Папки-передвижки

Консультация «Формы работы с родителями воспитанников с целью привлечения их в воспитательно-образовательный процесс»

Вера Апарина
Консультация «Формы работы с родителями воспитанников с целью привлечения их в воспитательно-образовательный процесс»

Главным в работе любого дошкольного образовательного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь.

Публикация «Консультация „Формы работы с родителями воспитанников с целью привлечения их в воспитательно-образовательный процесс“» размещена в разделах

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – является первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

Задачами детского сада являются: установление единства в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей, изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Также важной задачей детского сада является привлечение родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником. Для этого в детском саду существуют различные формы работы с родителями - традиционные (родительское собрание, презентация детского сада, семинары и консультации, наглядный материал - информационные стенды, буклеты, памятки; педагогические беседы, посещение семей, дни открытых дверей и т. д.) и нетрадиционные (анкетирование, конкурсы и проекты, круглый стол с родителями) формы работы.

Родителям необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. В законе российской федерации об образовании говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ

Семья как ведущий социальный институт формирования

личности ребёнка

Семья была, есть и, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определённого образа его жизни.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.) Выявлено много признаков семьи. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. Всё чаще семью называют специфически малой социально – психологической группой, подчёркивая тем самым, что для неё характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание её членов, общее домашнее хозяйство.

Семья с позиции социологов (Гуреневич З. А., Ковалёвский М., Михайловский Н. К. и др.) – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

Как самая малая, первичная социальная ячейка, семья представляет своего рода «элементарную частицу» общества. Будучи особой самостоятельной частью, она в то же время тесно связана с определённой социальной средой и от неё зависит. В семье находят отражения всё основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни. В то же время семья влияет на жизнь общества, ей принадлежит решающая роль в процессе воспроизводства самого человека, продолжении человеческого рода, на неё ложатся большие обязанности в воспитании детей и подростков, в физическом и духовном развитии личности. Семья, по признанию учёных, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Толковый словарь современного русского языка дает следующее определение семьи: «Семья – это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Семья – это группа людей, сплочённых общей деятельностью, интересами, дружбой, или это просто люди, живущие в одном селении»

В жизни многих людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявления. Для одних семья – оплот, надёжный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других – своего рода брони, где все её члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья, подавляющее большинство живущих на Земле связывают, прежде всего, с семьё й: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своём доме. Оказывается, что люди, имеющие, по их собственным оценкам хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более спокойно переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее, по сравнению с теми, кто не сумел создать нормальную, сохранить её от распада или является убеждённым холостяком. Об этом говорят результаты социологических исследований, проведенных в разных странах.

Воспитание – это сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только даёт, а другой только принимает, один получает, а другой слушает. Воспитание – это не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделёнными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи :

1. Воспитание ребёнка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребёнком и обществом, служит передачей ему социальному опыта. Через внутрисемейное общение ребёнок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребёнок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать «семейное кредо» - так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определённое воздействие. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда не покидает его.

Семья представляет собой своеобразную школу, в которой каждый «проходит» много социальных ролей. Появился ребёнок, стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом и дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приёмов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей. Во имя общих интересов семейный коллектив оказывает созидательное влияние на всех членов.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи, побуждающее их к самовоспитанию.

Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осознают своё влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых жней жизни.

Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребностями, которые хотят реализовать родители. Но не всегда потребности и возможности совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над собой» расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребёнка, развивать у себя те или иные способности и т. д.

Для того чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием. риходится «работать над собой» расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребёнка, развивать у себя те или иные способности и т. д. Для того чтобыхорошим

В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые так нуждаются в опёке, учении. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители «идут» по ступенькам самовоспитания, самообразования. Бесконечная работа родителей, направленная на обогащение своего кругозора, совершенствование семейного образа жизни, повышение эффективности воспитательной деятельности – залог счастливого детства ребёнка.

Таким образом, ребёнок в семье – неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родителей. А желание развить у своего ребёнка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей : очень сложно привить ребёнку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от тех, которые постоянно демонстрируешь.

Семья имеет большое значение в овладении человеком социальным нормам, а когда речь идёт о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, роль семьи становится кардинальной. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Воспитание ребёнка в семье

Своеобразным коллективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества ребенок приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребёнка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие. Целью воспитания ребёнка в семье является всестороннее развитие личности. В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций.

Семейное воспитание – одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, т. е. стихийным. Стихийные – это несезонные, неконтролируемые воздействия, например, манера поведения, укоренившиеся привычки взрослых, их распорядок жизни и многое другое. Такие воздействия повторяются и влияют на ребёнка изо дня в день. Часто родители недооценивают этот фактор воспитания.

В семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребёнка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребёнка являются нравственная атмосфера жизни семьи, её уклад, стиль. Под этим подразумевается социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребёнка – первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребёнок рано включается в системы этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослым и ребёнком, уважительным отношением к детям активнее формируется такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.

О том, что семья играет особую, незаменимую роль в формировании личности, говорят сравнительные исследования, посвящённые проблеме осознания детьми своего опыта в семье. Так, в семье ребёнок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, он усваивает навыки социального поведения, подражания поведению родителей. В семье все воздействия на ребёнка осуществляются индивидуально, обращены именно к нему.

Психолог С. Ю. Мещерякова, наблюдая детей раннего возраста, отмечает, что воспитывающийся в семье ребёнок активен, инициативен, открыт, доброжелателен, доверчив к окружающим людям, проявляет высокий уровень любознательности, жизнерадостен, что свидетельствует о его самоощущении.

Одна из наиболее примечательных особенностей психологического склада ребёнка – постоянное стремление иметь перед собой живой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Ребёнок, если он может делиться своими радостями и огорчениями с родителями, обретает большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность.

Семейное воспитание основано на эмоциональном, интимном характере отношений, оно выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям.

К особенностям семейного воспитания относятся также постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребёнка со стороны родителей и других взрослых членов семьи. Воспитательный процесс в семье – явление своеобразное, он не имеет ни начала, ни конца, осуществляется постоянно словом и делом, поступком и интонацией. Стихийные и целенаправленные воздействия в семье повторяются изо дня в день, и ребёнок здесь - объект воспитания, внимания, руководства и контроля.

В семье имеются объективные возможности для естественного включения ребёнка в её бытовую, хозяйственную деятельность, в совместный отдых, в общественно – полезную деятельность (во дворе дома, детском саду, опосредованное приобщение ребёнка к труду родителей. Представляя собой малую социальную группу, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребёнка к общественной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта

В многочисленных трудах отечественных психологов отмечается, что для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребёнком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт, оказывается возможным только в семье. В отечественной психологии установлено, что развитие ребёнка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно – эмоциональное общение ребёнка с матерью – первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

Активные формы работы детского сада с семьёй

Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны : живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях : индивидуально и с коллективом родителей.

Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с родителями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Как мы уже говорили, задачами детского сада являются: установление единства в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей, изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Следовательно, формами работы детского сада с родителями детей в дошкольном возрасте будут являться:

Традиционные формы работы;

Нетрадиционные формы работы.

Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны. К ним относятся:

1. Презентация детского сада

Поступление ребёнка в детский сад – очень важный момент для каждой семьи. Презентация детского сада – это праздник знакомства новых детей и их родителей с детским садом, коллективом, помещениями, программами, по которым работает детский сад. Основная задача – с первых минут общения вызвать у ребёнка радость, сформировать в сознании родителей положительный образ детского сада, продемонстрировать настрой на взаимодействие и взаимопроникновение в проблемы друг друга. Это мероприятие требует большой подготовки, но приносит огромную отдачу, облегчает процесс адаптации ребёнка к детскому саду, снижает уровень родительских тревог и опасений по поводу пребывания ребёнка в детском саду.

Родительские собрания

Одна из наиболее традиционных форм работы с родителями. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.

Заключение

Коллективом, играющим в воспитании ребенка младшего дошкольного возраста основную, долговременную и важнейшую роль, является семья. В семье складываются социальные, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. В семье ребёнок получает первые трудовые навыки, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовывать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина. До сих пор в науке нет единого определения семьи. Существуют разные понятия семьи: Семья – это социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Семья является многофункциональной системой.

Семья – это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Семья – это группа людей, сплочённых общей деятельностью, интересами, дружбой, или это просто люди, живущие в одном селении. Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций, важных для общества, необходимых для жизни каждого человека. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семьи. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшее. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой. Рассматривая семью, приходим к выводу, что семья очень многофункциональна и ей присущие такие функции как: репродуктивная (продолжение рода, воспитательная, хозяйственная, функция организации досуга, коммуникативная, центральная функция любви и др.

Семья – первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек; это малая социальная группа – первая школа жизни для ребёнка. Родители – его первые учителя. А. С. Макаренко подчеркивал: «Воспитывает всё : люди, вещи, явления, но прежде всего, и больше всего – люди. Из них, на первом месте – родители и педагоги». В семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья, физических качеств ребенка, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с родителями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

Существуют следующие формы работы детского сада с родителями в младшем дошкольном возрасте:

Традиционные формы (это такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны). К ним относятся: презентация детского сада, родительские собрания, семинары и консультации для родителей, наглядный материал, педагогические беседы с родителями, посещение семьи, дни открытых дверей, переписка педагогов и родителей, анкетирование.

Нетрадиционные формы (это педагогические инновации, новые формы работы с родителями). К ним относятся: конкурсы и проекты, «круглый стол» с родителями, деловые игры, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, встречи знакомства, праздники в детском саду.

Таким образом, использование традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.

Публикации по теме:

Консультация «Формы работы школы с родителями» Формы взаимодействия школы с семьями воспитанников Информационно-аналитические формы Цель: сбор, обработка и использование данных о семье.

Использование эффективных форм работы по вовлечению родителей в образовательный процесс Семья и дошкольное учреждение- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития.

Вовлечение родителей в образовательный процесс. Современные формы и методы взаимодействия План саморазвития педагога МБДОУ детского сада «Ивушка» Осиповой К. А. на 2017-2018 учебный год «Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс В детском саду ребёнок получает свои первые знания, приобретает навыки общения.

Внедрение фольклора в современный воспитательно-образовательный процесс Цель: формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками.

Консультация для педагогов «Формы работы с родителями» Консультация для педагогов «Формы работы с родителями» Слайд 1 Семья и детскийсад– два.

Консультация на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ» Консультация на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ» «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы,.

Фотоотчет «Нестандартные формы работы с родителями-игротеки, как средство взаимодействия с семьей воспитанников»Фотоотчет «Нестандартные формы работы с родителями-игротеки, как средство взаимодействия с семьей воспитанников» Не секрет, что работа с родителями-одно из важнейших направлений ДОУ. К сожалению, современный родитель не всегда рад взаимодействовать.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс ДОУ с целью укрепления здоровья детей Одной из задач образовательного процесса в МБДОУ № 22 с. Бошняково Углегорского городского округа Сахалинской области является забота о.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей Не все родители открыто идут на контакт. В большинстве случаев, заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формы работы с родителями воспитанников с целью привлечения их в воспитательно-образовательный процесс»
Опубликовано: 6 января 2019 в 09:11
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД