Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Создание в рисунке выразительного образа»

Нина Окорокова
Консультация для воспитателей «Создание в рисунке выразительного образа»

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Публикация «Консультация для воспитателей „Создание в рисунке выразительного образа“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это сенситивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

В художественно-эстетическом развитии детей важным является – способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью и самостоятельностью. Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.

Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.

Для рисования в детском саду можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности я широко использую разнообразные материалы, и убедилась: детям нравится новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим для передачи оттеков предмета.

Одним из самых доступных для ребенка средств выразительности является цвет. Использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. Многими исследователями детского рисунка замечено применение ребенком цвета для передачи отношения к образу : яркими, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными - нелюбимых, злых, персонажей и печальные явления. По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цвет в детском рисунке становится более реалистическим. Он по-прежнему остается средством выражения замысла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Подрастая, ребенок может более тонко чувствовать и передавать колорит и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников. Дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля - всегда черная (коричневая, небо - синее, солнце - желтое (красное, трава - зеленая и т. п. То есть цвет не является выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. Надо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребенок не был равнодушен, чтобы тема его волновала, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным. Надо учитывать, что буйство красок на рисунке не всегда выражает настроение ребенка и его замысел. Дошкольник может рисовать всеми красками, подражая при этом соседу по столу или рисуя «наизусть» не раз найденный образ. Цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. На своих занятиях я стараюсь предлагать детям такое содержание для рисунка, чтобы возникла необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Ведь очень важно, чтобы предложенное содержание было интересно для ребенка, волновало его, чтобы ему хотелось выразить это содержание как можно лучше: например, так предложить нарисовать дом, чтобы у детей возникло желание пофантазировать и придумать «свой» дом, с присущими только ему выразительными чертами.

Эстетическое воздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явления отбираются для изображения. Необходимо обратить внимание на красоту предмета или явления, найти для этого образные, выразительные слова. Привлечение стихотворного, песенного текста всегда усиливает эстетическое впечатление. Чтобы создать образ ребёнок должен уметь передавать присущие предметам свойства : форму, строение, цвет.

В самый ранний период творчества, когда форма изображения бывает очень примитивна, ребенок мыслит образ живым, конкретным, действующим. Выразительные черты в работах младших дошкольников носят непреднамеренный характер. Т. С. Комарова выразительность рисунков 2-4 летних детей видит в разнообразии форм, их линейных контурах, цветовых, красочных пятнах. Не владея в этот период достаточной мере изобразительными средствами, он выражает эту действенность звуками, жестами, движением. «Вот мотор завели, ж-ж-ж, машина поехала! А это мальчик бежит за машиной»,— говорит ребенок и начинает двигать рисунком по столу, изображая движение.

Даже старшие дошкольники, когда у них есть необходимые навыки, иногда используют речь для усиления выразительности образа. К созданному ребенком целостному образу нужно относиться с учетом его возраста. Маленький ребенок не может дать полное изображение предмета (со всеми частями и деталями в их соотношениях). В первых рисунках, часто отсутствуют самые существенные детали.

Даже у старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без всего разнообразия их вариантов и мелких изгибов, но вся конструкция предмета, наличие разнообразных деталей говорит о желании ребенка создать образ, соответствующий реальному.

Большое значение для успешного обучения и развития творческих способностей детей имеют игровые приёмы, применяемые на занятиях по изодеятельности. Одним из признаков игрового приёма является игровая задача. Игровая задача – это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Например, воспитатель предлагает детям : «Построим мишке домик», «Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку». Включаясь в предлагаемую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи. Так прежде чем выполнить изображение на бумаге, ребенок проговаривает: «Посажу божью коровку на листочек, сейчас она как будто ползёт. А сейчас ещё одна прилетит». Умело используя игровой прием, можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел. Применение игровых задач должно быть связано с учетом знаний детей, иначе у детей будет потерян интерес к занятию.

На свои занятия я стараюсь приносить новые игрушки, потому что считаю, что детям они будут интересны. И действительно замечаю, что детей привлекает новизна предметов, игрушек. При этом так же использую игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания ребенка. В нашей группе любимая игрушка – Мишка. Дети с интересом воспринимают любимый персонаж в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми, стараются позаботиться о медвежатах или научить глупого Мишку той или иной деятельности.

Игровые приёмы зависят также от игрового материала. Можно использовать прием обыгрывания предметов, игрушек (объемных и плоскостных, картин и т. п. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т. п.). С кисточками и карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать», как зайчик, «ходить», как медведь, и т. п.).

Для развития творчества детей я практикую различные формы работы с использованием разнообразных изобразительных и наглядных материалов. Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать и другие изобразительные материалы. Лучше всего для этого подходит коллаж (приклеивание к какой- либо основе, выбранной как фон, материалов, отличающихся по цвету и фактуре). При работе над коллажем детям предоставляется возможность познакомиться с различными материалами: бумагой разной фактуры, красками, кружево, ткань, бросовым материалом. Большой простор для детской фантазии и творчества представляет использование нетрадиционной техники рисования. На своих занятиях с детьми мы рисовали ладошками, пальчиками, ватными палочками, использовали различные печатки, рисовали солью, пробовали метод «тычка» жесткой полусухой кистью, пластилинографию, брали восковые мелки + акварель.

Формирование технических навыков рисования происходит не только во время организованной совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей. Для этого в уголке изобразительной деятельности в достаточном количестве в нашей группе постоянно находятся различные материалы для рисования. В работе с детьми я предлагаю для большей выразительности использовать сочетание разных материалов. Дети на своем опыте убеждаются в том, что, если трудно передать одним материалом, можно дополнить другим.

Рассматривание книжных иллюстраций – метод, который я широко использую в обучении детей. В беседах я подвожу детей к тому, что иллюстрация – это рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащающий её декоративный строй.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показывает, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника.

Публикации по теме:

Консультация «Цвета в рисунке детей» Цвета в детском рисунке. Где-то до 6-5 лет цвет для ребенка является выразительным средством, чем изобразительным. Поэтому цветовая палитра.

Формирование здорового образа жизни. Лекция для воспитателей «Здоровая спина» Работа с детьми любого возраста заставляет много находиться в движении. Это, конечно же, хорошо, ведь всем известно, что движение – жизнь.

Консультация для воспитателей «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников» Консультация для воспитателей «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников» Зятикова Елена Владимировна Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его реализации». Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения.

Консультация для воспитателей «Родители как субъекты образовательной деятельности и создание единой образовательной среды» Дошкольные образовательные учреждения работают по ФГОС ДО. Согласно этому документу в обществе идет становление новой системы дошкольного.

Консультация для воспитателей «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни»Консультация для воспитателей «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни» Консультация для воспитателей на тему: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей».

Консультация для воспитателей «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков у младших дошкольников» Моя работа по трудовому воспитанию началась с приходом ко мне детей раннего возраста. Как они стараются сами зачерпнуть кашу ложкой и поднести.

Консультация для воспитателей «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ» Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребенок, зависят от взрослых, отвечающих за его физическое.

Проект «Создание условий для здорового образа жизни в дошкольном учреждении через здоровьесберегающие технологии» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Степашка» ПРОЕКТ Создание условий для здорового образа.

Создание условий для формирования основ здорового образа жизни дошкольников В условиях современной российской действительности одной из актуальных является проблема сохранения здоровья детей. Остро назрела необходимость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Создание в рисунке выразительного образа»
Опубликовано: 21 февраля 2019 в 13:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД