МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Воспитание у детей с ОВЗ позитивного отношения к трудовой деятельности»

Залия Гарафеева
Консультация для воспитателей «Воспитание у детей с ОВЗ позитивного отношения к трудовой деятельности»

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко.

С. Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригирующее восстановительное средство.

Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание у детей с ОВЗ позитивного отношения к трудовой деятельности“» размещена в разделах

Главными задачами трудового воспитания детей с ОВЗ являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.

Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.

Все виды трудовой деятельности дошкольника с ОВЗ требуют учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Среди дошкольников с ОВЗ есть дети, имеющие недостатки моторики, недоразвитие двигательной сферы. Вопилова И. В. считает, что ритмичность трудовой деятельности, соблюдение определенной рабочей позы ведут к исправлениям этих дефектов. При выборе объектов труда и распределении между детьми трудовых заданий необходимо учитывать их трудовую подготовку, состояние здоровья, интересы. Индивидуальный подход при распределении трудовых заданий способствует исправлению не только основных дефектов, но и вызванных ими последствий.

Часто у ребят сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовыми навыками приводит к тому, что дети быстро утомляются и в результате начинают неохотно работать, поэтому особое значение приобретают правильная дозировка и посильность трудовых заданий. Б. С. Братусь предупреждал об опасности «срыва» нервной системы аномального ребенка. Такой срыв может наступить при перегрузке и переутомлении не только умственном, но и физическом, что может вызвать отрицательное отношение к труду вообще.

Вступая в непосредственное общение (на уровне партнерства) в процессе совместного труда, взрослый выступает одновременно и как образец трудовой активности, и как личностно значимое лицо. Он при этом, отражая в своих действиях и общении с детьми свое отношение к работе, "эмоционально заражает" детей в ходе деятельности, побуждает следовать собственному примеру. Находясь в такой позиции, взрослый "не навязывает" нормы отношения к труду (в правилах, указаниях, требованиях, а демонстрирует это перед детьми, показывая им свое отношение, настойчивость. Он, внимательно наблюдая за детьми и видя их "ошибки" (в отношении к делу : отвлечения, небрежность, неумение и пр., разыгрывает ситуацию, как бы возникшую в его работе, и свое решение выйти из нее.

Таким образом, партнерский стиль общения способен оказать необходимую поддержку детям, переживающим неуспех, вовлечь в общую работу ребенка, который отвлекается или без интереса относится к происходящему и, вместе с тем, у детей с более высокими темпами развития не тормозятся, а успешно развиваются творческие способности.

Роль равноправного участника деятельности требует особых методов и приемов педагогического воздействия на детей. Методы и приемы следует дифференцировать в зависимости от задач, которые ставит педагог, и от периода трудового процесса. Так, при создании и поддержании положительно-эмоционального состояния у детей можно использовать следующие приемы: в период организации труда собственное (взрослого) положительно-эмоциональное состояние и радость от предстоящего труда, предвосхищение результата и обоснование мотива, уверенность взрослого партнера в том, что все получится, обговаривание того, что предстоит сделать, и распределение работы между участниками труда; при получении результата - эмоционально окрашенная взрослым партнером оценка собственного труда (радость от успеха, от удовлетворения желания порадовать других своим

В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда : пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Ни один вид детского труда не осуществляется вне речевого общения детей, обобщения ими в виде речевых высказываний итогов своих действий, результатов труда. В процессе выполнения различных трудовых заданий и поручений, в ходе специальных занятий по ручному труду у дошкольников с ОВЗ возникает стремление рассказать о том, что ими сделано, обменяться друг с другом своими впечатлениями.

Воспитывать в детях желание трудиться на общее благо, проявлять заботу о других помогает и организация помощи младшим детям или куклам. Это особенно ценно для нравственного развития дошкольников с ОВЗ. Так в детском саду можно организовать совместный труд с малышами ясельной группы. Что могут делать вместе старшие и младшие? Конечно, играть, заниматься простым ручным трудом, строить сооружения для игр: дома, мосты, улицы и т. п. Безусловно, доля младших в таких делах будет меньше, но ведь не это главное. Важно, что объединение детей вызовет взаимный интерес, породит хотя бы у части из них теплые дружеские чувства. Не только малыши приходят в гости к старшим, но и, наоборот, старшие навещают малышей у них в группе. Очень охотно старшие дошкольники берут на себя обязанности старших братьев и сестер, начинают шефствовать над малышами. Однако порой, не зная, как подступиться к малышу, с чего начать, они обращаются с ним как с куклой, ограничивают его действия. Чтобы этого не происходило, нужно предварительно объяснить детям, как следует обращаться с малышами. Нужно приготовить старших к визиту в младшую группу, их внимание надо обратить на то, что не следует все самим делать за малыша. ("Посмотрите, какие они еще беспомощные, неумелые. Теперь вы — добрые помощники этих малышей, они — ваши маленькие друзья).

Изучив особенности развития трудовых навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта, мы выяснили что, у таких детей усвоение трудовых знаний, навыков и умений и применение их на практике, а также их перенос в новые условия затруднены из-за недостаточного развития интеллектуальных умений и навыков, формирующихся на основе обобщения.

Трудовое воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста начинаем с воспитания у них навыков самообслуживания. Данное направление работы выбрано отнюдь не случайно. Опыт показывает, что при поступлении в специальное дошкольное учреждение дошкольники с нарушением интеллекта обнаруживают порой полную беспомощность в самообслуживании, весьма слабо владеют культурно-гигиеническими навыками. Не приученные ранее к элементарному уходу за собой, они требовали от нас большого терпения и внимания. Важно не просто научить их самостоятельно и аккуратно есть, умываться, одеваться и раздеваться, но и вселить в них уверенность в том, что они могут делать все это хорошо, заслуживая одобрение взрослых.

Для того чтобы труд по самообслуживанию понравился умственно отсталому ребенку, доставлял ему радость, мы должны обязательно учитывать его индивидуальные особенности и возможности. Не следует торопить его, досадовать на его медлительность или, напротив, излишнюю поспешность. Зачастую эти особенности поведения объясняются именно структурой дефекта при олигофрении. Нарекания приведут лишь к тому, что у ребенка появится негативное отношение к трудовому заданию, возникнет стремление уклониться от него. Навыки и умения, сноровка и аккуратность придут к умственно отсталым детям постепенно. На первых же порах необходимо, прежде всего, вызвать стойкий интерес к деятельности, настойчиво и терпеливо добиваясь поставленной цели, и тогда умственно отсталые дошкольники вполне овладевают разнообразными формами труда по самообслуживанию.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться и заботиться о себе, друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. Дети с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим мы предлагаем детям разнообразные виды труда, обновляем их содержание, поддерживаем стремление к работе и веру в успех, стимулируем эмоциональное отношение к результатам деятельности. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.

Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Понятие коллектива детей с нарушением интеллекта достаточно условно, однако использование совместных форм труда (вдвоем, втроем) для выполнения общей работы, помогают определить ее цель, спланировать ход предстоящей работы, распределить обязанности. Надо подчеркнуть, что вместе можно сделать порученное дело быстрее и лучше. Наблюдая за тем, как группа детей справляется с порученным делом, мы сразу не вмешивались в их действия и не предлагали свою помощь. Важно, чтобы умственно отсталые дети прошли путь "проб и ошибок", ибо в "готовом виде" они могут усвоить немного. Однако в тех случаях, когда это действительно необходимо, мы помогаем детям.

Оценивая труд детей, мы исходим прежде всего из того, насколько они достигли взаимопонимания во время общей работы, дружно ли действовали, смогли ли исправить ошибку, продолжить начатое. Не забывая отметить труд каждого ребенка.

Важно направить воспитание детей не только в сторону результата, но и оценки усилий каждого ребенка: "Женя работал усердно, все это видели, а Руслан плохо". Трудолюбие должно непременно ставиться в заслугу ребенку, во всеуслышание, чтобы каждый понял, что хороший труд заслуживает похвалы, отмечается всеми. Каждый случай плохо выполненного задания, отказа от дела должен отмечаться, выясняться его причина.

Ознакомление с трудом взрослых связано с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа у нас проводится на целевых прогулках, занятиях. Дети знакомятся с такими профессиями, как работники детского сада, строитель, парикмахер, врач, продавец и т. е. с теми профессиями, с которыми они встречаются в повседневной жизни. У ребят формируются представления о деятельности представителей разных профессий, складывается интерес к ним. В процессе всей работы по ознакомлению с трудом взрослых мы акцентируют внимание на результатах труда, его значимости для людей. («Врач вылечил Женю — он здоров». «Шофер быстро привез больного в больницу»). Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.

Огромную помощь в понимании значения труда, в усвоении знаний о людях разных профессий оказывает игра, в которой дети под нашим руководством обыгрывают полученные во время наблюдений впечатления, поочередно выполняя различные роли. В процессе игровой деятельности, дошкольники и с нарушением интеллекта овладевают определенными трудовыми умениями и навыками.

Дети нашей группы работают неровно, могут показывать то высокие, то низкие результаты, вплоть до прекращения действий. Такая неравномерность вызвана низким уровнем мотивации, быстрым наступлением утомления. Если дети заинтересуются работой, то смогут выполнить порученное дело хорошо, несмотря на постепенное снижение темпа. Это такие дети как Арина, Дилара, Даниил. А Руслан, Женя склонны в ходе работы к конфликтам, могут поссорится из-за инструмента другого цвета, за первенство в работе. Поэтому таких детей стараемся разъединять в ходе трудовой деятельности. Есть дети у которых низкая работоспособность, которая объясняется отсутствием положительного отношения к труду вообще. Они может взять в руки инструмент, но не использовать его по назначению. Это Тимур, Миша, Артем. У них не замечается утомления, физическое состояние без отклонений, но дети с нежеланием относятся к работе, делают ее кое-как, бросают не окончив, т. е. нуждаются в постоянном стимулировании и руководстве со стороны взрослых вплоть до совместного выполнения работы «Рука в руке». Работоспособность у этой части детей повышается медленно.

Так же тесно по привитию трудовых навыков мы работаем с семьей.

В семье ребё нка можно обучить многому: обслуживанию себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми. Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, - любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий.

Поэтому перед родителями мы поставили такие задачи:

1. Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;

2. Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье, умение выполнять несложные виды этого труда;

3. Сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени;

4. Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в каком-либо виде труда;

5. Научить осуществлять действия совместно с родителями.

Обобщая тему, хотелось бы выделить методы и приемы трудового воспитания дошкольников с ОВЗ

1. Помощь взрослым («неумеющий» взрослый, умелый ребенок).

2. Работа рядом со взрослым.

3. Работа под явным контролем взрослых (опека).

4. Работа под неявным контролем взрослых (даем самостоятельность, незаметно направляем в нужное русло).

5. Самостоятельная работа без контроля взрослых (самоконтроль, самооценка).

6. Умение самостоятельно спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде (высшая стадия формирования трудовых навыков).

Опираясь на знания стадий формирования трудовых навыков, можно сказать, что формирование положительного отношения к труду у детей возможно только в условиях, при которых обеспечивается систематическое включение их в деятельность.

Список литературы:

1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М. : Просвещение, 2003.

2. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 2008.

3. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – АРКТИКИ, 2002.

4 Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Консультация «Современные подходы к организации трудовой деятельности детей раннего возраста»Консультация «Современные подходы к организации трудовой деятельности детей раннего возраста» Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – дело огромной государственной важности. Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо.

Консультация «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Консультация для родителей «Воспитание детей и отношения с ними»Консультация для родителей «Воспитание детей и отношения с ними» Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей!Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления малыша у.

Консультация для воспитателей «Воспитание положительного отношения к труду через познавательную деятельность в природе» Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей – задача дошкольного педагога. Одна.

Консультация «Формирование трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста» В старшей группе начинается активный процесс взросления ребёнка, следовательно, детская трудовая деятельность в условиях детского сада и.

Организация трудовой деятельности дошкольников. Консультация для воспитателей Формы организации трудовой деятельности в настоящее время таковы: 1) поручения, 2) дежурства, 3) совместная или коллективная трудовая.

Развивающая программа для подростков «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе» .

Консультация для родителей и воспитателей «Четыре вида трудовой деятельности детей в детском саду и дома»Консультация для родителей и воспитателей «Четыре вида трудовой деятельности детей в детском саду и дома» 1. Самообслуживание 2. Хозяйственно-бытовой труд 3. Труд в природе 4. Ручной труд Со второй младшей группы добавляется подраздел: Работа в.

Воспитание дошкольников посредством приобщения к трудовой деятельности «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять.

Воспитание у детей младшего дошкольного возраста интереса к трудовой деятельностиВоспитание у детей младшего дошкольного возраста интереса к трудовой деятельности Огромную роль в воспитании детей имеет трудовая деятельность. Труд закаляет характер ребенка, делает его целеустремленным, волевым,цельным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Воспитание у детей с ОВЗ позитивного отношения к трудовой деятельности»
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 09:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД