Приложение МААМ

Консультация «Дошкольник как субъект проектной деятельности»

Валентина Щербина
Консультация «Дошкольник как субъект проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время проектная деятельность детей дошкольного возраста прочно вошла

В арсенал педагогических средств воспитателя детского сада. Журнал «Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения» в прошлом 2013 году объявлял конкурс проектов, участие в котором "приняли воспитатели из разных

Публикация «Консультация „Дошкольник как субъект проектной деятельности“» размещена в разделах

уголков России. По итогам конкурса на страницах журнала были опубликованы проекты победителей, а также представлен анализ присланных материалов [3]. В связи с тем, что редколлегия журнала приняла решение продолжить конкурс проектов, становится необходимым еще раз обратить внимание педагогов дошкольныхучреждений на особенности данной формы образовательной работы с детьми.

Современные педагоги активно используют проектную деятельность для решения самых разнообразных задач развития ребенка-дошкольника и, в первую очередь, для развития его познавательной активности [1‚ 4]. Заметим, что условием развития ребенка-дошкольника в проектной деятельности является не столько то, что

узнает или сделает ребенок, сколько то, как это происходит, каким путем ребенок

достигает цели проекта. Однако, как показывает практика, для воспитателей главным все же является вопрос — что будут делать дети в ходе проекта и что при этом узнают. При подготовке и проведении проектов педагоги, прежде всего, определяют, в каких формах образовательной работы дети получат те или иные знания: на занятиях, экскурсиях, в играх, при чтении художественной литературы и пр.

Проект - это целенаправленное решение конкретной, актуальной для детей проблемы.

Например, в проекте «Люби, храни свой край родной» (Курская область) запланировано проведение занятий на темы: «Земля – наш общий дом», «Человек — часть природы», «Любовь моя — мой Рыльск», «Будем беречь и охранять природу», «Кто в этом лесу живет» и т. д. Далее воспитатель запланировала экскурсии в лес, потом посещение музея «Дикие животные нашего края», а так же чтение стихотворений, пословиц, поговорок о природе родного края, дидактические и подвижные игры, выставку детских рисунков на тему «Моя малая родина» и даже КВН, на котором, очевидно, дети должны будут продемонстрировать те знания, которые были ими усвоены в ходе проекта.

Можно ли набор этих мероприятий назвать проектом? В чем отличие проекта от темы, заявленной для изучения детьми и объединяющей разные виды образовательной работы и детской деятельности – то есть всего того, что входит в понятие «тема-комплекс»? Для ответа на эти вопросы обратимся к определению понятия «проектная деятельность».

Проектной деятельностью называютдеятельность в рамках реализации проекта, предполагающую самостоятельное выполнение детьми старшего дошкольного возраста комплексадействий по решению значимой для них проблемы, завершающейся созданием продукта при эмоциональной, регулятивной и инструктирующей поддержке взрослого [1].

Заметим, проект — это целенаправленное решение конкретной, актуальной для детей проблемы. Учитывая, что проект как форма и метод работы с детьми дошкольного возраста первоначально использовался в зарубежной практике дошкольного образования, приведем пример из опыта работы детского сада в Реджио Эмилия Италия) [2]. Примером проекта может служить ситуация со сломанным столом: когдав групповой комнате сломался стол,дети установили, что починить егонельзя и попросили новый. Воспитатели отказали ввиду того, что такой стол купить уже невозможно (вРеджио Эмилия вся мебель в детском саду имеет свою «историю»)и предложили послать заказ столярудля изготовления копии. Для этого дети должны были измерить старый стол и описать его, чтобы новыйстол был точно таким. Для этого импонадобилось найти способы отображения формы на бумаге, масштаб,осознать необходимость измерения,найти меры длины и догадаться, чтостоляру нужно иметь те же ориентиры (условную Мерку, что и им. Дети пробовали измерять стол ладошками, выяснили, что руки у всех разного размера. Измеряли стол обувью,узнав при этом, что длина обуви соответствует размеру. Готовый чертеж с размерами, установленными при помощи одного башмачка, приложенного к картинке, был отослан рабочему, и, спустя некоторое время, дети получили новый стол. Проект не закончился, так как дети проявили интерес к измерению. По подсказке взрослых сделали измерительные ленты, при помощи которых стали измерять и сравнивать все вокруг[2].

Ценность проектной деятельности заключается в том, что это форма активности ребенка-дошкольника, в которой ребенок на основе собственных потребностей и интересов имеет возможность проявить волю, самостоятельность, настойчивость в достижении принятой цели – то есть он является субъектом деятельности

На этом примере можно увидетьвсе значимые для проектной деятельности характеристики. Во-первых, проект — это всегда решение определенной проблемы, решение которойактуально для детей (стол сломан, новый купить нельзя, что делать).Во-вторых, проект направлен на достижение конкретной цели, важной

для детей, имеющей для них жизненно-практическую значимость (детирешили сделать чертеж для заказа стола, потому что они нуждались в нем). В-третьих, проект должен завершиться неким продуктом — этото, что сделали дети (чертеж, выполненный в масштабе с приложением условной мерки, новый стол,сделанный по чертежу). Чаще всего в детских проектах продукт опредмечен, его можно потрогать, передать другим детям, показать родителям, использовать в игре. Это могут быть ширма для игры, полка для книг, альбом для маленьких, коробка для игрушек, костюм для спектакля —— то есть то, что можно увидеть,осмыслить, применить на практике. Продукт и цель проекта часто лежатв одной плоскости: решили, что сделать, и сделали.

В-четвертых, работа детей надпроектом должна обязательно предполагать возможность самостоятельного поиска ответов на возникающие при решении основной проблемы частных вопросов: решили, чтоделать, но как? На этом пути дети могут опробовать разные способы,материалы, проверить разные идеи, возникающие в процессе действий (чем можно измерить длину, высоту и ширину стола? Руками? Башмаками? Что можно использоватьв качестве условной мерки? Что выбрать). При этом они могут экспериментировать, проверять и исправлять свои ошибки, устанавливатьпричинно-следственные связи и самостоятельно делать выводы. Таким

путем приобретается опыт деятельности, который становится бесценным достоянием самого ребенка.

И, наконец, в-пятых, результатпроекта — это не только знания и умения, приобретаемые ребенком,но и (это главное) то, как проходит сам процесс размышления над проблемой и поиск путей ее решения. Это опыт познавательной активности, соединяющий знания, уменияи компетенции.

С этих позиций разберем проект для детей 4—6 лет, присланныйв рамках конкурса проектов. Темапроекта : «Про зеленые леса и лесныечудеса» (Кировская обл.). Цель проекта : способствовать формированию представления детей о значении лесов в природе и жизни человека. Проект организован по этапам: подготовительный, практический и контрольно-оценочный. Подготовительный этап включает: экскурсии по деревне, в парк, лес в разное время года; рассматривание репродукций, картин, альбомов; чтение рассказов о лесе и его обитателях; разучивание стихов. Песен, потешек; знакомство с интересными фактами, сочинение экологической сказки. Практический этап предполагает сбор листьев и семян деревьев; оформление гербариев и коллекций; рисование, лепку, аппликацию по мотивам разных сезонов; конструирование из природного материала; изготовление игр природного содержания; оформление выставки «Чудо леса»; оформление лесных газет (совместно с родителями). Контрольно-оценочный этапвключает викторины; дидактические игры; выставки работ; составление рассказов и оформление книг; познавательно-игровые программы;презентации.

При описании проекта автор ограничивается перечнем мероприятий, включенных в проект. Из него остается неясным, в чем заключается проблема? С какой трудностью столкнулись дети, для преодоления которой они участвуют в этой работе? Чем руководствовался педагог при выборе темы? Интересами детей или планом своей работы?Насколько цель, заявленная в проекте, актуальна для дошкольников?Автор отмечает, что проект завершается выставками, книгами, презентациями. На первый взгляд, все этоможет быть продуктами проекта, однако что из перечисленного конкретно? Каждый из возможных продуктов имеет свою логику реализации:подготовка выставки связана с сбором экспонатов, изготовление книгипредполагает нахождение материала, подготовку текста и изготовление иллюстраций, а презентация —сбор материала и поиск способа егопредставления. И каждый из этихвариантов требует разработки своего плана действий, подбора материалов, специфических для данного продукта, разных способов реализации. То есть каждый из заявленных продуктов может стать отдельной темойдля детской проектной деятельности. Однако автор не раскрывает ход процесса проекта, а лишь констатирует,что могут и должны сделать дети,взрослые, родители. Таким образом,представленный материал является скорее примером комплексно-тематического планирования, чем примером проектной деятельности дошкольников.

В чем же отличие проектной деятельности дошкольников от изучения «темы-комплекса»?

Ценность проектной деятельности заключается в том, что это форма активности ребенка-дошкольника, в которой ребенок на основе собственных потребностей и интересовимеет возможность проявить волю,самостоятельность, настойчивостьв достижении принятой цели —— тоесть он является субъектом деятельности.

В изучении «темы-комплекса», когда все определяется педагогом заранее: тема, последовательность ееизучения, набор мероприятий — ребенок просто участвует, не являясь при этом субъектом. Действия ребенка в этом случае, по определениюВ. А. Петровского, обусловлены предшествующей ситуацией (всем тем,что сказал, сделал, на что обратилвнимание, во что вовлек его взрослый). В своих действиях дошкольник не выходит за рамки, определенные взрослым, набор этих действий, по мнению педагога, достаточен длядостижения поставленной цели. Так,в приведенных нами примерах, детипри изучении тем «Люби, храни свой край родной» и «Про зеленые лесаи лесные чудеса» выслушали сообщение экскурсовода при посещении музея, сходили на экскурсии в лес, разучили стихотворения о природе, поиграли в дидактические игры, нарисовали объекты живой (неживой) природы, совместно с родителями сделали «Лесную газету» и т. д. — то есть

поучаствовали в разных мероприятиях, запланированных и реализованных педагогами для того, чтобыдети больше узнали о своем родномкрае, полюбили родную природу. Авот то, что и как делают дети в процессе этих мероприятий, в чем проявляется их активность, какого она рода - эти моменты воспитателями не прорабатываются.

При определении тем проектов и их продуктов педагог не должен своей активностью заменять активность детей, своей инициативой подавлять инициативу детей. Он должен поддерживать проявление детской самостоятельности, стремления искать, пробовать, добиваться.

В проектной деятельности в процессе решения проблемы ребенокпроявляет активность, которую психологи называют надситуативной, потому что он ищет, пробует, ошибается, выходя за рамки конкретнойситуации. При этом результат поиска заранее неизвестен: в рассматриваемом примере проекта «Стол» дети могли выбрать любой другой вариант, отличный от рисования чертежа (например, изготовить стол измодулей) или выбрать любую другуюусловную мерку. То, как дети ищутпути достижения цели, каким образом приходят к общим решениям,как планируют свои действия, предполагая их возможные результаты, как преодолевают трудности, связанные с реализацией разработанного плана, как размышляют и рассуждают — все это и составляет сутьпроектной деятельности, в которойкаждый участник выступает субъектом собственной активности.

Каким образом можно организовать проектную деятельность детей?

Выделим следующие этапы выполнения проекта.

Этап выявления и постановкипроблемы. В выявлении и постановке проблемы для проектной деятельности отправным моментом должны быть интересы детей. При этомпедагогу важно помнить, что проект должен быть направлен на решение настоящей, а не выдуманной проблемы, такой, которая имеет для детей жизненно-практическую значимость. Для ее выявления педагогу достаточно быть внимательнымк просьбам и желаниям детей, высказываемых ими в повседневной жизни. Кроме этого, можно провести специальную беседу (или сериюбесед, на которой помочь детям высказать волнующую их проблематику, проявить инициативу, Задача педагога заключается в поощрении детской активности, создании такой обстановки, чтобы дети заговорили о том, что их волнует. В выявлении и постановке проблемы для проектной деятельности отправным моментом должны быть интересы детей. При определении тем проектов и их продуктов педагог не должен своей активностью заменять активность детей, своей инициативой подавлять инициативу детей. Он должен поддерживать проявления детской самостоятельности, стремления искать, пробовать, добиваться.

Этап планирования. После выявления проблемы педагог в ходе совместного обсуждения с детьми помогает им определить, что можно сделать для ее решения, тем самым обозначая цели и конкретные действия детей. В процессе обсуждения, помимо стимулирования каждого участника проекта к высказыванию собственного мнения (как ты думаешь, что нужно сделать, идея конкретизируется в цели проекта (будем делать чертеж, рисовать газету, изготавливать пригласительные билеты, делать альбом и т. д., котораястановится общей для желающихпринять участие в этом деле. Кроме этого, обсуждение включает поиск ответов на вопрос «как» это сделать: отбор материалов, обсуждениепоследовательности работы, распределение обязанностей между участниками проекта.

В ходе разработки плана проекта важно обратить внимание детей не только на то, что они могут сделать, но и на то, как и с помощьючего или кого. То есть план предполагает четкое осознание детьми необходимых материальных (материалов, пространства, орудий труда)и информационных ресурсов для осуществления задуманного. В поискахисточников информации и доступак материалам дети могут обращаться за помощью к другим взрослым,родителям, старшим детям. Эта возможность тоже обсуждается с детьмина этапе планирования.

Этап осуществления проекта. В процессе реализации плана педагог должен поддерживать детей, помогать им не останавливаться из—затрудностей и неудач. Проблема обязательно должна быть решена. Одним из приемов преодоления трудностей может стать их совместное обсуждение, когда ранее составленныйплан корректируется с учетом возникших обстоятельств, детьми выдвигаются новые предложения, идетпоиск других путей или способов решения проблемы. В процессе такого обсуждения дети приобретают способность рассуждать, рассматривая варианты решения задачи, учатся предполагать (предвидеть, чем завершится каждый из них, оценивать последствия. Они учатся принимать решения и нести ответственность за них, а проверяя выбранный способ на практике, учатся мыслить.

Реализация задуманного происходит в работе с максимально высокой степенью детской самостоятельности. Каждый участник проекта должен иметь право на поиск оптимальных средств и способов изготовления продукта, право на ошибку, когда то, что он сделал, оказывается неправильным или непригодным. На этот вывод ребенок должен сделать самостоятельно, сопоставляя полученный продукт с ожидаемым результатом по внешнему виду или функциям (размер пригласительного билета оказался меньше, чем аппликация для него; газета из ватмана неудобна, чтобы отнести ее домой; кукольная кровать, изготовленная из тонкой бумаги, непрочная и т. д.)

Педагог должен понимать, что к решению проблемы дети должны дойти максимально самостоятельно, поэтому ничего нельзя делать или решать за них. Нужно поддерживать желание достичь результата, обращая внимание на его важность для группы, младших детей, для детей сада или родителей. Акцент на социальной востребованности продукта усиливает мотивацию детской проектной деятельности и помогает довести начатое дело до конца.

Этап завершения проекта. Завершение проекта предполагает обсуждение с детьми - была ли решена заявленная проблема. На этом этапе педагогу нужно еще раз показать детям, как важна их работа для других, обратить внимание детей на возможность применения полученного продукта. Он, как итог проекта, должен быть использован в жизни ребенка или группы, помогая решить изначально возникшую проблему. Педагог также должен продемонстрировать новые проблемы, трудности, ситуации, возникшие в процессе или в результате проекта. Они могут стать основой для возникновения других проектов.

Публикации по теме:

Дошкольник как специфический субъект образовательной деятельности Ребенок развивается в деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные.

Консультация «Место проектной деятельности в образовательном процессе в ДОУ» «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая.

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания (этапы работы над проектом) Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный и перспективный метод,.

Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности Сообщение из опыта работы: «Экспериментирование в проектной деятельности как метод развития самостоятельности и познавательной активности».

Консультация «Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края. В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка.

Консультация для воспитателей «Ошибки в организации проектной деятельности» Проектная деятельность прочно вошла в практику педагогов дошкольных образовательных организаций. Несомненно проектная деятельность интересна.

Консультация для воспитателей «Алгоритм написания НОД по проектной деятельности» Консультация для воспитателей: «Алгоритм написания НОД по проектной деятельности» Советы воспитателю по работе над проектом • Глубоко изучить.

Программа проектной деятельности «Тактильная книга как средство познания окружающего мира» 1. Нормативно-правовая и документальная основа: -Закон Российской Федерации «Об образовании». - Федеральный государственный образовательный.

Опыт работы «Организация проектной деятельности с дошкольниками как ресурс взаимодействия с семьёй» Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных.

Автор публикации:
Консультация «Дошкольник как субъект проектной деятельности»
Опубликовано: 22 февраля 2018 в 16:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Дошкольник как субъект проектной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Щербина (УИ 1432253) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД