Валентина Карагодина
Консультация «Домашняя библиотека для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри ее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом пример. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. В процессе семейного чтения реализуется как психологическая, так и социальная функция общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входят социально значимые духовные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведения литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок.
Публикация «Консультация „Домашняя библиотека для детей“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Домашняя библиотека. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Совместное чтение детских книг поможет родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Сколько существует прекрасных произведений, стихов, рассказов о любви детей к родной семье, к родителям, бабушке и дедушке, к сестрам и братьям (Я. Аким, А. Барто, Е. Благинина, С. Маршак, Р. Погодин!
Ведь не секрет, что чтение – это процесс творческий, а читатель – великий творец. Значит, книг дома должно быть много. Должны быть книги для взрослых и детей.
То есть должна быть домашняя библиотека, не просто набор книг, а именно библиотека. Тогда возникает вопрос, а есть ли «рецепт» составления домашней детской библиотеки?
Естественно, единственно верного, единого для всех списка необходимых дома книг, который бы гарантировал формирование читателя из любого ребенка, быть не может. Однако определенные «рецепты» успешного формирования домашней детской библиотеки, наверное, все-таки существуют. Их источники – родительские установки на воспитание в подрастающем поколении тех или иных положительных качеств и правильных представлений о мире, а также знания о том, как развивается ребенок, как постепенно формируется его представление об окружающем мире. Итак, стремление родителей воспитать у своего ребенка такие качества характера, как доброта, честность, порядочность, такт, сформировать у него правильное представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо» определяют присутствие в нашей библиотеке таких книг, как народные сказки писателей ХI Х столетия: К. Д. Ушинский, В. Ф. Одоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Даля. Рассказы, созданные детскими русскими писателями ХХ века В Драгунским, Н. Носовым, В. Осеевой и многими другими, тоже не потеряли своей актуальности – они учат честности, порядочности, умению держать слово, верности, скромности. Эти качества не потеряли ценности, а в нашей домашней, семейной жизни, пожалуй, стали цениться еще больше.
Для ребят постарше (примерно 5-6 лет) можно предложить басни И. А. Крылова, правда, чтение требует серьезного отношения родителей к содержанию басен: язык басен очень сложен, да и мораль не всегда понятна ребенку, так как моральные и нравственные нормы только складываются у малышей.
Стремление развить в ребенке познавательную активность («хочу все знать») останавливает наш выбор на самых разных энциклопедических изданиях, которые так любят современные дети. Однако не стоит забывать о таких бесценных с точки зрения развития пытливости, любознательности ребенка литературных произведениях, как «Городок в табакерке» В. Ф. Одоевского и ему подобных, погружающих читателя в волшебный, сказочный мир механизмов, растений и животных (рассказы и сказки о природе В. Бианки, Н. Павловой, С. Сахарнова и другие) или микроскопических существ (например, «Петька- микроб» Г. Остера).
Незаменимы для развития наблюдательности загадки, небылицы, которые приучают видеть признаки предметов, сопоставлять предметы по тому или иному признаку в игровой форме, ведь основным способом познания для малышей является игра.
Желание научить любимое чадо смотреть на мир с улыбкой, относиться к себе с достаточной долей самоиронии определяет, наверное, самую любимую часть детской библиотеки – игровую, «потешную» - это рассказы Н. Носова, стихи Д. Хармса, произведения Г. Остера и Э. Успенского, С. Маршака и С. Михалкова. Шуточные, озорные стихи и рассказы очень полезны детям, потому что развивают чувство юмора, а тем самым способствуют формированию гибкости ума, сообразительности, тонкости восприятия.
Чувство юмора, остроумие формируется постепенно и основывается на внимательном отношении к миру, разумной самооценке, здравом смысле. Таковы «три кита» современной домашней библиотеки : книги по социально-нравственному, общеинтеллектуальному и общекультурному развитию личности.
Для круга домашнего чтения рекомендуем следующий список литературы:
Аверченко А. Т. Рассказы из циклов «О маленьких для больших», «Шалуны и ротозеи», «Дети».
Аксаков С. Т. Детские годы Багрова – внука, Аленький цветочек.
Андерсен Г. Х. Снежная королева. Дикие лебеди. Дюймовочка. Огниво. Соловей.
Бажов П. П. Книга сказок «Малахитова шкатулка». Уральские сказки.
Белов В. Рассказы для детей.
Вагнер Н. П. Сказки кота Мурлыки.
Волков А. М. Волшебник Изумрудного города и другие.
ГайдарА. П. Военная тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Голубая чашка.
Даль В. Словарь пословиц русского народа.
Ершов П. П. Конек – Горбунок.
Жюль Верн. Дети капитана Гранта.
Заходер Б. Стихи, переводы, сказки.
Лондон Д. Белый клык.
Мало Т. Без семьи
Толстой Л. Н. Детство. Азбука. Кавказский пленник.
Френк Баум. Мудрец из страны Оз.
Шварц Е. Л. Два брата. Сказка о потерянном времени. Рассеянный волшебник. Два клена. Красная Шапочка.
Шим Э. Ю. Рассказы и сказки.