправленная и организованная работа над данными компонентами позволяет педагогу достигнуть и сформировать должный уровень культуры общения у детей старшего возраста.
Практикой установлено, что к 4-5 годам дети овладевают правилами грамматики родного языка без особых затруднений. К 6 годам лексикон ребенка состоит примерно из 14 000 слов, он уже владеет словоизменением, образованием времен, правилами становления предложений. В возрасте 4-х лет появляются первые развернутые формы диалогической речи. Беседуя друг с другом, дети адресуют друг другу свои высказывания. Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать разговор) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией.
Именно в диалоге развивается умение выслушивать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Лингвисты характеризуют диалог как наиболее простую и доступную форму речи, они указывают на то, что в диалоге используются простые синтаксические и грамматические конструкции, относительно ограниченный словарь. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения. Каторая состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Для диалога характерна: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное, предварительное обдумывание.
Речь в диалоге может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. В диалоге могут быть представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение, побудительных (просьба, требование, вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.
Все это определяет особенности грамматической речи. Каждое высказывание характеризуется предметно-смысловым содержание, которое различно в разных сферах речевого общения.
В отличии от монологической речи, диалогическая стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
пользование языковыми средствами основным отличием литературной речи от обыденной (в частности - диалога).
По мнению Н. И. Формановской, речевое общение предполагает не только умение правильно, выразительно и точно выговариваться, но и умение слушать партнера и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий. Автор выделяет правила ведения диалога, т. е. правила для говорящего и правила для слушающего.
Правила для говорящего:
1. Говорящему предписывается доброжелательное отношение к собеседнику; следует избегать негативных оценок личности собеседника, выражать уверенность, доброжелательность к адресату.
2. Следует проявлять уместную в данной ситуации общения вежливость, с учётом общественного положения адресата, его пола, 3. не рекомендуется ставить в центре внимания собственное «я», предписывается быть в скромных самооценках, не навязывать собеседнику собственное мнение.
4. Говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего, учитывая его социальные роли.
5. Говорящему следует уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации.
6. Говорящий должен следовать логике развёртывания текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил предпосылке, чтобы следствие вытекало из причин.
7. Говорящий должен помнить, что норма смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничена, т. е. необходимо следить за тем, чтобы слушатель не устал.
8. Говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, а значит принимает от него множество невербальной коммуникации: необходимо соблюдать дистанцию между собой и партнёром, быть сдержанным в меру в жестах, мимике.
Правила для слушающего:
1. Не следует прерывать собеседника.
2. Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему.
3. Не следует вставлять неуместных замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.
4. Выслушивая, поставить в центр внимания говорящего и его интересы.
5. Вовремя оценить речь собеседника, т. е необходимо сочетать в себе роль слушающего с ролью говорящего, умело вступая в диалог.
6. Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, т. е. реагировать на речь, направленную не к тебе.
Речь ребенка, обращенная к окружающим, должна быть грамматически правильной: на протяжении всего дошкольного возраста следует решать еще одну лингвистическую задачу: формирование грамматической стороны речи (например, работа над синтаксисом). Важнейшим условием развития речевой культуры детей дошкольного возраста является работа над словом: свободное владение словом, понимание его значения и точность его употребления является необходимым условием освоения ребенка грамматического строя языка, овладения звуковой стороной речи, развития умения самостоятельно строить связное высказывание.
Таким образом, формирование связной речи является центральной задачей лингвистического развития детей, имеющая в себе задачу: развитие диалогических умений, которая непосредственно связана с задачей воспитания культуры общения.