МААМ-картинки

Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника»

Людмила Кикина
Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника»

Консультация для родителей

«Игра – ведущая деятельность дошкольника»

Подготовила: Л. В. Кикина

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки,

фантазии, творчества. Без этого он – засушенный

цветок.

В. А. Сухомлинский

Публикация «Консультация „Игра — ведущая деятельность дошкольника“» размещена в разделах

Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «игра» ассоциируется с чем-то неповторимым, сказочным, радостным. Игра зарождается уже в грудном возрасте. Активно действовать, играть ребенок может только в состоянии комфорта, когда его ничего не беспокоит, он сыт и выспался.

С раннего возраста, общаясь с близкими, ребенок познает мир людей: как они действуют с предметами, как относятся к животным, природе, друг другу и т. д. И играя начинает воспроизводить отдельные наиболее значимые и понятные ему события из настоящей жизни, но не копирует их, а многое делает «понарошку». В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Именно в игре обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка. В игровой деятельности дошкольник замещает предметы, а также берет на себя ту, или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Чаще всего ребенок изображает в игре взрослых людей: маму, папу, воспитательницу, врача, шофера и т. д. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

( Например: при исполнении роли покупателя ребенок постигает, что он не может уйти из магазина или аптеки, не заплатив за покупку и т. д.)

Советский педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…». (т-4, с 366)

Во что играют наши дети? – Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясно, что играют они в «настоящую жизнь». Чтобы обогатить игру ребенка необходимо постоянно расширять его кругозор, учить наблюдать за окружающим, привлекать его к посильному участию во всех домашних делах. С возрастом увеличиваются возможности детей отражать в игре разные события: выезд на природу, поход в парк, службу в Армии и пр.

Как играют дети? – Младшие дошкольники играют, как правило в одиночку, без сверстников. От взрослого они ждут помощи, поддержки, поощрения. В индивидуальные игры дети играют долго, даже в школьном возрасте. Дошкольник, играя самостоятельно любит, чтобы при этом присутствовали взрослые: ему уютно, он чувствует не только защищенность, но и внутреннюю поддержку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Дети выделают роли и правила, на которых строятся взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся в игре – это или семейные, или воспитательные, или профессиональные, или сказочные. В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, они уже гораздо отличаются большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий. Многие предметы натурального характера, используемые в играх младших дошкольников, заменяются условными. ( Например: обычная палка может быть ножом, вилкой, микрофоном и т. д.) В игре впервые проявляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские способности, умения и навыки. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.

Цель игры направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

Средствами игры: являются знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях и действиях ребенка.

Есть не в пример наукам хитрым

Совсем нехитрая одна:

Распознавать по детским играм,

Чем озабочена страна.

Все виды игр можно объединить в две большие группы:

1 группа – игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении, Ребята способные самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные решения игровых задач. Игры этой группы особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребенка.

2 группа – различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенных результатов. В этих играх решаются конкретные задачи воспитания и обучения. Они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которые должен усвоить, а в дальнейшем и следовать играющий.

К группе игр с фиксированной программой действия относятся: подвижные, дидактические, музыкальные, игры-драматизации, игры-развлечения.

Подвижные игры способствуют развитию и совершенствованию основных движений, выработке нравственно-волевых качеств, косвенно влияют на умственное и эстетическое воспитание дошкольников. С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества,

и прежде всего скорость и ловкость. Для полноценного физического развития ребенка необходимо, чтобы он играл в подвижные игры, пользовался лыжами, коньками, совершал пешеходные экскурсии.

Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей, развитию речи детей, пополнению и активизации словаря, социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника. В этих играх дети получают новые знания, учатся обобщению, а также расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развивают память, внимание, наблюдательность; умение высказывать свои суждения, делать умозаключения. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Музыкальные игры благотворно влияют на развитие эмоционального отклика ребенка на музыку, развивают память и чувство ритма. Такие игры направлены на развитие музыкальных и творческих способностей дошколят, улучшают слух ребенка.

Игры-развлечения повышают эмоционально-положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности.

Особое значение в развитии детей от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т. д. В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей, умение довести начатое дело до конца.

Для того, чтобы ребенок начал играть в «Магазин», «Библиотеку», «Поликлинику» и т. д. надо, чтобы он узнал о том, как работают продавцы, библиотекари, врачи и т. д. Поэтому игре предшествуют обычно наблюдения детей за жизнью и трудом взрослых.

Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свое пожелания относительно хода игры, если не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие речи.

Следует также следить за тем, чтобы после игры ребенок сам приводил в порядок свои игрушки. Для этого, прежде всего необходимо, чтобы взрослые в семье не давали повода ребенку думать, что можно не убирать за собой игрушки. Ребенок должен не только видеть, как взрослые, старшие сестры и братья убирают свои вещи после работы, приготовления уроков, еды, но также и сам убирать свои вещи и игрушки.

В некоторых случаях, если ребенок начал какую-либо сюжетную постройку или игру, надо сохранить построенное или подготовленное для игры до того времени, когда можно будет вновь вернуться к ней. Иногда дети играют в одну и ту же игру по несколько часов, а иногда и по несколько дней. Если к игре проявляется такой устойчивый интерес, то не следует ее нарушать.

В заключении хочется повторить: игра ребенка – это важная часть его жизни, и относиться к игре надо очень внимательно.

Игра - неотъемлемая часть развития Вашего ребёнка, главный плюс которой состоит в активной и самостоятельной деятельности ребёнка, при которой он проявляет свои способности и видит результат своих действий.

Литература:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой, М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014;

А. И. Сорокина «Дидактическая игра в детском саду». «Просвещение», 1982,стр. 96;

А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». «Просвещение», 1991, стр. 126;

Д. В. Менджерицкая "Воспитателю о детской игре", Москва, "Просвещение", 1982 г. (стр. 3-58)

Журнал "Дошкольное воспитание", 4/2002, (стр. 7-10);

Н. В. Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста».- Ростов-на-Дону. : Феникс, 2008.- 251 с. ;

Г. К. Селевко "Современные образовательные технологии", М. : Народное образование, 1958г. (стр. 50-52).

Публикации по теме:

Безопасность дошкольника. Консультация для родителей «Безопасность дошкольника» Выступление заведующей МБДОУ д/с «Алёнушка» с. Озерки. Петровского района, Саратовской области Степченко Валентины.

Консультация «Физическое развитие дошкольника» Полноценное физическое развитие дошкольника - это прежде всего современное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса.

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Д. Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности,.

Игра как ведущая деятельность дошкольников Игра для дошкольников -способ познания окружающего. Социальный характер игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже.

Консультация для педагогов «Инновационная дидактическая игра дошкольника» .

Из опыта работы с родителями воспитанников. Выступление на педсовете «Игра — ведущая деятельность дошкольников» Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы.

Консультация для родителей «Режим дня дошкольника» Важность соблюдения режима дня для дошкольника. Нет большей радости для родителей, чем видеть своих детей здоровыми, закалёнными. Чтобы.

Консультация для родителей «Игра как ведущий вид деятельности дошкольника» Консультация для родителей: «Игра – как ведущий вид деятельности дошкольника» Дошкольное детство – короткий, но очень важный период становления.

Консультация «Игра как средство воспитания нравственно-волевых качеств у дошкольника» Игра, как средство воспитания у дошкольников нравственно-волевых качеств «….Как рано, поразительно рано проявляются в играх первые зародыши.

Консультация «Психологическое здоровье дошкольника» Одной из главных задач ДОУ и семьи является охрана нервно-психического здоровья детей. Укрепление нервной системы ребенка посредством создания.

Автор публикации:
Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника»
Опубликовано: 1 января 2016 в 20:35
+190Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 117.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД