МААМ-картинки

Доминирование процессов интеграции — закон развития детей дошкольного возраста

Инна Беляева
Доминирование процессов интеграции — закон развития детей дошкольного возраста

В течение многих лет проводились исследования, которые обнаружили интересный парадокс : чем лучше и понятнее объясняли детям новый материал, тем больше у них возникало предположений, догадок, гипотез. Дело в том, что всякое хорошее объяснение, формируя у дошкольника новые представления, новое понимание явлений, дает ему возможность «заглянуть вперед» и увидеть (пусть еще в туманной, глобальной форме) новые связи, новые отношения.

Публикация «Доминирование процессов интеграции — закон развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Исследования позволили установить важную особенность ребенка-дошкольника : во всех сферах его психики (познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной) одновременно функционируют формы знания, существенно различающиеся степенью своей сформированности, зрелости. Так, с одной стороны, имеются достаточно развитые, четко структурированные знания, которые отражают объекты окружающего мира достаточно точно и полно; с другой - значительная часть психических образований характеризуется глобальностью, недифференцированностью, неустойчивостью, неопределенностью. Классический пример тесного взаимодействия неопределенных, неясных знаний и четких - случай, который произошел в дошкольном детстве с А. Эйнштейном. Мальчику показали компас, и он достаточно быстро освоил знания об основных деталях этого прибора и их взаимодействия. Однако возникло неясное понимание каких-то таинственных скрытых сил, движущих стрелку компаса. Факт настолько потряс маленького Эйнштейна, что в течение ряда лет, уже, будучи школьником, он вновь и вновь возвращался к нему.

Сходные (не менее яркие случаи) происходят и происходили со многими детьми старшего дошкольного возраста. Так, одному профессору запомнилось, как он в пятилетнем возрасте играл магнитом, пробуя его действия на различных железных предметах. Отец, наблюдая за сыном, показал, как магнит может притягивать мелкие гвозди через картон, фанеру и даже через ладонь. Тот был потрясен. Он долго рассматривал картон, затем свою ладонь и повторял: «Я думал, они сплошные, а оказывается, совсем нет». У ребенка появилась неясная догадка, новое знание о каком-то внутреннем особом строении предметов, которое ранее было ему неизвестно.

Вновь появившиеся знания у детей проходят ряд этапов своего развития. Первичная, самая начальная форма отражения новых свойств, связей и зависимостей - это неясные, неопределенные глобальные знания. Они вначале выступают как момент выделения того или иного объекта. Чрезвычайно важен сам факт такого выделения, пусть пока в форме неясного, диффузного знания. Затем идет уточнение, прояснение этих знаний в процессе обследования, изучение выделенного объекта.

В ходе различных форм деятельности (игры, продуктивной деятельности, детского экспериментирования) у ребенка появляется множество подобных точек зарождения и роста новых психических образований, отражающих в зачаточной форме как фундаментальные, так и менее значимые связи и отношения окружающей его действительности.

Какие условия наиболее благоприятны для их рождения и развития?

В ходе эксперимента ребенок выступает как настоящий исследователь. Ведь чтобы познать и освоить изучаемый объект, он должен самостоятельно воздействовать на него различными способами.

Экспериментирование существенно дополняет и развивает основные положения о соотношении процессов анализа и синтеза у детей дошкольного возраста, изложенных в ряде психологических работ. Исследования показывают:

1. Умственное развитие, развитие познавательной сферы, как и развитие всех других сложных органических систем, подчинено принципу прогрессивной системной дифференциации - развитие идет от однородно простых и глобально-диффузных форм к формам разнородно сложным с все более сложной внутренней дифференциацией структур и функций.

2. Формирование более высокого (чем предыдущий) уровня психического развития ребенка характеризуется интенсивным процессом возникновения глобальных мало дифференцированных психологических образований, которые являются необходимым первоначальным этапом становления уровня развития и выполняют в этом отношении важнейшие функции в общем психическом развитии ребенка. Так, в познавательной сфере, эти глобальные образования выступают как своеобразные и вместе с тем эффективные средства познания сложных объектов, сложных связей и зависимостей, находящихся на пределе познавательных возможностей детей.

Публикации по теме:

Консультация «Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста» «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Способность осознавать и контролировать.

Консультация «Роль внимания в преодолении недостатков развития речи у детей дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, испытывающих сложности в формировании речи непрерывно увеличивается. Ранний период развития ребенка.

Консультация «Проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития, способы и пути интеграции в среду» Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В системе.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развития детей дошкольного возраста в домашних условиях» Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо Природа – источник радостных.

Консультация для родителей «Особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития связной речи, детей среднего дошкольного возраста». Воспитатель : Клименко Ольга Александровна,.

Консультация для воспитателей «Основы развития эмоционального развития детей дошкольного возраста» Для каждого ребёнка в период дошкольного детства очень важно создание основ психологического и эмоционального благополучия. Это и является.

Консультация для воспитателей «Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении,.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Под этим подразумевается развитие личности каждого ребенка, его.

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» Управляй своим настроением ибо оно, если не повинуется, то повелевает. (латинское изречение) Понятие «Эмоциональный интеллект» введено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доминирование процессов интеграции — закон развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 октября 2015 в 12:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД